Submitted by Галина Васильевна Абрамова on Wed, 09/05/2012 - 18:06
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 25».
Комбинированный урок
по окружающему миру и трудовому обучению в 4 классе.
Тема урока:«Мастера печатных дел».
Учитель: Абрамова Г.В.
2009 уч. год.
Тема урока: Мастера печатных дел.
Цели урока:
1. Обучающие: сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, раскрыть причину и значение начала книгопечатания; создать яркие представления о рукописных и первых печатных книгах;
2 Развивающие: развитие речи, умения высказывать свои мысли, внимания, творческих
способностей, аккуратности
3 .Воспитывающие: воспитание уважение к книге и бережное отношению к ней, эстетический вкус, умение трудиться в группах.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Межпредметный интегрированный - окружающий мир + трудовое обучение
Оборудование:
· Учебник « Мир вокруг нас» А.А Плешаков, Е.А. Крюкова, рабочая тетрадь, дневник.
· Презентация: папирус, пергамент, Кирилл и Мифодий, Нестер, Гуттенберг, Иван Федоров, печатный станок, страница первой печатной книги.
· Костюмы для инсценировки.
· Карточки с названиями профессий.
· Материал и инструменты для практической деятельности.
· Памятка для учащихся.
· Цветные магниты.
· Магнитофон.
Структура урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний по окружающему миру: рукописные книги.
Изучение нового материала: изобретение книгопечатания, первые печатные книги.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала:
слово учителя;
актуализация знаний и умений;
алгоритм волнения работы по созданию книги;
выполнения задания по алгоритму;
презентация работ.
Итог урока.
Домашнее задание.
«Книги – это реки, напояющие Вселенную, в них ведь неисчетная глубина».
(Из высказывания старорусских книжников).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Повернитесь, поприветствуйте
гостей, подарите им свою улыбку.
Спасибо. А теперь все тихонечко сели. Сосредоточьтесь, мы начинаем работу.
II. Сообщение темы и целей урока.
Просыпались по застрехам птицы,
Запевали третьи петухи.
Поднималось солнце над столицей,
Золотя шатровые верхи.
Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела –
Первого Печатного двора.
(Н. Кончаловская «Мастер Фёдоров Иван и его печатный стан»).
Тема нашего урока «Мастера печатных дел». Мы вспомним, что собой представляла рукописная книга, определим необходимость появления на Руси книгопечатания, узнаем имя первопечатника и поговорим о его служении просвещению русских людей. А также на уроке вы самостоятельно попробуете освоить профессию переплетчика и концу урока ответить на проблемный вопрос «Какое значение имеет книгопечатание?
III. Актуализациязнаний.
Давайте перенесемся в прошлое. Вспомним, какой материал использовали для создания первых рукописей. Послушайте внимательно, на чем писали в древности люди: свыше 6000 тысяч лет назад писали на папирусе. Растение вдвое выше человека, и ствол толщиной в руку. Растёт в Африке, по берегам рек и болот. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать.
Там, где не было папируса, научились писать на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой.
- Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания.(1445 год).
- Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Иоганн Гутенберг).
- Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы – литеры)
IV. Изучение нового материала.
А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров! Иван Федоров – первый русский печатник. В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве Печатный двор. Давайте посмотрим, как это было:
Сценка. Выходят дети в костюмах
Автор: Царь Иван Грозный решил завести в Москве печатную избу – типографию.
Перед царём коленопреклоненный книжный мастер – Федоров Иван.
Царь: Сказывают умные люди, будто учён в печатном деле ты не хуже иных иноземных мастеров.
Автор: Молчит Иван Федоров… Уж больно сердито глядит государь. Но семь бед –
один ответ. Решился…
Иван Федоров: Растёт русское государство, Иван Васильевич! Да не обойтись теперь без своих учёных людей, чтобы управлять всеми этими землями под твоей твёрдой рукой. А где найти тех грамотных без книг? Где печатать ныне книги, как не в Москве? Ежели будет твоя воля государева – заведём типографское дело. Не хуже, чем у немцев. Прославят те книги имя твоё, государь, не только на Руси, а в иных государствах.
Царь: Дело говоришь, Иван Федоров. Хватит нам жить по старинке. Пора и своё печатное дело завести. Быть тебе государевым печатником.
Первенцем типографии Ивана Федорова стала книга церковного содержания «Апостол», для создания которой понадобился почти год. Известно, что начали печатать книгу 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. В этой книге не было ни одной ошибки.
Откройте учебник на стр. 83 и прочитаем, что собой представляла печатная книга Ивана Федорова.
V. Физкультурная минутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, мы с вами в нашей творческой мастерской, где попробуем свои силы в переплетной работе. Мы будем заниматься выпуском книг, в которые войдут ваши рассказы. Проверим все ли у нас на своих местах. Садитесь поудобнее, улыбнитесь, вы замечательные и у вас все получится. Сегодня мы вспомнили о книгопечатании, узнали об Иване Федорове – первопечатнике и только что прочли о том, как выглядела печатная книга «Апостол». Она по праву считается шедевром типографского искусства.
Давайте проследим, через руки скольких человек проходит рукопись, чтобы найти своего читателя. Откроем последнюю страницу учебника «Мир вокруг нас», здесь мы видим фамилии людей, принимавших участие в ее создании. Кто может сказать, какими профессиями должны овладеть создатели книги? (Ответы детей).
· Редактор – читает и обсуждает с автором как сделать книгу лучше, какие места переделать
· Художник - готовит к книге рисунки. для более полного представления героев и событий книги.
· Художественный редактор – выбирает лучшие рисунки.
· Технический редактор – проверяет все ли страницы и иллюстрации на своих местах, подбирает шрифт.
· Корректор – заботится о том, чтобы книга была без ошибок.
· Переплетчик – занимается переплетом напечатанных листов книги.
- Давайте послушаем отрывки из рассказа « Как печатали вашу книгу». (Выступление учащихся.).
- Девиз нашей сегодняшней деятельности, «Каков мастер, такова и работа».
· Как вы понимаете эту пословицу?
· Почему так говорят, объясните?
· А вы хотите стать хорошими мастерами?
Хороший мастер знает, в какой последовательности верстаются страницы. Вспомним и мы с вами, как называется двойной лист между сторонами переплета и блоком книги;(показываю разворот книги)(Форзац). А первая страница, на которой помещаются все данные издания? (Титульный лист). Кроме этого книга содержит рисунки, фотографии.
Пора приступать к работе. Вспомним, что необходимо сделать, чтобы создать нашу книгу:
· Приготовить блок (прошиваем страницы).
· Сделать переплетную крышку.
· Вырезать обложку и обклеить ею переплетную крышку.
· Подготовить двойной лист – форзац.
· Вклеить блок в переплетную крышку.
· Готовая книга должна пролежать 10-12 часов под прессом.
Работа выполняется в группах, редакторы групп: (назвать фамилии детей)
(Дети работают, звучит спокойная музыка).
Учитель по окончании работы: Работа наша закончена, теперь вы обладатели единственного в мире уникального издания тиражом 1 экземпляр.
А теперь проведем презентацию наших изданий.
На доске вывесить:
- карточку «презентация»– публичное представление ваших работ;
- изображения книг с названиями, где дети будут оценивать свои работ).
(От каждой группы ученик рассказывает о том, что за книгу они создали, о чем она, что к книге надо относиться бережно).
Учитель: Молодцы. Вы правильно сказали, что книгу надо беречь, Ведь книга – источник знаний. Я приготовила для вас памятки о нашем уроке, в ней вы найдете правила правильного обращения с книгой.
VII. Вначале урока был поставлен проблемный вопрос: Какое значение имеет книгопечатание? Кто смог из вас для себя решить эту проблему? (ответы детей). «Каков мастер, такова и работа». С этой пословицы началось творчество в нашей переплетной мастерской, своим трудом мы постарались доказать, что мы хорошие мастера. Я предлагаю оценить свою работу вам самим. Пусть «редактор» каждой группы возьмет столько фишек – магнитов, на какую оценку вы выполнили работу, и прикрепит к своей книге (изображение книги на доске).
VIII.Домашнее задание. Стр. 82-83. Написать названия десяти любимых вами книг.
Учитель: Закончить урок я хочу словами Томаса Карлейля « Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Так пусть же вы всегда будете счастливыми людьми. Спасибо всем за урок.