Submitted by Марина Леонидовна Наумова on Fri, 01/06/2012 - 22:19
Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания
Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.
Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».
Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.
Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах учебников по педагогике. Но применение её на практике вызывает сложности.
Мы имеем пока ещё не богатый опыт работы в условиях внешней (профильной) дифференциации: несколько лет в училище существуют профильные классы. Положительным аспектом является возможность изучения профильных предметов на более высоком уровне. Но можно отметить и некоторые отрицательные моменты: во-первых, формирование профилей происходит не на основе диагностики возможностей суворовцев (хотя имеются рекомендации Министерства Образования использовать результаты ГИА-9 по соответствующим предметам), а достаточно упрощенно: «сильные» идут в физико-математический класс, «слабые» - в социально-экономический; во-вторых, к окончанию 11-го класса интересы некоторых суворовцев меняются: обучающиеся в физико-математическом профиле выбирают ЕГЭ по обществознанию и наоборот: изучающие экономику и право решают сдавать ЕГЭ по физике.
Поэтому и в основной школе, и в старших классах проблема внутренней (внутриклассной, уровневой) дифференциации не утрачивает своей значимости.
Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Рассмотрим некоторые её способы и приемы. Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.
Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения. Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального воображения; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.). К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не можем провести комплексную научную диагностику. Возможно, в этом могли бы помочь психологи нашего училища. Пока же преподаватели используют результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты пробных экзаменов в 9-ых и 11-ых классах. По этим результатам в 9-ом классе в этом учебном году определились три группы учащихся:
· с низким уровнем обучаемости и обученности (5 человек – 20 %);
· со средним (17 человек - 68 %);
· с высоким (3 человека – 12 %).
Это примерно соответствует общей тенденции, выявленной учеными: считается, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).
Группыучащихся
Цели обучения
Вид заданий
1
Низкий уровень (20%)
· Пробудить интерес
· Ликвидировать пробелы
· Сформировать умение работать по образцу
Репродуктивные (воспроизведение инфор-мации; работа по образцу; тренировочные задания)
2
Сред-ний уровень (65%)
· Развить устойчивый интерес к предмету
· Закрепить и повторить имеющиеся знания
· Сформировать умение работать самостоятельно
Продуктивные(применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)
3
Высо-кий уровень (15%)
· Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания
· Развить умение самостоятель-ной организации обучения
Творческие
Таблица 1. Внутренняя (уровневая) дифференциация
Рассмотрим некоторые способы дифференциации на уроках истории и обществознания .
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:
· составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
· подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
· составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».
Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.
Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики» (Слайд 8). Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».
Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: «Используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины» (Слайд 9).
Ещё один пример – работа с французской карикатурой конца XIX в. «Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война» в 9-ом классе. Вначале ребятам предлагается ответить на вопрос: «Как вы понимаете содержание французской карикатуры 1890-х гг.?» (Слайд 10). Суворовцы определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем они определяют, какие государства обозначены на слайде цифрами. Наглядность является хорошей подсказкой и позволяет выяснить причины войны даже слабым суворовцам. А в задание на самоподготовку можно внести дифференцированный аспект и предложить желающим творческое задание: написать эссе с ответом на вопрос: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?»
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
· образец оформления ответа; памятки, планы;
· карточки-помощницы с наводящими вопросами;
· справочные материалы;
· наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
· начало или частичное выполнение задания.
Суворовцы со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно; ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное. Слабым ученикам оказывается помощь.
Приведем пример. При изучении вопроса «виды нормативно-правовых актов» на уроках обществознания учащиеся нередко испытывают трудности. Поэтому при работе над этими понятиями слабым суворовцам предлагается задание с частично сформулированным определением: необходимо заполнить пропуски в определениях понятий «закон» и «подзаконный акт». Можно сделать ещё один шаг и поместить в задании фотографии-подсказки (Слайды 11- 12).
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Пример из опыта – работа с опорным конспектом на уроке обществознания в 9-ом классе. Для каждого суворовца к уроку распечатывался шаблон опорного конспекта по теме, была заведена специальная папка. Это было вызвано тем, что навыки конспектирования в 9-ом классе ещё не сформированы, а к экзамену по обществознанию требуется проработать большой объем теоретического материала. Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством преподавателя заполнялись пустые ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия, выполнялись задания). Но некоторые суворовцы сразу приступали к самостоятельной работе над конспектом. Многие могли работать самостоятельно, но при необходимости возвращаться к работе под руководством учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.
***
Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется».
Литература:
1. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007, № 1.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
3. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. // Народное образование. 2003,
№ 7.
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты // Школьные технологии. – 2003, № 3.
6. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001, № 6.
7. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000, № 2.
8. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.