ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Конвекция в жидкостях и газах»
Ф.И.О. – Фролова Галина Михайловна
Место работы – МКОУ «Масловская СОШ» Новоусманский муниципальный район Воронежская область
Должность – учитель физики
Предмет – физика
Класс – 8
Тема и номер урока в теме – «Конвекция в жидкостях и газах» / урок №5 / тема «Тепловые явления»
Базовый учебник – «Физика-8класс» / А.В.Пёрышкин
Целиурока:
Социально-психологическая: учащиеся должны развивать свои коммуникативные способности: принимать участие в обсуждении наблюдаемых явлений, выдвигать и обосновывать собственные рассуждения; выслушивать мнение одноклассников; способствовать сотрудничеству в парах (микрогруппах).
Академическая:учащиеся должны уметь рассказывать об одном из видов теплообмены (конвекции); объяснять, в каких агрегатных состояниях конвекция возможна.
Задачи урока:
Образовательные: дать знания о конвекции, возможности её существования; о возможных последствиях данного вида теплообмена; продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника и ресурсами Интернет (для тех, у кого Интернет есть дома).
Развитие мышления:обеспечить развитие творческих способностей – строить цепочку логических рассуждений, высказывать собственные суждения, выдвигать альтернативные идеи и защищать их, формировать выводы и заключения; способствовать развитию мыслительных способностей учащихся – выделять главное, обобщать и систематизировать материалы, ставить и разрешать проблемы, формировать умения развёртывать доказательство на основе данных; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Воспитательные: формировать умение решать теоретические, практические и технические проблемы; способствовать формированию элементов материалистического мировоззрения: подчеркнуть значение моделирования явления конвекции в познании явлений окружающего мира; познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира; содействовать формированию моровоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
10. Тип урока: проблемный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, в микрогруппах, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование (электрическая плитка, колба с водой, марганцовка, литровая банка с водой, маленький кипятильник, два термометра).
13. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ( Таблица 1 )
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационная часть.
Постановка задачи урока и формулировка темы.
Слушают.
1 мин
2
Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Теплопроводность»
Отвечают на вопросы и решают 3-4 качественные задачи.
5 мин
3
Изучение нового материала
Постановка проблемы: задача о самоваре.
Выдвигают гипотезы, предлагают проверить на опыте: нагреть воду в литровой банке маленьким кипятильником.
4 мин
№1 Видеоролик «Конвекция при нагревании льда в пробирке» №186560
Предлагает посмотреть видеофрагмент «Конвекция при нагревании льда в пробирке» пока греется вода в банке.
Смотрят видеоролик, делают выводы, предлагают измерить температуру воды в верхнем и нижнем слоях воды в банке.
2 мин
№2 Видеоролик «Конвекционные потоки при нагревании воды» №186672
Показ видеофрагмента «Конвекционные потоки при нагревании воды», постановка проблемного вопроса «Каков механизм конвекции?»
Проведение данного лабораторного опыта на демонстрационном столе. Выдвижение гипотез о механизме конвекции.
Два термометра нужны для одновременного измерения температуры в верхнем и нижнем слоях воды в банке.
Задача о самоваре:Пришёл купец к другому купцу в гости. Тот гостю обрадовался, и самовар растапливать стал. Наложил щепок в самоварную трубу, поджёг их сверху. Вода в самоваре закипела – пар из самовара повалил. Сели за стол чай пить. В чашки чайные наливают из самовара воду, а она холодная. Почему купцам не удалось чаю попить?