Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Российское общество в начале XX века"

Submitted by Марина Леонидовна Наумова on Fri, 01/06/2012 - 21:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Наумова Марина Леонидовна
Место работы, должность: 

ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище МО РФ", преподаватель истории и обществознания.

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок разработан в рамках технологии развивающего обучения, при котором содержание и организация урока призваны активизировать самостоятельную деятельность учащихся и нацелить их на решение познавательных проблем (учебных задач). Теме &quot;Россия на пути к первой революции&quot; в тематичнском плане отводятся четыре урока: &quot;Российское государство в начале ХХ в.&quot;, &quot;Особенности российской экономики&quot;, &quot;Российское общество в начале ХХ в.&quot;, &quot;Русско-японская война&quot;. Тема урока 3 &quot;Российское общество в начале ХХ в.&quot;, как правило, не вызывает особого энтузиазма ни у преподавателя, ни у школьников: нет ярких сюжетов. Традиционно урок сводится к перечислению и характеристике положения различных социальных групп с воспроизведением информации из учебника. Идея построения общественной пирамиды, предложенная заведующим отделом методики журнала &quot;Преподавание истории в школе&quot; Александром Юрьевичем Морозовым, позволила, на мой взгляд, сделать урок по этой &quot;скучной&quot; теме достаточно интересным и эффективным. Такую общественную пирамиду мы не раз строили на уроках обществознания, но почему-то не приходило в голову использовать эту форму работы на уроках, посвященных истории России начала ХХ в. Безусловно, оживило эту &quot;сухую&quot; тему и использование интерактивной доски.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Цели урока:

   образовательные:

   упорядочить имеющиеся у учащихся представления об экономическом,  политическом положении основных социальных групп  и о   

 противоречиях в российском обществе в конце XIX– начале XXвв.;

подвести учащихся к пониманию специфики социальной структуры  российского общества в начале ХХ в.;

   развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся;

формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал;

развивать способность формулировать оценочные суждения;

развивать умения работы с документами, наглядностью;

развивать умение работать с ТСО (интерактивной доской);

   воспитательные:

развивать интерес к отечественной истории;

привлечь внимание к переломным моментам российской истории,

   историческим личностям;

способствовать формированию у учащихся чувства сопереживания за судьбу своей страны.

   Тип урока: урок изучения нового материала.

   Метод: беседа с элементами лабораторной и практической работы.   

 

Основные понятия:

абсолютизм, буржуазия, бюрократия, выкупные платежи, интеллигенция, кулаки, мещанство, отработки, отходничество, пролетариат, революция, «Ходынка», чиновники, элита.

Оборудование:

   фотодокументы:изображения представителей различных социальных слоев, императора Николая IIи его семьи;

   видеофрагмент «Коронация Николая II»; 

   аудиоматериалы: фрагмент песни «Смело, товарищи, в ногу!..» (1896 г., слова Л. Радина, музыка народная) в исполнении Большого хора Всесоюзного радио и телевидения;

   отрывки из документов, иллюстрирующих положение различных слоев российского общества;

   репродукции картин И.Е. Репина «Портрет Николая II»; Н.А. Касаткина «Жена заводского рабочего»; В.Г. Перова «Тройка»; Г.Н. Горелова «Разгром крестьянами помещичьей усадьбы. 1905 год»; «Убийство великого князя Сергея Александровича социалистом-революционером И. Каляевым» (из журнала «LePetitJournal».1905  г.); М.А. Врубеля «Савва Иванович Мамонтов» и другие;

   интерактивная доска.

 

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I. Опрос

по ранее изученному материалу

 

3 минуты

Организация проверки знаний по вопросам, изученным на предыдущих уроках:

1. Фронтальный опрос «Власть в России в начале ХХ в.»

 

2. Задания, связанные с определением особенностей развития российской экономики в начале ХХ в.

 

 

 

1. Краткие устные ответы с места

 

2. Выполняют задания на интерактивной доске

II. Постановка учебной задачи

 

5 минут

Работа над понятием «революция»

 

Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи урока: вначале ХХ в. российское общество поднялось на революцию. Почему?

- Что представляло собой российское общество?

- Какие противоречия в нем имелись?

Дают определение понятия  «революция»

 

Формулируют учебную задачу урока

 

 

 

 

 

Записывают тему урока

III. Изучение новой темы (самостоятельная учебная деятельность учащихся)

 

25 минут

1.Социальные группы в России.

    Организация задания 1 «Социальные группы в России».

 

 

 

 

 Начало построения общественной пирамиды на экране интерактивной доски.

   Демонстрация фото- и видеофрагментов, посвященных императору Николаю IIс кратким комментарием учителя;

   Рассказ о чиновничестве в России

 

2. Положение социальных групп.

   Организация задания 2 «Общественная пирамида»

(возможна групповая работа

или работа в парах)

 

 

 

 

 

3. Социальные противоречия в России

   Организация задания 3 «Россия – узел противоречий».

 

Демонстрация слайдов с изображениями студенческих волнений, погромов имений крестьянами. Комментарии

 

1.С помощью учебника (стр. 7 – 10) выявляют основные социальные группы.

Создают свои или подбирают из предложенных учителем символы для каждого социального слоя на экране доски.

 Возможные варианты работы учащихся:

–сообщение о Николае IIкак человеке и правителе;

–работа с отрывками из документов – отзывами современников о Николае II.

 Объясняют смысл понятий «чиновничество», «бюрократия»

2.Работают с документами  рабочих листов –материалами о крестьянстве, дворянстве, рабочих, буржуазии, интеллигенции. Представляют портрет «своей» социальной группы классу. Располагают символы на этажах общественной пирамиды на экране доски.

 

3.Показывают стрелками на экране противоречия между общественными группами (рисуют «узел противоречий»).

Выявляют главные противоречия в российском обществе

 

IV. Контроль и коррекция

 

10 минут

Решение учебной задачи урока:

что порождало и накаляло противоречия в российском обществе настолько, что общество поднялось на революцию?

 

Заключительное слово учителя. Выстраивание ориентира для следующего урока

 

 

 

 

В трех предложениях формулируют причины революции в России

 

 

 

 

Знакомятся с фрагментом дневниковой записи А. В. Богданович. Передают свое впечатление от портрета Николая IIкисти И. Репина.

Слушают фрагмент песни «Смело, товарищи, в ногу!..»

 

V. Домашнее задание

 

2 минуты

§3 (стр. 19–22) (А.А. Данилов. История  России. 9 класс. М., 2008); записать причины                                                                                                                                                                                                                         

революции; нарисовать общественную пирамиду в тетради

 

Записывают задание

 

Ход урока

I. Опрос по ранее изученному материалу.

   Учитель: совсем недавно мы начали изучение ХХ века Российской истории. На какой вопрос мы ищем ответ? Над какой проблемой работаем?

   Ученик: почему Россия подошла к первой в своей истории революции?

   Учитель: вспомним то, что узнали ранее:

–какой император правил страной? Назовите даты правления (демонстрация слайда 1 «Николай II»)

–кому принадлежала высшая законодательная власть?

– кому принадлежала высшая исполнительная власть?

–кому принадлежала высшая судебная власть?

–какова была форма правления в этот период?

   Учащиеся дают краткие ответы.

   –Выполните задания:

   1. Укажите органы управления, НЕ существовавшие в России в начале ХХ в.:

1) Государственный Совет                     5) Комитет министров

2) Дворянская Ассамблея                       6) Совет народного хозяйства

3) Святейший Синод                               7) Военное министерство

4) Министерство внутренних дел          8) Правительствующий Сенат

Ученик указывает верные положения 2 и 6.

   2. Что НЕ относится к особенностям экономики России в конце ХIX– начале XXв.?

1) массовый приток рабочей силы из стран Западной Европы

2) более высокие, чем в большинстве европейских стран, темпы развития промышленности

3) отставание России от развитых стран в производстве товаров на душу населения

4) подверженность экономики кризисам

5) многоукладность хозяйства

6) активное проникновение иностранного капитала в экономику

7) превращение помещичьих хозяйств в фермерские

8) создание монополий в промышленности

9) издание правительством антимонопольных законов

Ученик указываетверные положения на экране доски:1, 7, 9.   

   3. Что является лишним в ряду: картель; трест; фабрика; синдикат; концерн? Поясните ответ.

   Ученик: лишнее«фабрика», т. к.  картель, синдикат, концерн и трест – формы монополистических объединений.

   Учитель: какая форма объединений преобладала в России?

   Ученик: синдикат – форма монополистического объединения, заключенного для совместного сбыта товаров. Примеры монополий: «Подуголь»; «Продамет; «Продвагон».         

   Учитель: как можно охарактеризовать уровень экономического развития России в этот период?

   Ученик: Россия – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна, обладавшая  огромным потенциалом развития.

 

II. Постановка учебной задачи.

  Учитель: мы уже знаем, какими были территория Россия к началу ХХ века, население Российской империи. Мы выяснили, какой была власть, экономика страны – страны, которая двигалась к первой в своей истории революции.

   – Что такое революция?

   Учащиеся дают определения понятия  революция.

   Учитель: революция – продукт общественных противоречий. Чтобы народ поднялся с оружием в руках, недовольство в обществе должно достичь наивысшей точки кипения. Следовательно, необходимо выяснить, что порождало и накаляло противоречия в различных группах российского общества настолько, что общество поднялось на революцию.

   Пока этого сделать мы не можем, поскольку не знаем, что представляло собой российское общество.

   Учащиеся формулируют учебную задачу урока и выделяют основные вопросы для её решения:

   Почему российское общество поднялось на революцию?

   Вопрос 1: что представляло собой российское общество?

   Вопрос 2: какие противоречия в нем имелись?

 

III. Изучение новой темы (самостоятельная учебная деятельность учащихся)

1.Социальные группы в России

   Учитель: попробуем нарисовать портрет российского общества начала ХХ века. Кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры? Олигархи?..

   Выполните задание «Социальные группы в России»: вспомните, какие социальные (общественные) группы существовали в России. Выпишите их названия в тетрадь. Если затрудняетесь – воспользуйтесь текстом учебника на стр. 7 – 10.

   Учащиеся выполняют задание 1, называют основные группы: дворянство; крестьянство;  буржуазия;  пролетариат;  интеллигенция.

   Учитель: подберем символы для каждого социального слоя.

   Учащиеся создают свои или подбирают из предложенных учителем символы для каждого слоя на экране доски (Приложение 1).

 

2. Положение социальных групп

   Задание «Общественная пирамида» выполняется на экране интерактивной доски. Это – ключевое  задание урока (Приложение 2).

   Учитель: пока у нас не общество, а… толпа – толпа человечков. Надо распределить общественные группы по социальным этажам.

На экране доски выстраивается пирамида в три этажа: верхний (элита); средний; нижний. На вершину пирамиды «водружается» императорская корона. Далее следует краткая характеристика Николая II, сопровождающаяся показом  слайдов и видеофрагмента коронации.

   – Восемнадцатый, последний император России вступил на трон в двадцать шесть лет. Всегда мысль о грядущей царской ноше приводила его в ужас: «Для меня худшее случилось, именно то, чего я так боялся всю жизнь», –записал он в дневнике, вступив на трон… 18 июня 1896 г. – Ходынская трагедия…

 Знакомство учащихся  с дневниковыми записями Николая II, сделанными в день трагедии; демонстрация слайда «Трагедия на Ходынском поле».

    – Уже в начале царствования Николая IIпрозвали «ходынским» и «кровавым».

    В «сильном» классе время позволяет выполнить задание «Личность

Николая II» (Приложение 3) .

   Обобщенно ответы учащихся сводятся к следующему.

   Суждения о личности российского императора противоречивы. Он обладал хорошими человеческими качествами: воспитанностью, образованностью; был спокоен и ровен в общении; любил семью; был аккуратен, добросовестен в делах. Но, по отзывам современников, он не обладал качествами, необходимыми правителю России. Был безвольным, даже бесхарактерным, нерешительным; проявлял политическую близорукость.

   Учитель: существует такое мнение: если бы Николай IIродился в обыкновенной семье, то прожил бы счастливую жизнь; его бы ценило и уважало начальство и окружающие. Многие считали, что он – человек «среднего масштаба», упрекали в «обыкновенности». Принимая решение, император руководствовался главным критерием: как бы поступил в подобной ситуации его отец? Отвечая на вопрос переписи населения о роде занятий, Николай IIнаписал: «хозяин земли русской». Но был он настоящим заботливым  «хозяином»?...

   Император управлял страной с помощью армии чиновников. Кто такие чиновники?

   Ученик: чиновник – это государственный служащий. И сегодня чиновники обладают значительной властью с России.

   Учитель: и высшее, и низшее чиновничество играло огромную роль, управляя государством, как своей собственностью. Привлечь к суду чиновника могли только с согласия вышестоящего начальства. От чиновника зависел каждый. Чтоб получить справку, разрешение, помощь, требовалось добиться расположения того или иного чиновника. Обычными были произвол и волокита.

   На пирамиде от императорской короны вниз рисуем стержень – чиновничество. Символические фигурки высших чиновников  размещаем рядом с императором.

   – Как называют власть чиновников, которая осуществляется с помощью аппарата власти?

   Ученик: это – бюрократия.

   Учитель: прежде чем расположить социальные группы по этажам пирамиды, надо познакомиться поближе с каждой из них. Составьте портреты (подготовьте презентации) социальных групп.

   Учащиеся  работают с  вариантами рабочих листов, содержащих подборку  материалов о крестьянстве, дворянстве, рабочих, буржуазии (Приложение 4).  Ориентирами для ответа служат вопросы к заданию 2  на  школьной доске.

    Представители каждой группы учащихся представляют портрет «своей» социальной группы классу. На  экране демонстрируются фотографии, картины, отражающие  жизнь того или иного слоя общества.

   Учащиеся выходят к интерактивной доске и размещают символы  на этажах общественной пирамиды на экране, аргументируя свой выбор (Приложение 5). Некоторые группы занимают не один этаж, а два и даже три (например, дворяне – среди них были и представители элиты, и средней руки помещики, и вконец разорившиеся. Так, о  помещике, служившем у зажиточного крестьянина  кучером,  повествует документ рабочего листа 1).

   Положение интеллигенции выясняется в ходе беседы.

   Учитель: кого можно отнести к интеллигенции?

   Ученик:обычно к интеллигенции относят людей, хорошо образованных, имеющих законченное или неполное высшее образование, занимающихся преимущественно умственным трудом. 

   Учащиеся размещают символы представителей интеллигенции на нижнем и среднем этажах, опираясь на имеющиеся у них представления.

   Это  можно дополнить пояснением:

    – В России в начале ХХ в. интеллигенция (с семьями) составляла около 2,2% населения – примерно 800 тыс. человек. К ней относились чиновники высоких рангов (сословно-дворянская и буржуазная интеллигенция). Основную массу составляли учителя, профессора, ученые, адвокаты, литераторы, государственные служащие, студенты, учащиеся старших классов и реальных училищ.

   Многие представители интеллигенции, видя бедственное положение народа, негодовали на власть. Интеллигенция отличалась повышенной общественной активностью и политическим влиянием на другие слои общества. Мнение

П. Струве: «Идейной основой российской интеллигенции являлось “её отщепенчество, её отчужденность от государства и враждебность к нему”».

Николай IIотвечал тем же: «Как мне противно это слово!» –имелось в виду слово «интеллигенция» – и предлагал вычеркнуть его из словаря…

   Учитель: были ли слои, группы в российском обществе, которые поддерживали императора?

   Ученик: были: чиновники; крупная буржуазия;  верхушка  дворянства.

   Учитель: какие группы общества находились в самом тяжелом положении?

   Ученик: нижний слой: крестьяне-бедняки, рабочие.

   Учитель: проанализируйте данные:

   за 10 лет на рубеже веков (в 1894 – 1904 гг.) в 12 раз увеличилось количество дел по преступлениям против власти. О чем свидетельствует этот факт?

   Ученики: в обществе стремительно нарастало недовольство. И если власть усиливает меры по борьбе со своим народом, это значит, что она боится его. Чрезвычайные меры – проявление кризиса власти.

   Демонстрируются слайды с изображениями студенческих, рабочих волнений, погромов имений крестьянам. Комментарии.

   Учитель: не довольны самодержавием даже крупные предприниматели. Савва Морозов о самодержавии: «Прогнило насквозь! Россию перестроить можно только снизу».

   Ученики поясняют, что Савва Морозов имел в виду приближавшуюся революцию.

 

3. Социальные противоречия в России

   Учитель: какие же противоречия накопились в российском обществе? Покажите на нашей модели, между каким группами общества существовали  противоречия?

   Учащиеся выходят к доске; формулируют  основные проблемы и требования рабочих, крестьян, интеллигенции, буржуазии, помещиков в начале ХХ в. Двусторонними стрелками показывают,  между  кем и кем были противоречия; рисуют «узел противоречий»; видят, что их много (Приложение 6).

   Учитель: какие противоречия были главными и почему?

   Ученики: самыми острыми следует признать такие противоречия:

    между крестьянами и помещиками, т. к. затрагивали почти 80% населения и постоянно обострялись;

   между рабочими и буржуазией (рабочие были организованной, сплоченной и сознательной частью общества; их численность стремительно увеличивалась с ростом промышленности);

   между всеми слоями общества и властью, обществом и чиновничеством.

   Учитель: чего ожидала и требовала от власти земская интеллигенция?

   Ученик: ввести представителей земств в состав Государственного совета.

 

IV. Заключительная часть урока (контроль и коррекция).

   Учитель: можем ли мы уже сейчас ответить на поставленный нами вопрос: почему Россия подошла к своей первой революции? Что происходило с российским обществом? Еще раз посмотрите на нашу общественную пирамиду.

   Ученик: в начале ХХ в. российское общество превратилась в узел неразрешимых противоречий, избежать революции было уже невозможно.

   Учитель: сформулируйте в трех предложениях, почему началась революция?

  Обобщенно ответы учеников сводятся к следующему:

  Россия пришла к своей первой революции, т.к. в обществе накопились разнообразные противоречия, которые его взорвали. Революция явилась закономерным итогом всего пореформенного развития, породившего острейшие и десятилетиями не решавшиеся проблемы (крестьянский вопрос, вопрос о представительстве). Успехи индустриализации усиливали контрасты и вели к обострению рабочего вопроса.

   Заключительное слово учителя.

   Великосветская дама А.В. Богданович в октябре 1904 года записала в дневнике: «…Злая шутка ходит по Петербургу. Спрашивают: почему весь этот шум? чего все эти люди хотят? Ответ на это: хотят конституцию, ограничить монархию. – Почему это вдруг понадобилось? Ведь уже десять лет мы имеем ограниченного царя…»

   Можно ли считать Николая II«ограниченным царем»? Взгляните на портрет Николая IIкисти И.Е. Репина. Какое впечатление он на вас производит?

   На экране появляется портрет Николая II. Ученики видят, что Репин изобразил императора необычно. На портрете – не всесильный правитель, а усталый, задумавшийся человек!

   Учитель: Николай IIискренне был уверен, что благо для России – самодержавная власть, которая должна хранить основы государства. В этом, быть может, его трагедия. Общество, не дождавшись преобразований от власти, поднялось на революцию.

   Прослушайте фрагмент песни, слова которой я приводила на одном из первых уроков. Тогда оказалось, что песня вам не знакома…

Звучит песня «Смело, товарищи, в ногу!..». Некоторые признаются, что музыку все-таки слышали.

   Учитель: царь и его сановники попытались отвлечь народ от революции. Как? И что из этого получилось – вы узнаете на следующем уроке. Мы поговорим о русско-японской войне.

 

   V. Задание на следующий урок

  Учащиеся записывают задание на следующий урок: §3 (стр. 19 – 22);  сформулируйте причины революции. Нарисуйте общественную пирамиду в тетради.

 Выставление оценок.

Приложение 1. Задание «Социальные группы в России»

 

Приложение 2. Задание «Общественная пирамида»

 

Приложение 3. Задание  «Личность Николая II»

 

    Прочитайте отзывы людей, лично знавших Николая IIКакими качествами человека и правителя обладал Николай II?

1. «…император Николай II, …представляя собою человека доброго, далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного, в конце концов человека хорошего, …не был создан, чтобы быть императором вообще, а неограниченным императором такой империи, как Россия, в особенности. Основные его качества – любезность, когда он этого хотел, хитрость и полная бесхарактерность и безвольность».                                                       (С. Ю. Витте)

2. «Царь был не только вежлив, но даже предупредителен и ласков со всеми теми, кто приходил с ним в соприкосновение… Как для министра, так и для последнего камердинера у царя всегда было ровное и вежливое обращение».                                               

                                                                                                                             (А. Мосолов, генерал, начальник канцелярии Министерства императорского двора)

3. «Внешняя скромность, печальные глаза и недобрая улыбка губ; чадолюбие и равнодушие к чужой жизни. Домоседство и алкоголь; лень к делам и резкость суждений. Подозрительность и вера на слово каждому проходимцу. Любовь к преступлениям… и дикая … вера в божество».

                                                                                                                                                                                                                                                               (В. Н. Обнинский)

(Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме)

 

 

Приложение 4.                   

 Рабочий лист 1

Крестьянство в начале ХХ в.

   1. Крестьянство было самой многочисленной группой населения России, составлявшей 3/4 общей численности. Ускоренно шел процесс расслоения крестьянства на разные по социальному положению группы.

   Кулаки составляли 2-3% крестьянского населения. Главным источником их богатства была эксплуатация наемного труда, торговля, ростовщичество. К ним примыкали примерно 15% зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определенного количества скота – более четырех лошадей, столько же коров. Зажиточные крестьяне покупали землю, усовершенствованные машины (жатки), минеральные удобрения.

   На другом полюсе деревни – бедняки, безлошадные хозяйства (25% населения). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы – таких хозяйств насчитывалось около 10%. Крестьянство задыхалось от малоземелья. Чтобы выжить, приходилось арендовать землю у помещиков. Расплачивались работой в пользу помещика – отработками1. Раньше крестьяне работали на помещика, т.к. были крепостными, теперь – из-за нужды, голода, нехватки собственной земли.

   Многие крестьяне уходили в городах, где безуспешно пытались получить работу на фабрике, становились отходникакми2. Кто-то нанимался на работу к кулаку. Многие занимались промыслами (охотой, рыбной ловлей), но и это не спасало. Даже в урожайные годы бедняцкие хозяйства едва сводили концы с концами.

   2. Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В. А. Оболенского:

   «В Торопецком уезде богател и скупал дворянские земли крестьянин Яковлев. Окрестные помещики занимали у него деньги под большие проценты, ездили к нему в гости и величали на «ич» –Василий Яковлевич, но за глаза относились к нему свысока, называя Василием Яковлевым или просто Василием.

   А он глубоко их презирал. Нанял себе кучером спившегося вконец и разорившегося дворянина с громкой фамилией – Долгово-Сабуров, который лихо правил его тройкой. «Все хочу ему дворянскую фуражку купить, –говорил Яковлев, –довольно дворяне на нас, мужиках ездили. Пускай смотрят теперь, как мужик на дворянине катается».

 

1Отработки – работа крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в пользование землю.

2Отходничество – уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. Усилилось после отмены крепостного права.

 

Рабочий лист 2

Дворянство в начале ХХ в.

   1.Дворянство рассматривалось как опора самодержавия (1,5% населения). Оно пользовалось множеством привилегий, в том числе при приеме на гражданскую и военную службу. Дворянство являлось наиболее образованным и культурным слоем – главным поставщиком кадров политической элиты государства. Помещики  владели огромной земельной собственностью. Но в их жизни происходили перемены.

   Многие помещики не сумели после отмены крепостного права (1861г.) приспособиться к новым условиям ведения хозяйства и разорялись. Раньше крепостные обязаны были работать на помещика, а теперь с крестьянами приходилось договариваться. Это не у всех получалось. А многие и не желали ничего менять, жили привычной расточительной жизнью и не замечали, как дряхлеют их имения, накапливаются долги. Только 3% помещиков обзаводились сельскохозяйственным инвентарем, нанимали работников и становились деревенскими предпринимателями.

   Если в 1860-е годы дворяне имели 87 млн. десятин1 земли, то к 1905 г.

лишь 53 млн. Отсюда недовольство властью: не себя же обвинять в неумении хозяйствовать!

   Раздражали дворян и высокие тарифы на ввозимые из-за границы промышленные изделия. Они защищали русскую промышленность от дешевого импорта. Но помещики, покупавшие товары для своих хозяйств, жаловались на их дороговизну.

 

      2. Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В. А. Оболенского:

«Две дочери дворянина Арбузова, в молодости славившегося своей веселой жизнью, унаследовали от него заложенное и перезаложенное имение. Тщетно искали они женихов, пока, наконец, не решились выйти замуж за соседних крестьян. Стали бабами, и ничто в их виде не напоминало бывших барышень. Зато материально процветали, ибо трудовое их хозяйство легко справилось с неоплатными отцовскими долгами».

   «Встретил я как-то одного дворянина. Владелец небольшого имения из прямого хозяйственного расчета стал крестьянствовать на своей земле. Но случаи такого разумного поведения были редки».

1 Десятина – мера площади; равнялась примерно 1,097 га

 

Рабочий лист 3

Рабочие в начале ХХ в.

   К началу ХХ в. в России было примерно 13 млн. наемных рабочих. Численность их благодаря развитию промышленности быстро росла. Многие рабочие сохраняли земельный надел в общине и возвращались в родную деревню во время страды. Появились и потомственные рабочие – около 2,8 млн. человек.

 

   Положение большей части рабочих было тяжелым:

–средняя заработная плата едва достигала прожиточного минимума (200-300 руб. в год на человека); предприниматели выдавали её нерегулярно;

–на предприятиях действовала драконовская система штрафов – они забирали до 30% зарплаты;

–угнетали плохие жилищные условия, рабочие ютились в казармах при фабриках;

–Россия занимала одно из первых мест в мире по уровню производственного травматизма;

–у рабочих не было элементарных гражданских прав.

   В 1897 г. был принят закон, по которому рабочий день составлял 11, 5 часов. Но предприниматели нередко увеличивали его до 14–15 часов.

   Был принят закон, согласно которому сумма штрафов не должна была превышать 1/3 заработка рабочего. Но в законе не определялось, за какие проступки следует штрафовать рабочих. Это решал хозяин предприятия.

   Рабочие Москвы и Петербурга отличались высоким культурно-образовательным уровнем. В Петербурге среди рабочих грамотных было 82 %, в Москве – 76%.

   Образованность рабочих, концентрация их на крупных предприятиях, тяжелые условия жизни и труда делали их самым организованной группой общества в борьбе с самодержавием.

 

   Пролетариат– слой наемных работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу владельцу капитала.

 

Рабочий лист 4

Буржуазия в начале ХХ в.

   1. Наиболее могущественным с экономической точки зрения классом российского общества являлась буржуазия1. Крупная буржуазия составляла 0,02% населения, средняя – 0,2%.

   Среди крупных промышленников были выходцы из разных сословий: купцов (С. И. Мамонтов); дворянства (Бобринские, фон-Мекк); крестьян (Морозовы и Рябушинские).

   Самой богатой являлась петербургская, новая, буржуазия. Она формировалась из числа чиновников высокого ранга: директоров и членов правлений акционерных обществ и банков. Петербургские предприниматели получали правительственные заказы и предпочитали все вопросы решать, договариваясь с чиновниками.

   Московская (старая) буржуазия состояла в основном из представителей старых купеческих фамилий. Московские фабриканты меньше зависели от заказов правительства, но зато страдали от мелочного контроля чиновников. Некоторые из них были критически настроены по отношению к существующему строю и даже оказывали поддержку революционерам.

    2. По словам писателя М. Горького, Савва Морозов (известный меценат2, владелец текстильной фабрики в Орехово-Зуеве) всерьез считал, что толькореволюция расчистит путь к власти. Когда Максим Горький спрашивал Морозова: “Скажи, наконец, прямо, чего тебе надо от революции”, тот отвечал : “Твердой власти и порядка!”. На возражение Горького, что для этого существует самодержавие, последовал ответ: “Прогнило насквозь. Россию можно перестроить только снизу”.

 

1Буржуазия (от фр. bourgeoisie– горожане) – класс собственников, осуществляющий финансовую и торгово-предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда.

2 Меценат (от имени древнеримского покровителя поэтов) – богатый или высокопоставленный покровитель художников, поэтов, архитекторов и т. д.

Приложение 5. Общественная пирамида

Приложение 6. Россия – «узел противоречий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Наумова М.Л._Российское общество в начале ХХ в.notebook 2.8 MB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн