Уважаемые коллеги, данный модуль был посвящен использованию интерактивных досок и ЭОР на уроках. Как Вы считаете, когда можно считать использование этих инстументов целесообразным? В ответе на вопрос обозначьте критерий целесообразности, и приведите пример, демонстирующий этот критерий.
Учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников.
Целесообразность использованияЭОР заключается в следующем:
быстрая обработка результатов;
определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции);
объективность оценки учащегося.
В качестве примера может служить электронное тестирование, которое позволяет быстро обрабатывать результаты тестирования, создает базу проблемных тем, что позволяет своевременно выделить проблемы у каждого конкретно взятого учащегося.
Применение ИД и ЭОР считаю необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок и т.п.
Целесообразноиспользовать эти инструменты при закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
ЭОР я применяю почти на каждом уроке – это презентации во время объяснения нового материала, тестовые задания при контроле знаний, это демонстрация видеофильмов и просто информация в интернете, например перевод одного дюйма в см. Считаю, что это обязательно в новых условиях образования. Так же можно использовать и ИД.
Это способствует наглядности, саморазвитию учащихся, развитию интереса к предмету, накопляемости оценок и их объективности м все это ведет к повышению качества образования.
Наиболее целесообразнее использование ЭОР будет в том случае, когда он учитывает индивидуальные особенности группы или учащегося. Это проблема так в основном материалы ЭОР создаются исходя из желаний, восприятия автора, а не учащихся. Учителя восновном не создают, а ищут подходящие материалы. Базы ЭОР личные или общедоступные в данное время только рождаются, создаются. То, что мы можем найти на сайтах, часто технически сделано не качественно, слабо. Готового (то есть отвечающего твоим желаниям и возможностям, особенностям детей) материала к конкретному уроку найдешь очень редко. Делать самому занимает много времени по моему опыту от 2 до 5 часов. Да и то, что сделал, может не получиться использовать постоянно (особенно гуманитарные дисциплины).
Конечно огромный плюс это эффект суггестии (в данном случае усиление восприятия и запоминания) возникающий при применении ЭОР.
Считаю, что одним из критериев целесообразности использования ЭОР на занятии может быть объективность оценки знаний учащегося.
Например, шестиклассник Андрюша долго говорил: «Я-то все правильно пишу, а Вы вечно ко мне придираетесь, просто не любите меня! И «двойки» ни за что ставите!» Выручил ЭОР «Страна Лингвиния», предлагающий учащемуся тестовую работу. Сел Андрюшенька делать тест на правописание корней с чередованием, а программа его все время к началу возвращает и предлагает повторить правила. Тут уж на придирки учителя не свалишь - пришлось учить!
Основными критериями целесообразности использования ЭОР и ИД я считаю: формирование у учащихся мотивации и целенаправленной познавательной деятельности. Кроме того, использование ЭОР и ИД дает учителю возможность проведения мониторинга знаний учащихся по различным предметам.Например, использование системы голосования дает возможность диагностики знаний учащихся, их оценку, в соответствии с поставленными целями и корректировку ошибок. В целом, использование ИД и ЭОР на уроках позволяет оптимизировать труд учителя и повысить эффективность и производительность работы учеников.
Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.
Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала.
На уроках немецкого языка интерактивная доска может применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.
Учитель может использовать разнообразные приемы. Например, при работе над навыками чтения применяются такие приемы как «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходим информации».
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования.
При обучении говорению коммуникативную ценность имеют задания «Незаконченное предложение», «Установление соответствий», «Соотнесение реплик в диалоге».
При обучении письменной речи эффективными являются задания: «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Очень удобными являются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», с помощью которой можно высвечивать правильные варианты.
Режим граффити полезен при отработке грамматического материала. Можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев. Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть - функцией «шторка».
Использование ЭОР можно считать целесообразным, в случае, если это способствует более эффективному достижению изначально поставленных целей. Т.е. критерий - собственно результат. Стоит ли при этом говорить о том, что тщательно проработанный и насыщенный современными образовательными "спецэффектами" урок сегодняшними школьниками часто усваивается лучше, чем 40-минутная, пусть даже и очень интересная лекция.
Если необходимо эмоциональное погружение учащихся в ту или иную тему для формирования личного взгляда историческую проблему, то достичь этого наиболее эффективно действительно помогают ЭОР. Например, благодаря обмену материалами к урокам между учителями в Интернете можно п ри затрате меньшего временисоздать насыщенную презентацию к уроку. А просмотр презентации созданной на основе отобранных разными учителями картинами, видеосюжетами и аудиофайлами с профессиональным чтением стихов, посвящённых восстанию декабристов, заинтересует подавляющее большинство учеников. В моём случае создание подобной презентации способствовало их активному участию в обсуждении проблемных вопросов и помогло школьникам "прочувствовать" тему, и многих побудило к добросовестному самостоятельному написанию последующего домашнего задания - писем от имени участников или очевидцев восстания декабристиов.
Всем известно, что положительный эмоциональный настрой - это 50 % успеха в любом деле. Поскольку ЭОР дают возможность визуализировать учебный материал, то основным критерием целесообразности использования ЭОР я бы выделила, те учебные ситуации, когда ЭОР дают положительный эмоциональный настрой на изучение материала, на его закрепление, когда выполнение задания вызывает у учащегося положительные эмоции. ЭОР составленные ярко, может быть даже с долей юмора (смешные картинки, забавные высказывания по теме, веселая музыка) или ЭОР с эстетичным оформлением - все это вызывает у учащихся положительные эмоции, способствует более легкому запоминанию, позволяет спокойнее переносить неудачи или усиливает эффект от успешно выполненного задания.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения учащихся. Это и видео, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный учебный предмет, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать, писать синквейны). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Благодаря Интернету мы получили доступ к неограниченным ресурсам музыкальных коллекций. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
При отсутствии учебников по музыке мы в лицее уже 4 года назад записали на диски музыкальную энциклопедию по музыке «Соната», ОМС-плеер и ЦОР из коллекции ФЦИОР для учащихся 5-9 классов, что помогло решить проблему закрепления полученной на уроке информации и выполнения дома практических работ по теме урока.
Уважаемые коллеги, данный модуль был посвящен использованию интерактивных досок и ЭОР на уроках. Как Вы считаете, когда можно считать использование этих инстументов целесообразным? В ответе на вопрос обозначьте критерий целесообразности, и приведите пример, демонстирующий этот критерий.