Мультимедиа-технологии в воспитании информационной культуры учащихся
Заведующая БИЦ МОУ СОШ № 8 Маркина Н.П.
Условия возникновения и становления опыта
БИЦ МОУ СОШ № 8 уже несколько лет выполняет функции не только формирования фондов учебной и художественной литературы и обеспечения образовательного процесса учебно-методическими пособиями. Ведущим направлением работы является инновационная деятельность, цель которой – поиск, оценка, разработка и применение библиотечных новшеств.
Ведётся активная работа по приобщению школьников к книге, обучению учащихся использованию ИКТ в учёбе, формированию нравственных и эстетических ценностей. Наряду с традиционными формами работы (организация тематических выставок, библиотечные уроки, викторины) используются интегрированные уроки, интерактивные игры: «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?». Постоянными стали внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы. Заведующий БИЦ ведёт элективный курс « Основы информационной культуры» для учащихся 5 классов.
По мнению Н.И Гендиной: «Выпускники школ оказываются беспомощными при решении информационных задач:
o Не знают состава библиотечных каталогов и картотек.
o Не владеют методикой выполнения информационных запросов.
o Не умеют грамотно оформить результаты поиска.
o Не умеют искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации: (справочниках и словарях, каталогах библиотек), при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам»
Основными целями школьной библиотеки на современном этапе являются: организация информационной подготовки школьников, обеспечение ориентации и организации доступа к региональным и глобальным информационным ресурсам.
Сегодня библиотека школы оборудована двумя компьютерами, имеющими выход в Интернет, имеет два автоматизированных рабочих места – библиотекаря и читателя), есть медиатека (более 400 дисков), в которой собраны учебные материалы для учителей-предметников, справочные и другие отраслевые пособия для пользователей-учащихся. Компьютеризация библиотеки позволила привлечь и использовать новые информационные массивы. Индивидуальная компьютерная работа учащихся строится следующим образом: читатели с навыками пользователя ПК самостоятельно осуществляют информационный поиск по заданной теме, используя доступ к разнородным электронным ресурсам, анализируют и синтезируют полученные документы, распечатывают с помощью принтера. Тех, кто не имеет необходимых навыков, информирует библиотекарь.
С 2006 года ведутся электронный каталог основного фонда документов, электронный учебный каталог, которые имеют постоянное обновление.
Заведующий библиотекой прошёл профессиональную подготовку по специализации «ИКТ в деятельности библиотеки образовательного учреждения».
Актуальность темы
Актуальность темыобусловлена изменением парадигмы образования, необходимостью обеспечения его адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в обществе, что отражается на деятельности учреждений образования и школьных библиотек.
Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний, значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает.
Подготовка детей и подростков к жизни в обществе знаний – миссия современной школьной библиотеки. И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Поэтому существенным компонентом функционирования школьной библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.
Библиотека предоставляет своим пользователям разнообразные по виду и назначению электронные образовательные ресурсы. Под электронными ресурсами библиотеки понимается совокупность библиографических, справочных, полнотекстовых и других фактографических баз данных, разработанных и поддерживаемых в библиотеке. Электронные информационные ресурсы являются частью информационной среды библиотеки. БИЦ оснащен компьютерной техникой и автоматизированной библиотечной системой - АИБС «1С: Школьная библиотека», имеет выход в Интернет. Далее
Мультимедийные технологии в воспитании информационной культуры учащихся
Publish at Calaméo or browse others.
|