Вообще говоря, межпредметные связи - это форма реализации интегрированного обучения, которое так или иначе стало необходимостью. Действительно, современные выпускники, в большинстве своем, не сложили за время обучения в школе, представления о целостной картине мира. Безусловно, это недостаток сложившейся системы образования. Мне представляется, что речь должна идти не только о межпредметных связях, являющихся формой элементарной интеграции. Но, в современных условиях, уже возможно осуществление интеграции на среднем и глубоком уровне комплексности. Речь идет в данном случае о проведении интегрированных уроков, комплексных семинаров, о разработке и реализации программ интегрированных курсов (например, элективных). Но за этим, мы не должны забывать и о межпредметных связях, осуществление которых требует меньших затрат энергии и времени от учителя, ведь наверное, содержание почти каждой темы позволяет предлагать ребятам межпредметные вопросы, задачи, доклады и т.д. Мы, географы, очень расположены к подобным формам работы, в силу специфики нашего предмета. Без математики мы не научим детей работать с картой, без физики не раскроем особенностей атмосферных процессов, без химии трудно изучать литосферу и экологическое состояние различных сфер, без биологии - природные комплексы, без истории - экономическое развитие той или иной территории... Для нас эта тема особенно актуальна.
Сейчас мы испытываем трудности в установлении межпредметных связей, пример: столкнулась буквально на последних уроках, изучение темы атмосфера, ход температуры воздуха суточный и годовой, задание построить график изменнеия температуры воздуха, высчитать среднюю суточную температуру, найти амплитуду. Проблема она на лицо - дети графики еще не строили, вычитать с разными знаками не умеют. И приходится обьяснять , а математика ????
Межпредметные связи это больной вопрос, если раньше темы изучаемые в школе можно было подвести к интегрированным урокам, то сейчас, кто во что горазд.Очень трудно совместить изучаемые темы.Вы наверно сталкивались даже с тем, что дети участвующие в олимпиадах находяться в разных весовых категориях, так как обучаются по-разным учебникам, разное количество часов. Но если использовать проектную деятельность, то можно очень хорошо показать межпредметные связи.
А вы правы, проетная деятельность позволяет объединить различные предметы, да практически все. и обязательно найдется межпредметная связь. А наша география так просто со всеми предметами. Очень хорошо мы это почуствовали в ходе проектов прикладных, социальных.
Очевидно, что каждый из нас сталкивается с проблемами, когда приходится привлекать знания, полученные учащимися при изучении других предметов. Действительно, проектная деятельность позволяет применять знания, полученные на разных уроках, формирует представление о целостной картине мира. Но существующий в современной школе подход, требующий строгого исполнения тематического плана по предмету (час в час), усугубляет положение.
Я, учитель физики, а физика - это наука о природе. В природе все физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных связей. Одним из приемов введения межпредметных связей в процессе обучения являются ответы на вопросы межпредметного характера. При изучении некоторых тем учащимя можно предложить объяснить пословицу или поговорку с помощью физики или найти физическое явление в предложенных стихах. К уроку на доске можно использовать эпиграфы не только ученых-физиков, но и знаменитых писателей и поэтов. Исторические справки и художественные тексты так же расширяют кругозор учащихся. В 7-9 классах после изучения раздела можно предложить различные творческие задания. В 10-11 классах межпредметные связи можно выделить на отдельных семинарских занятиях. Одним из направлений, где межпредметные связи могут быть реализованы достаточно эффективно являются элективные курсы. Конечно при осуществлении межпредметных связей в школе сталкиваешься со многими проблемами: мало пособий межпредметного содержания, несогласованность времени и различные трактовки одних и тех же понятий при изучении материала различных учебных дисциплин. И все же не смотря на все трудности с которыми сталкивается учитель очень важно использование межпредметных связей, т.к. только в этом случае выпускники школ получат целостное представление о мире.
В связи с переходом к профильному образованию мы придем к предмету естествознание, где учитель будет оперировать межпредметными связями постоянно. То есть обо всем и не о чем.
Межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании химии важны.Они способствуют развитию логики мышления, умению применять знания, развивает кругозор. По сей день актуальны слова М.В. Ломоносова " Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие"
Давайте обсудим межпредметные связи