Урок обучения грамоте:«Звук [ж], буква Ж ж» (с. 14—15)
МАОУ «БМСОШ», Алькеевский МР РТ
учитель начальных классов
первой кв. категории
– Гаязова Ляля Даутовна
СЛАЙД 1.
I. 1. Выделение звука [ж] из слова жук, произношение звука как жужжание жука, характеристика звука как звонкого только твердого согласного.
2. Знакомство с буквой Жж.
3. Групп. работа с «консультантом» (заполнение моделей слов, чтение слогов, слов, текста).
4. Чтение текста «Кто где живет?» (с. 14).
СЛАЙД 2.
5. Сказка.
— Вот какую историю мне нашептало старое дерево, под которым я как-то отдыхал:
СЛАЙД 3.
«В нашем лесу жил очень любопытный жук Жужжалик. Целыми днями он ползал по лесу, собирал слова, в которых слышался его родной звук (какой?). Когда он находил их, то начинал весело смеяться и беспрестанно повторять их с таким наслаждением, что в лесу раздавалось сплошное жужжание и у всех болела голова. Много он набрал слов — названий птиц и животных. Каких? (Ужи, стрижи, ежи.)
СЛАЙД 4.
Но вот однажды, сидя на веточке дерева, он увидел внизу огромное лупоглазое существо с бородавчатой кожей. Оно очень походило на лягушку. Кто же это был? (Жаба.)
СЛАЙД 5.
— О! Какая находка! Мне непременно надо взять ее в свою коллекцию.
— Ах ты маленькое, несмышленое насекомое! Как ты посмел даже подумать, что меня можно затащить к себе в дом? Я сейчас тебя живо съем, проглочу, что ты даже не пикнешь!
Что тут поднялось! Все насекомые и птицы, в названиях которых есть звук [ж], попрятались, а в словах выпала буква ж, и остались слова-калеки (у.и, стри.и, .уравли).
СЛАЙД 6.
Давайте прочитаем их! Что у вас получилось? (Слова понять невозможно.)
СЛАЙД 7.
СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
— Жадина! — зашумел весь лес. — Тебе мало того, что пожираешь комаров, тебе захотелось проглотить нашего маленького любознательного Жужжалика, который никому ничего плохого не сделал. Разве ты не поняла, что он хотел взять тебя в свою коллекцию?
— Какую коллекцию составлял жук? (Коллекцию слов.) Он брал не животных, а только их слова-названия.
— Жаба очень боялась прослыть в своем родном лесу жадной и глупой. Она решила оставить в покое этого умного жука».
— Чего не поняла жаба? (Она не поняла, что жучок хотел взять в коллекцию не саму жабу, а ее название, т. е. слово жаба.)
Учащиеся закрепляют представление о слове как названии предмета, действия, признака.
6. Рассматривание илл. к тексту «Жук и жаба». Придумайте, как помирились жук и жаба.
7. Чтение текста.
— Почему жук и жаба забыли сделать в домике окна? (Учащиеся дают свой вариант ответа.) Найдите ответ в тексте, отметьте это предложение.
8. Учитель просит определить, что прочитали дети: сказку или рассказ?
— С каких слов часто начинаются сказки? (Жили-были...)
СЛАЙД 10.
- Сколько слогов в слове жили?
-Какой первый?
-Какой второй?
Учитель просит детей запомнить написание слога жи, который пришел из сказки и живет в сказочном сочетании жили-были. Слог жи пишется с буквой и, так, как писали наши далекие предки.
СЛАЙД 11.
Учащиеся повторяют: «Слог жи пишется с буквой и».
затем снова читают слова с этим слогом (ежи, ужи, дружи). Учитель акцентирует внимание детей на особенности написания и произношения слов.
II. Резервный материал «Мои первые книжки» (с. 16—17).
III. Развитие речи: «Загадки слов» (с. 18—19).
Работа над многозначными словами сережки, золотой...
Игры со словами «Слово из слова». Проводятся в виде соревнования. Творческое рассказывание по картинке.