Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Силина Т.Ф. Социальная структура и социальные отношения. Лекция с использованием экспресс-дебатов

Автор: 
Силина Татьяна Фёдоровна
Место работы: 
учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область

Социальная структура и социальные отношения. Лекция с использованием экспресс-дебатов

 

Предмет:    обществознание

Класс:    11

Тема урока:    «Социальная структура и социальные отношения» (2 часа)

Тип урока:    продвинутая лекция с использованием экспресс-дебатов.

Цель урока. На базе ключевых понятий темы: социальная структура, страта, стратификация, этнос, нация сформировать у учащихся представления о социальной сфере жизни современного общества, ведущих тенденциях ее развития.

Задачи урока.

  1. Обучающие – исследовать основные черты и особенности стратификационного подхода к анализу социальной структуры.
  2. Развивающие – формирование познавательной, социально-мировоззренческой, информационно-коммуникативной компетенции.
  3. Воспитательные – формирование культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
  4. Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения.

Оборудование: презентация (прилагается), учебник Л.Н. Боголюбова 11 класс,
Конспекты уроков для учителя обществознания Л.С. Бахмутовой

Ход урока

Методические
рекомендации

УЭ-1. Вызов.
Учитель.  Великая Французская революция подарила человечеству лозунги: «Свобода, равенство, братство!». Революция стремилась уничтожить неравенство, а равны люди сегодня, через 200 лет?   

Подготовительная деятельность.
Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции.
Работа в парах: обсуждение и запись ответов, выступления от пар, фиксирование идей:

  • естественное неравенство неустранимо;
  • равноправие перед законом;
  • женщины имеют те же права, что и мужчины;
  • запрещена дискриминация людей в зависимости от вероисповедания, расы, национальности.

УЭ-2. Проблемный вопрос: почему мы говорим, что у людей разные жизненные шансы? Они обусловлены социально? Каковы основания вертикали неравенства?

Осмысление первой части лекции:

Учащиеся по ходу лекции кратко записывают новую информацию по проблемному вопросу (элементы инсерта).
Учитель использует презентацию (см. Приложение 1).

1.   Социальная структура.

2.   Социальная стратификация.

3.   Социальная мобильность.

 

УЭ-3. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.

Учащиеся письменно выделяют главное. Обсуждают в парах, формулируют ответы на проблемный вопрос.

УЭ-4. Обобщение.

Даем определение социальной структуры общества: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом больших групп людей образуют социальную структуру общества.       

Учащиеся совместно с учителем участвуют в обобщении, предлагают свои варианты.

УЭ-5. Повторный вызов.

Учитель.  Древние римляне говорили: «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам». Этот проблемный вопрос мы будем использовать как показатель усвоения лекции – начинайте делать пометки в тетрадях. Прослушаем выступления ребят по теме: «Подходы социологов к проблеме выделения социальных групп»:

  1. Карл Маркс
  2. Макс Вебер
  3. Питирим Сорокин

Критерии различия по К. Марксу:

  • отношение к средствам производства;
  • экономическое положение, уровень доходов;
  • образ жизни;
  • классовое самосознание, адекватной формой которого является политическая партия.

Критерии различия по М. Веберу:

  • власть;
  • престиж;
  • богатство.

Критерии различия по П. Сорокину:

  • неравномерность распределения прав и привилегий;
  • наличие или отсутствие социальных законов и влияния на власть;

Учащиеся в процессе обсуждения проблемы и представления сообщений готовятся к 10-минутному эссе в конце лекции (работы будут сданы).
В процессе выступлений ребят на партах у учащихся схемы и таблицы (Л.С. Бахмутова).

УЭ-6.   Сравнение социальной структуры 40 – 50-х гг., 80-х гг., 90-х гг. ХХ века.

Социальная структура 40 – 50-х гг.:

  1. Правящая элита.
  2. Высший слой интеллигенции.
  3. Аристократия «рабочего класса» (стахановцы).
  4. Интеллигенция.
  5. Мелкие управленцы.
  6. Преуспевающие крестьяне.
  7. Рабочие средней и низкой квалификации.
  8. Беднейшие слои крестьянства.
  9. Заключенные.

Социальная структура 80-х гг.:

  1. Политические руководители общества.
  2. Ответственные работники аппарата политического управления.
  3. Ответственные работники торговли и бытового обслуживания.
  4. Рабочие.
  5. Крестьянство.
  6. Интеллигенция.
  7. Группы организованной преступности.

Социальная структура 90-х гг.:

  1. Общероссийские элитные группы (олигархи).
  2. Региональные и корпоративные элиты.
  3. Российский верхний средний класс.
  4. Российский динамический средний класс.
  5. Аутсайдеры (невысокие доходы).
  6. Маргиналы.
  7. Криминалитет.

Учитель вместе с учащимися характеризует историческую атмосферу 40 – 50-х, 80-х, 90-х годов ХХ столетия (историческая картинка).
Затем сравниваются социальные структуры трех периодов по вопросам:

  1. Как менялась социальная структура общества в зависимости от изменения политического режима и изменения экономического строя (90-е гг.)?
  2. Согласны ли вы с такой классификацией?
  3. Назовите пути изменения социальной структуры.

УЭ-7. Экспресс-дебаты.

Учитель. Тема дебатов «Социальное неравенство объективно по своему характеру» (проблемное поле: поддаются ли масштабы социального неравенства корректировке? Как достичь социальной справедливости?).

Учитель представляет судейскую коллегию из трех человек. Команды получают право в течение пяти минут высказаться по проблеме. Коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд.

УЭ-8. Итоговая рефлексия.

Учитель. Ребята, вам предлагается в течение 10 мину написать эссе «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам».

Работы используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего урока.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн