«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем"
Ход занятия.
Орг. момент.
Повторение ранее пройденного материала.
А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира.
- С какими историческими эпохами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
- Какой мир был обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?
- Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока и разгадаем кроссворд по эпохе Первобытного мира.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Объединения родов древних людей. (племена)
Что доставалось старикам и старухам от туши убитого животного в первобытном обществе? (кость)
3. Кому доставалась первая доля от туши убитого животного в первобытном обществе (сущ. в Им. пад) (мать)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Часть небольшого рода первобытных людей. (семья)
По мнению большинства учёных, в какой части света находится прародина человечества? (Африка)
Б) Проведение мини-теста по эпохе Древнего мира.
- Мы с вами двигаемся дальше по реке времени, сейчас поговорим о следующей за эпохой Первобытного общества эпохе – Древнего мира и проведём небольшой тесть, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал.
- У вас на столах лежит раздаточный материал. В напечатанный текст вы должны вставить пропущенные слова. Помните, что речь идёт об эпохе Древнего мира
Ответы для учителя:
1. …цивилизацией 2. …городами 3. …письменность 4. …обликом городов, государственными порядками, письменностью. 5. …Древней Греции, первые Олимпийские игры 6. …Древнем Риме, восстание рабов, Спартака 7. …железный топор, дисковое колесо, парусно-гребные корабли, колесо со спицами 8. …календарь в Древнем Египте, шёлк в Древнем Китае, алфавит из гласных и согласных букв в Древней Греции, название месяцев в Древнем Риме.
Тест по эпохе Древнего мира.
Эпоха Древнего мира началась в то время, когда люди вышли из первобытного состояния и поднялись на более высокую ступень развития, которая называется…………………………………..
В тот период возникли поселения ремесленников, торговцев, правителей, которые и являлись первыми…………………….
Для того, чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города появилась …………………………………………………………………..
Цивилизованные страны отличались друг от друга……………
……………………,……………………………………………….,
……………………………………………
В ………………………………… в 776 году были проведены
………………………………………………………………………
В …………………………………. В 74 г. н. э. произошло…….
………………………….. под предводительством………………….
В эпоху Древнего мира появились следующие технические достижения: ……………………………………………………….
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
Изобретениями цивилизации Древнего мира считаются:………
………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………
Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемного вопроса.
- Теперь мы с вами готовы дальше двигаться по реке времени.
- Как называется следующая после Древнего мира историческая эпоха?
- Вспомните, что такое общество, государство?
- Что такое религия?
- Следовательно, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, на какие вопросы мы с вами должны будем получить ответы?
- Откройте учебники на стр. 60. Прочитаем диалог Анюты и Илюши и посмотрим, какие же вопросы волновали наших героев .
…………………………………………………………………………………………….
- Какие вы заметили противоречия в разговоре детей? Какой возникает вопрос?
- Как вы думаете, кто из детей прав?
- Начнём отвечать на возникшие вопросы и постараемся хоть немного прикоснуться к эпохе Средневековья и разобраться с происходящим в мире в данный исторический период.
Работа по теме урока.
А) Рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций.
- Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья.
В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы.
К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам.
Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.
- Откройте карту на стр. 62 – 63 учебника и посмотрите, как изменились границы и названия цивилизаций в Средние века.
Б) Знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода.
- Какой вопрос больше всего волновал Анюту и Илюшу ? А вы как считаете?
- Давайте и мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и доказать нашу точку зрения.
Начнём с того, что каждая средневековая цивилизация подарила человечеству свои достижения, познакомила со своими традициями. Возьмём, к примеру, АРХИТЕКТУРУ. Огромное количество памятников сохранилось по всему миру. Полюбуемся некоторыми из них…
(учитель показывает фотографии с изображениями построек жителей разных частей света)
………………………………………………………………………………………………
- А тетерь возьмите у себя на столах иллюстрацию с изображением различных храмов. Найдите православный храм. В чём его отличие от других?
……………………………………………………………………………………
- Вы уже знаете из курса ИЗО о том, как строились в это время города, ведь именно в этот период начинают появляться города. Каждый город имел укрепления: стены, ворота, башни. В случае нападения неприятеля они были прекрасной защитой
(рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций). Во многих городах были и монастыри.
- Рассмотрите изображение монастыря(раздаточный материал). Чем отличалось строительство монастырей?
- Давайте немного подробнее остановимся на средневековых рыцарских замках. Это совсем другой тип дома, как правило, встречающийся в Средневековой Европе. Своё жилище рыцари рассматривали как крепость, окружали мощными стенами и рвами. Дома крестьян и землевладельцев строили вокруг замков.
- Как вы думаете, с какой целью? ( чтобы во время наступления неприятеля можно было укрыться за высокими стенами)
- А сейчас мы с вами поиграем в АРХИТЕКТОРОВ. Используйте всю свою фантазию и возведите себе укрепление. А я в это время прочитаю вам отрывок из произведения Вальтера Скотта, в котором он описывает средневековый замок, вы узнаете какие укрепления существовали в замках.
- Раз уж мы заговорили о замках, давайте поговорим и об их обитателях – рыцарях, о некоторых традициях рыцарства.
- ПОСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ О РЫЦАРЯХ И ИХ ДОСПЕХАХ ( видеоурок)
…………………………………………………………………………………………………………
- Послушайте отрывок из произведения В. Скотта «АЙВЕНГО» и вместе со средневековым рыцарем побываем на турнире. (читает заранее подготовленный ученик)
……………………………………………………………………………………………………………..
- А сейчас ещё одна игра «В поход с рыцарем».
…………………………………………………………………………………………………
- Но пора нам двигаться дальше, ведь мы ещё не знаем очень многого об этой эпохе. Поговорим о достижениях науки, техники, литературы.
- Вы ведь много знаете из курса «Литературного чтения» о том, какой была ЛИТЕРАТУРА того времени. Расскажите.
………………………………………………………………………………………………
- Кроме того, развивалась живопись(показ репродукций картин),СКУЛЬПТУРА (показ фотографий), а в православном мире процветало развитие ИКОНОПИСИ ( показ фотографий).
- Во многих странах, в том числе и на Руси, создавалась своя ПИСЬМЕННОСТЬ, было очень много грамотных людей.
- Арабские врачи научились делать операции на сердце, почках, мореплаватели изобрели косой парус, с помощью которого можно было двигаться против ветра, учёные исламского мира составили карту звёздного неба. В Индии научились прясть ковры, выращивать пряности, в Китае изобрели бумагу, порох, компас для морских путешествий. А на Руси в 15 веке появились чернила.
- Как вы думаете, изменилось что-то в жизни людей с появлением этих изобретений?
………………………………………………………………………………………………
- Можно ли об этой эпохе сказать, что она «средняя», «неинтересная»?
……………………………………………………………………………………………
В) Исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века»
-Ответить нам предстоит ещё на один вопрос, как же государство управляло обществом в Средние века.
- Поработайте в парах, рассмотрите схему управления государством, подберите подписи к рамкам.
………………………………………………………………………………………………….
( далее проводится проверка работы на аналогичной схеме на доске)
- Объясните, как распределялись государственные обязанности между разными группами средневекового общества?
- От кого зависела власть с средневековых государствах?
5. Закрепление изученного.
А) Фронтальная работа
- А теперь посмотрим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. При ответах на вопросы пользуйтесь текстом учебника, можно зачитывать фрагменты текста.
- Чем эпоха Средних веков отличается от эпох Первобытного мира и Древнего мира?
- Какие цивилизованные страны существовали в это время?
- Какие средневековые достижения вы считаете наиболее важными?
- Почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Средних веков?
Б) Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства
- Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.
6. Итог урока.
- Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?