Обучение говорению на начальном этапе.
Обучение говорению представляет собой сложную методическую задачу, так как это продуктивный процесс он требует больших усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Говорение может выступать в форме монологического высказывания и диалогического.
Во втором классе говорение можно рассматривать и как цель, и как средство обучения.
Говорение как средство обучения используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков.
Говорению как цели обучения должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом, т.е. необходимо обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического формирования высказываний.
Формирование произносительных навыков осуществляется на последовательности работы над фонетической стороной высказывания.
Работа над произношением должна строиться исходя из особенностей английских звуков с учётом русского языка. Есть звуки идентичные в русском и английском языках [ p, b, k, g, f, v, m ] -они не требуют специального обучения. Есть звуки аналогичные [ n, l, t, d, ʃ ] - они требуют коррекции. Учителю следует показать, чем они отличаются и как их нужно произносить. А есть звуки, которым необходимо уделить особое внимание [ w, h, θ, ð, r, ŋ, æ, ou, ə:], т.е. объяснить артикуляцию и добиться хорошего произнесения как изолированно, так и в словах, словосочетаниях и предложениях.
Чтобы качественно отработать сложные звуки нужно использовать стихи поговорки и т.д. В процессе тренировки учитель должен уделять внимание, как индивидуальному, так и хоровому проговариванию, учить детей слышать звуки и точно их имитировать.
Говорение является важным средством формирования грамматического навыка. В этом очень хорошо помогают «модели» которые предлагают авторы УМК “EnjoyEnglish”.
Дети хорошо запоминают фигуры, и вскоре у учащихся развивается стойкая ассоциация: фигура-слово, и они без труда могут составить простые предложения, небольшой рассказ, описание, сообщение. Переставляя фигуры, успешно составляют отрицательные и вопросительные предложения.
Говорение является также средством формирования лексического навыка.
Ознакомление с лексикой осуществляется через аудирование. Учитель, диктор (кассета, диск), затем дети произносят новое слово хором и индивидуально, важно чтобы каждый ученик произносил новое слово правильно, уделить внимание ударению. После важно обратить внимание на сочетаемость нового слова с уже известными словами, а затем переходить к подстановке и расширению.
При обучении говорению как цели внимание обращается на умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать, используя изученный материал. Начиная со второго класса, детей следует учить диалогической и монологической речи.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. В процессе обучения можно использовать диалог-образец. Работа с диалогом-образцом проходит следующие этапы:
- восприятие и понимание
- заучивание диалога наизусть
- использование в новых ситуациях.
Монологическая речь представляет для учащихся серьёзные трудности. Они связаны с выбором того, что сказать и как сказать, здесь уместно использовать «модели» как опору. В процессе работы учащиеся накапливают достаточное количество лексики, чтобы осознанно описать предмет или картинку или что-то рассказать.
Организуя общение учащихся на уроке, следует создавать благоприятную психологическую атмосферу, располагающую детей к слушанию, пониманию и говорению. Нужно вселять в ребят уверенность в том, что они могут что-то понять и сказать, и постоянно подчёркивать их успехи.
|