Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
В сказке про Вини - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
-Не про что, а то, что едят.
- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?
- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
Такие слова называются синонимами. Слайд № 4
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
Изучение нового материала.
Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый» Слайд № 5
По-гречески часть «ним» означает «имя»
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»
Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Все эти слова- синонимы.
Слайд № 6
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)
- Подберите синонимы к словам Слайд № 7
- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
Слайд № 9
- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
-Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)
- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
Слайд № 10
-Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)
- Какой частью речи они являются? (прил.)
Слайд № 11
- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)
- Какое слово здесь лишнее? (печаль)
- Какой вывод мы можем сделать?
Слайд № 12
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
Слайд № 13, 14
- Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.
- Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)
Слайд № 15
- . Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)
- А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова- синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях
- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд № 17
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
- А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.
(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18
Физкультурная минутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Работа со словарем.
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем синонимов.
- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.
- Найдите слово «ГРОМКИЙ»
- Прочитайте словарную статью. Слайд № 19
Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
-Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.
-А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
- Рассмотрим данный текст. Слайд № 20
- Что вам не нравится в этом тексте?(повтор одного и того же слова.)
- Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?
Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора
Учитель:Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?
Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
(Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах)
(Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)
(Буран – метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами).
Домашнее задание. Упр354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.
Итоги урока.
- Что же вы узнали на уроке о синонимах?
Слайд № 27
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.