«СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Submitted by Виктория Львовна Терехова on вс, 27/05/2012 - 22:03
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №59 комбинированного вида
«СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
( к тематическому совещанию «Инклюзивное образование в ДОУ»)
Подготовила учитель-логопед Іквалификационной категории МБДОУ №59 комбинированного вида ТЕРЕХОВА В.Л.
Ковров
2012 г.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогике. В связи с увеличением числа детей с ОВЗ становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.
Основное логопедическое заключение в коррекционной группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду – общее недоразвитие речи разного уровня. Ежегодно поступают дети с аутизмом. Речевые расстройства сопровождаются различными психиатрическими патологиями (органическая патология ЦНС со слабоумием, смешанное специфическое расстройство, задержка развития, двигательная расторможенность, эписиндром, деменция и т.д.)
Отношение к занятиям у детей данной категории определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому часто препятствует отсутствие познавательного интереса.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья с 2006 года, мы апробировали и реализуем программу для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционное обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой.
Логопедическая работа базируется на следующих принципах:
Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, на его сохранные функции организма и психоэмоциональные особенности,
Эмоциональная поддержка со стороны педагога и создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.
Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.
Игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.
Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание и быть состредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения таким детям очень тяжело.
Занятие включает в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.
Для того, чтобы оптимизировать процесс логопедического воздействия и повысить познавательную активность детей с ОВЗ используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Проанализировав особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников, мы пришли мнению, что ресурсы современных мультипликационных героев служат хорошим средством не только в повышении познавательной активности на занятиях, но стимулируют ребёнка в дальнейшем получать знания, осваивать более сложный учебный материал.
Использование мультипликационных героев
Причины использования образов Смешариков в качестве средства повышения познавательной активности детей с ОВЗ:
• эти герои являются любимыми у всех детей группы и присутствие этих героев на занятиях вызывает живой интерес у наших воспитанников;
• в каждой истории присутствует смысловой акцент, поучительность,
• отсутствие негативных моментов в характерах героев мультфильма;
• внешность персонажей в целом настраивает на положительные эмоции.
За время работы мы собрали большой запас игрушек, книг, пособий по мотивам мульфильма «Смешарики».
Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Игры и упражнения, проводятся от лица мультипликационных героев, используется демонстрационный и раздаточный материал, связанный с конкретными героями. («Посади Кроша в машину», «Свари Нюше кашу» и т.д.) С уже говорящим ребёнком мы начинаем работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Вариантов дальнейшего использования героев мультипликационных фильмов в разных частях занятия множество: в организационном моменте («превращение» в Смешариков, персонаж из мультфильма приходит в гости); в основной части занятия содержание физкультминуток соответствует образам героев; при подведении итогов от лица героевдетям небольшие сувениры или раздаются «звёздочки»- печати, играющие роль отметок.
В организации контекста занятий с неразговаривающим ребёнком важна каждая мелочь. Расположение игровых материалов, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение логопеда. Важно знать их привычки, предпочтения, и использовать это в организации контекста занятий.
Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, мы просим педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то здесь сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматического строя речи.
Театрализованная деятельность
У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, результат логопедической работы обесценится. Ситуация осложняется зачастую пассивным участием родителей. Иногда помогает в этом театральная деятельность или простое разыгрывание стихов по ролям. Рассказывая маленькие сказки и сюжеты с помощью фигурок настольного театра, мы заметили интерес и желание самих детей подражать и участвовать самостоятельно. Однако, речевые и эмоциональные возможности многих ограничены. Тем не менее, мы изготовили несколько видов театра (настольный, пальчиковый, бибабо). Ежегодно участвуют дети и в конкурсе «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА», традиционно проходящем в нашем детском саду. Даже если ребёнок с ОВЗ пока не справляется со словами какой-то роли, ему даётся возможность участия в массовых сценах.
Использование мультимедийных презентаций
«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые – от родителей до педагогов стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него утрачивается мотив, желание научиться говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить.
Часто в этом помогают мультимедийные презентации. Мы собрали коллекцию по основным лексическим темам. Так же есть специально созданные для детей –алаликов, где целью является формирование слоговой структуры. Обычно, такая коррекционная работа более результативна, если с ребёнком заниматься индивидуально.
Использование на занятиях компьютерных презентаций:
Повышает и стимулирует интерес у детей,
Активизирует мыслительную деятельность,
Позволяет моделировать процессы и явления.
Сенсорная комната
Программа реабилитации и развития детей с ОВЗ в МДОУ №59 предусматривает различные виды стимулирующего воздействия посредством не только ежедневной коррекционной работы, но и с помощью большого количества наглядного материала, специально организовывающего и направляющего развитие познавательных процессов детей.
Не стоит забывать, каждый ребенок в полном смысле «особый»; у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у «особых» детей выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми.
Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы. В этом случае логопед приходит на группу и подключается к работе воспитателя. А кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. С таким ребенком наиболее продуктивными будут занятия в логопедическом кабинете. Для этих целей была создана сенсорная комната.
Игровое оборудование сенсорной комнаты создано сотрудниками детского сада без приобретения дорогостоящих материалов. Оно способствует активизации и развитию мышления ребёнка путём стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения. Кроме того, использование развивающих игр с привлечением ярких картинок, букв, схем помогает:
Ø усвоить программный материал,
Ø овладеть артикуляционной гимнастикой,
Ø усвоить начертание букв родного языка,
Ø научиться определять место звука в слове,
Ø различать гласные и согласные, делить слова на слоги и т.д.
Ø развитию восприятия (зрительного, тактильного, обонятельного);
Ø усвоению временных представлений (времен года, частей суток);
Ø развитию тонкой моторики.
Многофункциональное пособие представляет собой красочно оформленную стену. Изображённый на ней домик с зеркалом предназначен для проведения артикуляционной гимнастики. Вокруг зеркала расположены картинки с изображением символов упражнений: «Лошадка», «Лопаточка», «Грибок», «Заборчик», «Чашечка». На крыше домика – символы гласных и согласных звуков (кружочки красного, зелёного и синего цветов). Вокруг домика – буквы, выполненные из различных материалов: кожи, меха, наждачной, гофрированной, самоклеющейся бумаги, металла, ниток, ваты. Слева от домика размещен большой карман для проведения звуко – буквенного анализа.
На примыкающей справа стене закреплено панно «Волшебная картина». Основное полотно размером выполнено из драпа. На него при помощи пуговиц, липучек, крючков, крепятся детали картины: облака, яблоки на дереве, лучи у солнца и т.д. На стеклянных витражах расположены символы времен года и частей суток, изготовленные из разноцветной самоклеющейся бумаги.
С использованием многофункционального пособия «Я умею…» можно проводить разнообразные логопедические игры : «Звук и цвет», «Где спрятался звук?, «Угадай звук», «Прятки с буквами», «Стол находок», «Что изменилось?», «Угадай слово», «Глухой – звонкий», «Наоборот» , «Магазин игрушек».
В условиях МБДОУ хорошо зарекомендовали себя комбинированные занятия, проводимые в игровой форме, которые позволяют гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, допуская минимальные потери внимания и снижения интереса.
Вывод: безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творчество. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать и «особыми» качествами: колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, выдумка, психологическая гибкость. Именно благодаря этому «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.