Сценирование урока по математике "Геометрические фигуры"
1. Образовательная область: математика, технология
Тема: « Геометрические фигуры»
2. Цели урока:
Предметные - Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки).Знать понятия «четырёхугольник», «прямоугольник». Уметь их распознавать. Знать понятие «пересечение под прямым углом».Уметь прикладывать угольник к изображению угла. Уметь распознавать такие фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник, и правильно использовать соответствующие термины.
Метапредметные
· Личностные:
Положительное отношение к школе, к изучению математики. Понимание значения математики в жизни человека, представление о знании и незнании.
· Регулятивные:
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
· Познавательные:
Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам.
Устанавливать пространственные отношения: выше - ниже, слева - справа, сверху – снизу, спереди – сзади, перед, после, между и др.
Сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме и размеру
· Коммуникативные:
Принимать участие в работе парами и группами.
Методологические (оргдеятельностные): Выполнить работу творческого характера используя полученные на уроке знания – рисунок из геометрических фигур.
3. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность ученика - отличительные свойства геометрических фигур на плоскости.
4. Планируемые способности: 1) когнитивные(познавательные) качества - умение видеть в окружающих предметах геометрические фигуры.
2) креативные(творческие) качества - создавать с помощью геометрических фигур предметы.
3) методологические (оргдеятельностные) качества – договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.
5. Личностное целеполагание учеников на занятие будет происходить через интригу связанную с учебными персонажами Машей и Мишей.
6. Образовательная ситуация.
1) Решение ключевой проблемы – как отличить фигуры друг от друга? Почему их так называют? Где прячутся фигуры?
2) Назвать отличительные признаки геометрических фигур. Назвать основные свойства симметричной фигуры. Назвать основные свойства ломаной линии. Найти фигуры заданной формы. На какие фигуры похожи окружающие нас предметы? Изобразить предметы с помощью геометрических фигур.
3) В конце урока обучающиеся в парах должны создать рисунок любого предмета с помощью определенных геометрических фигур.
4) В ходе урока в качестве аналогов геометрических фигур будут представлены предметы быта, дорожные знаки и прочее.
5) Рефлексия учащихся будет проходить в виде самопредставления творческих работ.
7. Диагностика внешнего образовательного продукта проходит в виде обоснования обучающихся своей работы: соответствие критериям задания, сравнение с аналогичными работами товарищей. Для поощрения используется словесные формы оценки, т.к. отметочная система в 1 классе еще не введена.
Приобретенный опыт, точное и уместное употребление терминов, знание признаков геометрических фигур при описании своих творческих работ позволит мне, как учителю, диагностировать прирост внутреннего образовательного продукта.
8. Правильно выполненные работы учеников, их словесное обоснование, трудоспособность и плотность урока, эмоциональный настрой на работу (заинтересованность учащихся) позволит мне сделать вывод об успешности проведенного занятия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивационная ситуация.
2.1. Учитель: Вы любите играть в прятки? А что больше любите прятаться или искать? Сегодня мы попробуем себя в разных ролях. А что же мы будем искать и прятать?
2.2. Сценка, подготовленная ребятами класса «Про Машу и Мишу»:
«- Маша, поэтам и художникам нужен «особый взгляд» на вещи, а математику нужно обладать таким даром?
- Конечно! Вот посмотри. Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?» (Слайд№2)
Учитель: - Ребята, давайте поможем Маше и Мише разобраться.
Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О геометрических фигурах)
2.3. Учитель:– Закрасьте только прямоугольники.
Учитель:– Назовите свойства прямоугольника.
Учитель:– Как называются другие фигуры? (Четырехугольники.)
Учитель:– Какие еще геометрические фигуры вы знаете?
Учитель:– Сегодня на уроке повторим названия изученных геометрических фигур и геометрических понятий.
3. Работа по учебнику (с. 68).
З а д а н и е № 1.
– Что изображено на чертеже? (Геометрические фигуры.)
– Какие фигуры есть на чертеже? (Круги, треугольники, прямоугольники.)
– Сколько всего геометрических фигур? (10 фигур.)
– Сколько кругов? (4 круга.)
– Сколько треугольников? (3 треугольника.)
– Сколько прямоугольников? (3 прямоугольника.)
– Выполните математическую запись по схеме + + = .
З а п и с ь: 4 + 3 + 3 = 10.
– Поставьте на треугольники зеленые фишки, на круги – синие, на прямоугольники – желтые.
– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых все стороны равны?
– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых прямой угол?
– Рассмотрите прямоугольники. Какие стороны у них равны? (У прямоугольника противоположные стороны равны.)
– Есть ли среди данных прямоугольников такие, у которых все стороны равны? Как они называются? (Это квадрат.)
– Найдите среди данных фигур симметричные.
– Проведите для каждой такой фигуры прямую, относительно которой они симметричны.
З а д а н и е № 2.
– Из каких геометрических фигур состоит рисунок?
– Сколько здесь треугольников? (5.)
– Сколько здесь прямоугольников? (10.)
– Сколько здесь кругов? (6.)
– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых есть прямой угол?
– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых все стороны равны?
З а д а н и е № 3.
– Рассмотрите данную фигуру. На что она похожа? (На открытый почтовый конверт.)
– Из скольких отрезков состоит эта фигура? (12 отрезков.)
– Назовите свойства отрезка. (Отрезок – это часть прямой; отрезок имеет два конца, концами отрезка являются точки.)
– Покажите замкнутую ломаную линию на этом чертеже.
– Назовите основные свойства ломаной линии. (Ломаная состоит из отрезков, отрезки называются звеньями ломаной; концы отрезков – это вершины ломаной; вершина, из которой выходит одно звено, – это конец ломаной; если у ломаной нет концов, то она замкнутая.)
– Обведите данную фигуру, не отрывая карандаша и не проходя дважды по одному и тому же отрезку. (Надо начать обход из вершины, в которой сходятся 3 отрезка.) (Слайд №3)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза) И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)
4. Найди фигуры:
Учитель:– Все треугольники раскрасьте желтым карандашом, а четырехугольники – синим. Что получилось?
5. Учитель:- А где ещё прячутся геометрические фигуры?
- Найдите их в окружающих нас предметах (например
Ф и з к у л ь т м и н у т к апод музыку.
6. Учитель: -А теперь вам самим предстоит изобразить окружающие нас предметы с помощью геометрических фигур. Разделимся на три команды по рядам. Каждая будет работать со своей фигурой. Первая команда – «Треугольники», вторая – «Круги», третья – «Четырехугольники». Фигуры могут быть любые по цвету, форме и размеру. Работаем в парах, т.е. создаем одну работу на двоих. Договоритесь с соседом, что вы будете изображать. Распределите обязанности