Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда
Задачи:
Образовательные: Овладение сведениями о сущности и особенностях действия жидкости и газа на погруженное в них тело. Обнаружить наличие выталкивающей силы в жидкости; вычислить эту силу; установить от каких причин она зависит и от каких не зависит.
Развивающие: Формирование способности работать в группе, способности к коммуникации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников, формирование знания и умения, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, овладении творческими навыками учебной деятельности. Развить способность к наблюдению, систематизации информации, способности выделять главное, существенное.
Воспитательные: способствовать воспитанию взаимовыручки в классе, терпения по отношению к слабому ученику, формирование познавательного интереса к предмету физика,воспитание деловых и коммуникативных качеств учащихся.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический, экспериментальный
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, практическая
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя, выявление отсутствующих, сообщение темы урока. 1-2 минуты.
2.Актуализация опорных знаний:
Учащимся раздаются бланки с тестами. Учитель объявляет критерии оценки.
На каждый вопрос теста необходимо выбрать только один правильный ответ. За выполнение одного задания выставляется 1 балл.За набранных 4 балла ставится оценка «3», за 5-6 баллов – оценка «4», за 7 баллов – оценка «5». Время работы – 5 минут.
Тест.
1.. Какую физическую величину определяют по формуле р =F/s ?
На верхнюю грань с силой F1давит сверху столб жидкости высотой h1, а на нижнюю грань с силой F2давит снизу столб жидкости высотой h2 (давление внутри жидкости передается во все стороны одинаково).
(щелчок мыши, слайд 4): Выталкивающую силу можно определить на опыте (опыт с ведерком Архимеда).
Выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела. Fвыт = Pж=gmж=gρжVт, щелчок мыши, слайд 5.
Учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель. Существует ли выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в газ?
Ответы учащихся.
- Да, так как закон Паскаля действует и в газах.
Учитель. Приведите пример.
Ответы учащихся.
- Например, подъем воздушных шаров.
Шторка проектора закрывается.
Учитель.От чего же зависит или не зависит архимедова сила? Сейчас мы это исследуем. Вы будете работать в парах. Каждая пара получает задание. Время работы 5 минут.
Задание первой паре:
Определите архимедову силу, действующую на латунный и алюминиевый цилиндры равного объема. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй паре:
Определите архимедову силу, действующую на латунный и алюминиевый цилиндры равной массы, но разного объема. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей паре:
Определите архимедовы силы, действующие на алюминиевый цилиндр, в воде, соленой воде, растительном масле. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой паре:
Определите архимедовы силы, действующие на алюминиевый цилиндр на глубине h1 и h2, h1 меньше h2. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание пятой паре:
Определите архимедовы силы, действующие на брусочек пластилина, потом на шар, скатанный из этого брусочка, потом на куб из этого же брусочка. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от формы тела.
После того, как результаты экспериментальной работы получены и озвучены, шторка проектора открывается, щелчок мыши, слайд 6; 2 щелчка мыши, учащиеся записывают в тетрадях от чего зависит архимедова сила; еще 3 щелчка мыши, учащиеся записывают от чего не зависит архимедова сила.3минуты.
Учитель.Как без опытов можно определить от чего зависит архимедова сила?
Если проанализировать математическое выражение архимедовой силы, то мы увидим, что в формулу входят такие величины как плотность жидкости и объем тела (ускорение свободного падения в данной местности одинаково). Вот от них и только от них и зависит архимедова сила.
Учитель. Насколько вес тела в жидкости будет меньше веса тела в воздухе?
Щелчок мыши, слайд 7. Если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость или газ.
4. Закрепление нового материала.
Решение задачи. Щелчок мыши, слайд 8. 4 минуты.
Тест на тему «Архимедова сила». (Текст теста на слайдах 9-10). Щелчок мыши, слайд 9, щелчок мыши, слайд 10. Время работы с тестом 3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл. Первому правильно ответившему – приз (карандаш, ластик, ручка).
Запись в дневниках, комментирование домашнего задания, 2 минуты.
§§48, 49, ответить на вопросы, упражнение 24(3,4). Для желающих: вычислить архимедову силу, действующую на картофелину в воде и в растворе соли, с помощью домашнего безмена.
6. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся изобразить смайлик, отражающий его отношение к проведенному уроку.