Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Круглякова Лариса Алексеевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Писаревская сош" ,учитель русского языка и литературы

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых  стилистических  различий синонимов; закрепить умения работать с книгой и словарем.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык 5 ласс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

Используемая методическая литература: 

 

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», - М.: Просвещение, 1991

Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989

Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.

Используемое оборудование: 

 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
Краткое описание: 
<p> Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить&nbsp; в тексте, расширить лексический запас, развивать навык работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии</p>

 

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Лексическая  работа.          

- По лексическому значению  определите слова и запишите  их в тетрадь.

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

-  Помимо прямого значения  слова могут иметь другое, необычное (переносное)

- Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение).      Слайд № 2

  1. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я  думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

 

В сказке про Вини - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я  почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

 

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

 (Продовольствие, провиант, продукты, снедь)   Слайд № 3

 

- Что общего у всех этих слов?  (Значение, часть речи)

Такие слова называются синонимами.                Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны.  Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

 

  1. Изучение нового материала.

 

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый»                Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя» 

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

 

Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова- синонимы.

                                                            Слайд № 6

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет  - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

- Подберите синонимы к словам     Слайд № 7

- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?    Слайд № 8   

 Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

 

                                                            Слайд № 9

- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

-Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

 

                                                            Слайд № 10

-Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

- Какой частью речи они являются? (прил.)

                                                            Слайд № 11

- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

- Какое слово здесь лишнее? (печаль)

- Какой вывод мы можем сделать?

                                                            Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

 

                                                            Слайд № 13, 14

- Посмотрите на экран и  скажите, что обозначают эти слова.

- Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)

                                                           Слайд № 15

- . Посмотрите на картинку. Кого вы  видите там? (бегемота)

- А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова- синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще  в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. ( Приложение 1)

                                                  Слайд № 16

 

    - Какой  вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы?     Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

 

- А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.

                                     (Запись термина и  его определения в словарик.) Слайд № 18

 

  1. Физкультурная минутка.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

 

  1. Работа со словарем.

Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

 

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем  синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим,  как он устроен.

- Найдите слово «ГРОМКИЙ»

- Прочитайте словарную статью.   Слайд № 19   

                                    

 Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из  нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который  начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

 Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

 Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

 

-Найдите в словаре синонимов синонимический  ряд и назовите стержневое слово.

-А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения  признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

- Рассмотрим данный текст.   Слайд № 20

- Что вам не нравится в этом тексте?(повтор одного и того же слова.)

- Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?

  Слайд №  21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)

  1. Тренировочные упражнения

         1. Карточки   (Приложение 2)          Слайд №22

 

          2.Заменить все слова синонимами.  Слайд №  23-26

 

                 3. Работа с учебником. Упр. № 349  (самостоятельно)

 

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран;        зной, жара;         дорожка, тропинка;          алфавит, азбука

 

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

- По словарю синонимов определите  лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран – метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами).

  1. Домашнее задание.  Упр354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

 

  1. Итоги урока.

- Что же вы узнали на уроке о синонимах?

                                                              Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они  наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

 

 

  1.  Рефлексия. Слайд № 28

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн