Место работы:
учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область
Социальная структура и социальные отношения. Лекция с использованием экспресс-дебатов
Предмет: обществознание
Класс: 11
Тема урока: «Социальная структура и социальные отношения» (2 часа)
Тип урока: продвинутая лекция с использованием экспресс-дебатов.
Цель урока. На базе ключевых понятий темы: социальная структура, страта, стратификация, этнос, нация сформировать у учащихся представления о социальной сфере жизни современного общества, ведущих тенденциях ее развития.
Задачи урока.
- Обучающие – исследовать основные черты и особенности стратификационного подхода к анализу социальной структуры.
- Развивающие – формирование познавательной, социально-мировоззренческой, информационно-коммуникативной компетенции.
- Воспитательные – формирование культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
- Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения.
Оборудование: презентация (прилагается), учебник Л.Н. Боголюбова 11 класс,
Конспекты уроков для учителя обществознания Л.С. Бахмутовой
Ход урока
|
Методические
рекомендации
|
УЭ-1. Вызов.
Учитель. Великая Французская революция подарила человечеству лозунги: «Свобода, равенство, братство!». Революция стремилась уничтожить неравенство, а равны люди сегодня, через 200 лет?
|
Подготовительная деятельность.
Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции.
Работа в парах: обсуждение и запись ответов, выступления от пар, фиксирование идей:
- естественное неравенство неустранимо;
- равноправие перед законом;
- женщины имеют те же права, что и мужчины;
- запрещена дискриминация людей в зависимости от вероисповедания, расы, национальности.
|
УЭ-2. Проблемный вопрос: почему мы говорим, что у людей разные жизненные шансы? Они обусловлены социально? Каковы основания вертикали неравенства?
Осмысление первой части лекции:
|
Учащиеся по ходу лекции кратко записывают новую информацию по проблемному вопросу (элементы инсерта).
Учитель использует презентацию (см. Приложение 1).
|
1. Социальная структура.
|
2. Социальная стратификация.
|
3. Социальная мобильность.
|
|
УЭ-3. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.
|
Учащиеся письменно выделяют главное. Обсуждают в парах, формулируют ответы на проблемный вопрос.
|
УЭ-4. Обобщение.
Даем определение социальной структуры общества: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом больших групп людей образуют социальную структуру общества.
|
Учащиеся совместно с учителем участвуют в обобщении, предлагают свои варианты.
|
УЭ-5. Повторный вызов.
Учитель. Древние римляне говорили: «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам». Этот проблемный вопрос мы будем использовать как показатель усвоения лекции – начинайте делать пометки в тетрадях. Прослушаем выступления ребят по теме: «Подходы социологов к проблеме выделения социальных групп»:
- Карл Маркс
- Макс Вебер
- Питирим Сорокин
Критерии различия по К. Марксу:
- отношение к средствам производства;
- экономическое положение, уровень доходов;
- образ жизни;
- классовое самосознание, адекватной формой которого является политическая партия.
Критерии различия по М. Веберу:
- власть;
- престиж;
- богатство.
Критерии различия по П. Сорокину:
- неравномерность распределения прав и привилегий;
- наличие или отсутствие социальных законов и влияния на власть;
|
Учащиеся в процессе обсуждения проблемы и представления сообщений готовятся к 10-минутному эссе в конце лекции (работы будут сданы).
В процессе выступлений ребят на партах у учащихся схемы и таблицы (Л.С. Бахмутова).
|
УЭ-6. Сравнение социальной структуры 40 – 50-х гг., 80-х гг., 90-х гг. ХХ века.
Социальная структура 40 – 50-х гг.:
- Правящая элита.
- Высший слой интеллигенции.
- Аристократия «рабочего класса» (стахановцы).
- Интеллигенция.
- Мелкие управленцы.
- Преуспевающие крестьяне.
- Рабочие средней и низкой квалификации.
- Беднейшие слои крестьянства.
- Заключенные.
Социальная структура 80-х гг.:
- Политические руководители общества.
- Ответственные работники аппарата политического управления.
- Ответственные работники торговли и бытового обслуживания.
- Рабочие.
- Крестьянство.
- Интеллигенция.
- Группы организованной преступности.
Социальная структура 90-х гг.:
- Общероссийские элитные группы (олигархи).
- Региональные и корпоративные элиты.
- Российский верхний средний класс.
- Российский динамический средний класс.
- Аутсайдеры (невысокие доходы).
- Маргиналы.
- Криминалитет.
|
Учитель вместе с учащимися характеризует историческую атмосферу 40 – 50-х, 80-х, 90-х годов ХХ столетия (историческая картинка).
Затем сравниваются социальные структуры трех периодов по вопросам:
- Как менялась социальная структура общества в зависимости от изменения политического режима и изменения экономического строя (90-е гг.)?
- Согласны ли вы с такой классификацией?
- Назовите пути изменения социальной структуры.
|
УЭ-7. Экспресс-дебаты.
Учитель. Тема дебатов «Социальное неравенство объективно по своему характеру» (проблемное поле: поддаются ли масштабы социального неравенства корректировке? Как достичь социальной справедливости?).
|
Учитель представляет судейскую коллегию из трех человек. Команды получают право в течение пяти минут высказаться по проблеме. Коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд.
|
УЭ-8. Итоговая рефлексия.
Учитель. Ребята, вам предлагается в течение 10 мину написать эссе «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам».
|
Работы используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего урока.
|
|