(Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностью).
Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки. (слайд 4)
Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка).
Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка).
Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано). (слайд 5)
Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом.Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певучесть мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.
3.Беседа по картине «Утро» В. Васильева. (слайд 6)
Что изображено на картине?
Какое время суток нарисовал художник?
Какими красками он изобразил этот пейзаж? (слайд 7+щелчок)
Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми? (слайд 7+щелчок)
Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?
4.Работа над стихотворением И. Никитина «Утро». (слайд 8)
Выразительное чтение отрывка:
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?
Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов? (слайд 8 + щелчок)
Чтение стихотворение с пластическими движениями.
Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло».
5.Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро», картины В. Васильева «Утро» и музыкальной пьесы А. Шнитке «Пастораль».
Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.
Прослушивание «Пасторали» Г. Свиридова.
Какую музыку напоминает это произведение? (Русскую народную песню).
Чем она отличается от «Пасторали» Шнитке?
(В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке «Пасторали» Шнитке).
Постоянная смена красок - ярких на более приглушенные, - мягкие чередование мажора и минора вносят в настроение произведения оттенок грусти, светлой печали, раздумья.
6.Работа над песнями.
На этом уроке продолжается работа над песнями предыдущего урока:
«Моя Россия» Г. Струве;
«Веселая песенка» А. Ермолов
В них, как и в инструментальных пьесах, при разучивании выделить характерные интонации, ритмы, динамику, ладовую окраску. Достижению выразительности исполнения будет способствовать осознание детьми средств музыкальной выразительности. В этом случае выработка вокально-хоровых навыков будет подчинена не только решению технических задач, но и созданию образа.