Актуальность джазовой музыки в современном репертуаре учащихся ДШИ в классе специального фортепиано.
Submitted by Елена Владимировна Блинова on Wed, 30/05/2012 - 16:21
Введение
Современный уровень развития общества, его экономики, культуры предъявляет новые требования к организации процесса музыкального образования. В последние годы всё заметнее тенденция к уменьшению воспитательной функции академической музыки в жизни общества.
Массовое распространение развлекательной музыки с каждым годом усиливается и к настоящему моменту можно отметить, что по объёму распространения и потребления именно развлекательная, малосодержательная музыка преобладает над всеми остальными стилями, в том числе и над академическим искусством. В результате этого музыка в жизни общества приобретает преимущественно фоновую, обслуживающую функцию, её назначение - удовлетворять запросы публики, потребности человека в досуге, развлечении. Лёгкий жанр становиться своеобразным оформлением жизненных ситуаций, необходимым звуковым фоном, на котором и происходит стихийное, неконтролируемое формирование музыкального опыта, восприятия и вкуса детей.
Устойчивый интерес детей к легкодоступной музыке не формирует у них должного отношения к музыке, как к виду искусства, а также блокирует музыкально-слуховую способность к восприятию музыки более содержательной, глубокой, эстетически ценной. Таким образом, на современном этапе, научить ребёнка разбираться в музыке и отличать высокое подлинное искусство от дешевой подделки - актуальная для педагогики задача.
Одним из возможных путей повышения эффективности педагогического воздействия в этом направлении может быть обновление содержания обучения средствами иных музыкальных систем, по своей сути более близких к преобладающему, повседневному музыкальному опыту учащихся.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.
Введение джаза в обучение школьников направленно на расширение музыкального кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности.
Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.
Джазовая музыка воспитываю вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.
Истоки джаза
Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в начале ХХ века США в результате синтеза африканской и европейской культур.
Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и Джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг и, прежде всего Новый Орлеан.
Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается синкопированностью и особым драйвом. Многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свингом.
Свинг – метроритмическая пульсация, основанная на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей такта. Благодаря свингу создаётся эффект «раскачивания» звуковой массы, расшатывания метрической основы.
Характерной для джаза основой формообразования является квадрат – гармоническая структура, лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении всей пьесы. Чаще всего используется 12-тактовый блюзовый квадрат или 32-тактовая песенная форма ААВА.
Джаз изначально представлял собой перелом западных музыкальных традиций, где композитор писал музыку на бумаге, а музыканты пытались сделать все, чтобы эту музыку воспроизвести максимально "близко к замыслу композитора". В джазовой композиции изначальная тема - это просто начальная точка отсчета для музыканта, чтобы высказаться в своем собственном соло. Темой может служить популярная песенка или блюз, которую сами музыканты не написали, однако в процессе их игры рождалась новая пьеса, которая могла иметь довольно мало сходства с оригиналом. В любом случае, джазовый музыкант - всегда автор того, что он играет.
Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксилэнда, идя через свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.
Выделим три источника, три составных части, откуда развивался джаз. Это:
1. спиричуэл и госпел - духовные песнопения негров;
2. блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных;
3. рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка.
Спиричуэл и госпел
Наиболее известная форма ранней афро-американской музыки - это спиричуэл, религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете. Известно, что негры практически не получали образования в Америке до отмены рабства, однако же христианство им пытались проповедовать; для малообразованных негров сама концепция Ветхого Завета оказалась более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Эти замечательные, трогательные религиозные напевы практически сохранились только в южных городах Соединенных Штатов.
Госпел, религиозные напевы североамериканских негров, основанное на текстах Нового Завета. Другие ранние музыкальные формы, возникшие до отмены рабства, включают в себя рабочие песни (work songs), а также детские песни и танцы, что особенно способствовало легализации негритянской музыки - система жестко ограничивало музыкальную активность рабов.
Рождение блюза
После освобождения рабов афро-американская музыка начала стремительно развиваться. Особенную роль сыграли распроданные после Гражданской Войны духовые, ударные и другие инструменты, которые широко использовались в военных оркестрах. Эти инструменты стимулировали возникновение духовых танцевальных оркестров, а также возникновение блюза.
Блюз, несмотря на кажущуюся простоту музыкальной формы, по своей природе всегда исполняется с бесконечными вариациями. Он стал неотъемлемой частью любого из стилей джаза, но существует и в своей оригинальной форме - таким, каким он возник.
Изначально блюз (развлекательная музыка, в отличие от духовных песнопений госпел и спиричуэл) исполнялся одним-двумя исполнителями под аккомпанемент гитары, губной гармошки, банджо или любого другого имеющегося инструмента. Исполнители - безработные негры (тогда только мужчины) - ходили из деревни в деревню, зарабатывая своим пением. Как правило, любой исполнитель блюза был также и его автором.
Благодаря блюзовым нотам мелодика блюзов отличается особым очарованием и характерным грустным звучанием. Блюзовые ноты – это пониженные IIIи VII ступени в мажорном звукоряде, образующие блюзовый лад. Размер блюза – 4\4, темп – произвольный, чаще медленный. В основе формы блюза двенадцатитактовый период с общей схемой гармонических последовательностей: первая четырёхтактовая фраза – Т, вторая – Sи T, третья –Dи T.
В блюзе выразительная кульминация приходится на начало фразы. Такое строение мелодии не характерно для европейской музыки, отличающейся волнообразным мелодическим движением, отсутствием недиатонических блюзовых тонов и достижением кульминации преимущественно в конце, а не в начале фразы.
Блюзу была всегда присуща некая самоирония и оптимизм, несмотря на общее печальное, меланхолическое настроение.
К блюзу обращались в своём творчестве ведущие академические композиторы ХХ века, в том числе, М. Равель, М. Мийо, Дж. Гершвин, А. Онеггер и другие.
Рэгтайм
Золотой век рэгтайма приходится приблизительно на 1898 - 1908 годы, но возник он раньше. К 1897 году страну охватило повальное увлечение регтаймом. Это было сущее безумие, одно из многих, которые Америка пережила в связи с популяризацией различных форм негритянской музыки. В период между 1910-1915 годами регтайм доминировал в популярной музыке США. Регулярно устраивались конкурсы регтаймов, получили распространение школы регтайма, издавались популярные книги и учебные пособия. Мода перекинулась в Европу, где композиторы стали использовать темы регтаймов в своих сочинениях. Наиболее известное из них «Galliwog\s Cakewalk» К. Дебюсси.
По происхождению связан с «трактирной» музыкой северо-американских негров. Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Именно этот инструмент был самым распространенным, «домашним», доступным в исполнительском смысле, инструментом Америки той поры.
Сам рэгтайм похож на польку, что особенно подчеркивается аккомпанементом левой руки пианиста; однако правая настолько сильно синкопировала, что возникал ритмический диалог. Однако рэгтайм практически не содержал блюзовых элементов.
Основой регтайма является негритянский танец кейкуок и европейские танцевальные мелодии (вальс, мазурка, полька и другие). Самое большое влияние на регтайм оказал марш. Марш был самой популярной музыкальной формой, и поэтому именно он сыграл решающую роль в становлении регтайма.
Для раннего регтайма характерна простая схема А-В-С-Д или А-В-А-С-Д.
Форму регтайма представляют следующей схемой: последование четырёх (реже пяти) самостоятельных тем, каждая из которых обязательно укладывается в 16-тактовое построение. Темы непосредственно сопоставляются. Все вместе они организованы в два ясных раздела. Внутри первого господствует элементарная трехчастная репризность по схеме АА-ВВ-А; второй раздел, по ассоциации с формой военного марша, обычно называется «трио» и звучит в субдоминанте по отношению к тонике первой части.
Настоящую популярность этой музыке принёс негритянский композитор Скотт Джоплин, сочинивший около 600 регтаймов. А также Дж. Сеймон, Дж. Лэм, Дж. Скотт, Дж. Мортон.
Музыкальный стиль Регтайм можно встретить в профессиональной музыке таких композиторов, как А. Дворжака, И.Ф. Стравинского.
К регтайму восходят танцы тустеп, уанстеп, фокстрот.
Буги-вуги
В двадцатые годы, в Чикаго развивалась совершенно другая школа фортепианной игры, названная буги-вуги. Принцип аккомпанемента в ней строился на повторяемых остинатных (то есть неизменных и повторяющихся) фигурах в левой руке. В партии правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмические (то есть с наложением одного ритма на другой) остинатные конфигурации, кластерные (очень сложные) гармонии с блюзовыми нотами. Характерными чертами буги-вуги является насыщенность брейками (остановка сопровождения в левой руке для выхода на последующую импровизацию в правой) и риффами (короткие мелодические фразы, повторение которых раз за разом нагнетает напряжение). Эти приемы найдут отражение в оркестровом звучании стиля свинг и станут первой ступенькой для рок-н-ролла.
Как правило, буги-вуги игрались на гармонию блюза; этот тип сольного фортепианного музицирования был наиболее популярным на вечеринках. Этот стиль стал национальным помешательством американцев в 1939 году.
Ритм джаза. Виды простого синкопирования.
Ритм в переводе с греческого означает «соразмерный», «стройный». Упорядоченное чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм. А средством измерения и осознания ритма является метр.
Важной характеристикой джазовой музыки является синкопирование, т.е. намеренное смещение метра, акцента и ритма. Это создающее напряжённость ритмическое отклонение от ожидаемого, которое в джазе встречается в двух основных видах: простое синкопирование и полиритмия.
Суть простого синкопирования заключается в акцентировании обычно слабой доли или в лишении обычно сильной доли акцента. Этого можно добиться несколькими путями:
Простое синкопирование путём опережения доли.
Простое синкопирование, получаемое за счёт объединения слабой доли с последующей сильной.
Простое синкопирование за счёт запаздывания доли.
Простое синкопирование, образующееся за счёт динамических акцентов (смещение акцентов).
Простое синкопирование путём гармонизации. Аккорды на обычно слабых долях такта воспринимаются как более значимые, чем отдельные звуки, которые, как правило, приходятся на сильные доли. Поэтому привнесённый акцент на слабых долях будет создавать впечатление его смещения.
Для правильного понимания синкопированных ритмов полезно считать вслух. Чтобы добиться хороших результатов, учащийся должен просчитывать все доли такта – как главные, так и второстепенные (раз-и, два-и, три-и, четыре-и), а затем только главные (раз, два, три, четыре).
Для лучшего самоконтроля ученик должен делать основной упор на исполнение произведения в медленном темпе.
Джазовый репертуар
Учитывая возрастающий интерес к джазовой музыке в ДШИ, в качестве обновления содержания обучения, в своей педагогической работе, я использую популярное учебное пособие «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс. Смирновой Т.И.
Пособие состоит из 20 тетрадей. В них включены произведения русских и зарубежных композиторов. Тетради содержат как классическую, так и джазовую музыку. Это даёт возможность освоить помимо классического и другой музыкальный синтаксис – ритмы, гармонию, мелодику столь привлекательной джазовой музыки. Сборники предназначены для учащихся младших, средних и старших классов ДШИ. Джазовый репертуар вошёл в тетради 3,6,9,11,12,16.
Пьесы выстроены в порядке возрастания сложности и потребуют от ученика ярких образных представлений и определенного мастерства в передаче различных эмоций. Цель сборников— ознакомить учащихся музыкальных школ с различными стилистическими особенностями джазового исполнительства. Здесь представлены блюз, буги-вуги, рэгтайм и другие джазовые пьесы. Знакомство с разнохарактерными произведениями, несомненно, обогатит эмоционально-образный мир юных музыкантов и поможет понять и прочувствовать удивительный мир джаза.
Анализ джазовых пьес
И. Гурник. Весёлые ладошки.
Пьесу можно разделить на три раздела – АВА. Первый раздел – 12 тактов, второй – 4 такта и третий – 12 тактов. В звучании пьесы чувствуется вопросно-ответная интонация: первые два такта – вопрос, следующие два такта (три хлопка и трёхзвучный мотив) – ответ и т.д.
В среднем четырёхтактовом разделе происходит спор между голосами. Вопрос, в партии правой руки, звучит настойчивее, громче, постепенно ослабевая.
В следующем разделе возвращается вопросно-ответная интонация, но в конце всё внимание обращено хлопкам в ладоши, которые как бы напоминают название играемой пьесы.
В партии левой руки на протяжении всей пьесы звучит повторяющийся мотив из трёх нот, имитируя звучание контрабаса. Такие повторения в джазе именуются рифами. В построении этого мотива используется простое синкопирование за счёт запаздывания доли (вступление мотива приходится на вторую восьмую такта).
В середине пьесы в партии правой руки используется простое синкопирование, образующееся за счёт динамических акцентов (смещения акцентов).
Блюзовые ноты – пониженные IIIи VII ступени в мажорном звукоряде, придают этой пьесе особое очарование.
Э. Градески. Задиристые буги.
Пьеса очень проста по форме, мелодическому языку для детского понимания.
Здесь встречаются характерные для джаза «блюзовые» ноты, т.е. пониженные в мажоре IIIи VII ступени, которые образуют блюзовый лад.
В левой руке характерная черта для буги – остинатный бас.
Между партиями правой и левой руки явно слышится вопросно-ответный диалог.
Синкопы, в привычном для нас понимании, здесь отсутствуют. Но, с точки зрения, джаза, используется простое синкопирование путём гармонизации. Чистая квинта на первой и второй доле воспринимается более ярко, чем отдельные звуки, продолжающие этот мотив. А staccatoна первой доле подчёркивает значимость слабой второй.
Э. Градески. Мороженое.
Очень популярная, любимая детьми пьеса. Имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер. Её гармонии просты, а название вызывает у ребёнка фантазию и воображение.
Пьеса написана в стиле регтайм, в удобной для исполнения тональности C-dur. Средний раздел в доминантовой тональности G-dur.
Форма трёхчастная – вступление-А:II-ВII:-А.
В первом разделе используется простое синкопирование путём опережения доли.
Во-втором – простое синкопирование за счёт запаздывания доли.
В мелодии отчётливо слышится вопросно-ответный диалог.
Партия левой руки своим равномерным движением передаёт звучание контрабаса, а мелодия – имитацию звучания банджо (струнный щипковый инструмент).
Н. Попов. Вестерн рэг.
Музыка регтайма имеет светлый, весёлый, шутливый, танцевальный характер.
Характерный синкопированный ритм регтайма ощутим с первых тактов.
Основной раздел пьесы повторяется три раза в главной тональности, и чередуется с двумя побочными разделами в других тональностях. Такое строение имеет форма рондо.
Каждая часть состоит из 16-тактового построения. Темы частей сопоставляются.
Пьеса написана в достаточно широком фактурном изложении, широкие скачки, октавы в расходящемся движении, постоянное использование синкопированного ритма требуют от учащихся определённой технической подготовки, сноровки.
В этом произведении можно увидеть три вида простого синкопирования :
за счёт объединения слабой доли с последующей сильной (1-2, 5-6, 9-10такты),
путём опережения доли (2,11,13,14 такты),
за счёт опаздывания доли (4,12 такты).
Аккомпанемент представляет собой ровное метроритмически точное движение восьмыми длительностями на staccato, а акценты помогают подчеркнуть синкопированный ритм мелодии, придать пьесе больше ярких красок, праздничного настроения.
Д. Крамер. Танцующий скрипач.
Эта пьеса написана популярным современным российским джазовым композитором и пианистом Д. Крамером, который ведёт активную просветительскую работу в этом направлении. Им создано большое количество джазовых пьес и обработок джазовых тем, целью которых является заинтересовать подрастающее поколение джазовым стилем.
В пьесе «Танцующий скрипач», композитор потрясающе смог передать на фортепиано звучание скрипки. С первых тактов она вызывает в воображении ребёнка образ скрипача-виртуоза, держащего миниатюрную скрипку.
Характер пьесы жизнерадостный, виртуозный, яркий.
По форме её можно разделить на три части. Каждый раздел состоит из двенадцати тактов.
Развитие пьесы идёт по нарастанию: в первом разделе композитор использовал преимущественно четверти и восьмые, короткое legato; во втором – количество восьмых увеличивается, форте звучит более ярко за счёт введения интервалов и аккордов. Переход к третьей части подготавливает половинная пауза в правой руке. Третий раздел является самым сложным. Здесь много акцентов на шестнадцатых, тремоло на фоне ровного звучания левой руки.
Чтобы ярче передать образ, композитор использует всевозможные приёмы игры – это акценты, синкопы, форшлаги, тремоло, квинты.
Синкопирование в пьесе достигается за счёт динамических акцентов и за счёт опережения доли.
С. Джоплин. Артист эстрады.
Повальное увлечение регтаймом коснулось и Скотта Джоплина. Первое его сочинение в этом жанре «OriginalRags» относится к 1899 году. Это произведение имело быстрый и грандиозный успех. Сам Джоплин был признан лучшим композитором регтайма.
Джоплин очень строго подходил к исполнению своих регтаймов. Он не терпел, когда его музыку исполняли в ускоренных темпах, он настаивал, чтобы его сочинения исполнялись так, как написаны; считал, что регтайм – жанр композиторской музыки.
При жизни, Джоплином, было опубликовано тридцать три регтайма. Всего он написал около шестисот пьес этого жанра.
Этот жанр принёс композитору истинную славу и вошёл в историю музыки. И хотя эту музыку не назовёшь выдающейся, в своих лучших образцах регтайм очаровывает неординарностью и изящной простотой.
«Артист эстрады» – это ещё один из известных регтаймов Скотта Джоплина, в котором композитор использовал ритм и характер танца тустеп, который был распространён около1900 года в США, затем в странах Европы. Для него характерны быстрый темп, маршеобразность, двудольный метр (2/4), по ритму близок польке.
Вот уже на протяжении многих лет преподаватели музыкальных школ включают это произведение в учебную программу.
В регтайме четыре самостоятельные темы, каждая из которых состоит из шестнадцати тактов. Эти темы сопоставляются. Все вместе они разделяются на два ясных раздела. Внутри первого господствует трёхчастная репризность по схеме вступление-АА-ВВ-А. Второй раздел звучит в субдоминанте по отношению к тонике первой части по схеме СС-связка-ДД.
В отношении построения мелодии, в пьесе используется принцип «вопрос-ответ», характерный для этого жанра. В мелодии большое количество синкоп. Применяется простое синкопирование путём опережения доли и за счёт запаздывания доли.
Аккомпанемент задаёт чёткий ритм. Он построен в манере «страйд», для которой характерны отдельные тоны или октавы на первой и третьей долях, и полные аккорды на второй и четвёртой, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм: «раз-два, раз-два».
Заключение
Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует сегодня от ДШИ поиска оптимальных и эффективных путей решения. Именно в музыке, как ни в каком другом виде искусства, наблюдается противоречие между накопленным веками «золотым фондом» мировой музыкальной культуры и отсутствием потребности современных школьников общаться с высоким искусством.
Современная индустрия массовой музыкальной поп культуры идет по пути наиболее легкому и кротчайшему для достижения цели, ставя основной задачей зарабатывания средств, но не воспитания слушателя.
На фоне сложной социальной обстановки потребность в высоко нравственной личности, способной самостоятельно мыслить и иметь высокие ценностные приоритеты весьма велика.
Общение детей с мировой джазовой культурой поможет заинтересовать учащихся игрой на фортепиано и станет связующим звеном на пути к пониманию академического стиля.
Тем самым, музыкальный кругозор обучаемых значительно расширится. Дети будут активнее развиваться, обогащаться нравственно и духовно.