Урок окружающего мира на тему «Экономика и экология»
Тема:
Экономика и экология.
Цели:
· ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
· развивать речь, аналитическое мышление детей;
· воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 слайд)
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
-Здравствуйте ребята! Ребята прослушав это стихотворение, как вы думаете о чём мы с вами будем сегодня говорить? Кто может уже догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Тема сегодняшнего урока: «Экономика и экология». Сегодня на уроке мы ознакомимся с задачами экологии и выясним положительные и отрицательные стороны экономики. Первым делом мы проверим домашнее задание .На слайде представлен тест, вы отвечаете письменно на листочках, которые лежат у вас на столах.
2. Проверка домашнего задания. (2-3 слайд )
1. Что такое семейный бюджет?
а) зарплата родителей,
б) план доходов и расходов,
в) пенсия бабушки и дедушки.
2. Какие виды доходов может получить семья?
Рабочий – (зарплата)
Студент - (стипендия)
Пенсионер – (пенсия)
Писатель –(гонорар)
Предприниматель –(прибыль)
Сбережения в банке – процент)
3.Что такое окружающая среда:
а) Все, что нас окружает,
б) дом,
в) школа.
4.Экология – это …
а) наука о животных,
б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой,
в) наука о растениях.
5. Экономика – это …
а) потребности людей,
б) товары и услуги,
в) наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства.
3.Работа по теме.
- Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас
поработаем над слайдами:
5-6 слайды. – Ребята ,что изображено на рисунках? ( Планета Земля - полушария).
- А почему там разные цвета? (вода, лес, пустыня и горы)
- Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…
7-8-9 слайды. – Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас!
- А как вы думаете, все ценят эти богатства?
10-11 слайды. – Внимательно смотрим на рисунки. Ребята, какие выводы вы сделали, рассмотрев рисунки?
( Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе).
- А сейчас, ребята, ответьте на мой вопрос:
-Что вы делаете для того ,чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…)
- Да, сейчас из-под снега выходит мусор, который мы бросали целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? ( сжигаем, бросаем в яму…)
- Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться , чтобы меньше вреда наносить природе.
4. Физминутка. (3 мин.)
1.Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
5. Работа по теме.
– Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир?
( мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения и животные).
- Другой пример, посмотрите на рисунок на 81 странице. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? ( пострадали птицы, рыбы, растения, люди )
- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
– Это показывает, как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.
- Как вы видите, очень много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Одна из важных задач – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы. Решать эту задачу помогает наука экология.Какие меры принимают люди, чтобы беречь природу для предотвращения экологических катастроф?
- Теперь мы посмотрим, какие отрасли экономики наносят вред окружающей среде ( 12 слайд).
1.Сельское хозяйство – почва отравляется ядохимикатами.
2.Транспорт – выхлопные газы.
3. Металлургическая промышленность – отходы.
4. Фабрики и заводы – дым, отходы.
5. Атомные электростанции – при аварии погибнут тысячи людей.
6.Химическая промышленность – товары тоже опасны.
- Ребята то такое прогноз? ( прогноз погоды)
– Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:
- произойдет авария нефтеналивного танкера;
- если на реке построят платину;
- если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.
Ребят а теперь давайте выполним задание которое находится в рабочей тетради № 2 с.43
6. Итоги. Домашнее задание. (5 мин.)
- Ребята, все открыли дневники, запишем домашнее задание……
13 слайд.- Подведем итоги.
- Зачем нужно знать законы экологии? (сохранить нашу планету для потомков).
- Благодаря чему мы живем на земле? (воздух, вода, почва).
- Нужно бережно относиться к воздуху, воде, почве и только тогда мы сохраним эти богатства в чистоте.
А сейчас мы разгадаем кроссворд и закрепим наши знания.
1. Сокращенно гидроэлектростанция. (ГЭС)
2. Наука, помогающая сделать экономику более безопасной для людей.(Экология).
3. Деньги, которые поступают в бюджет. (Доходы).
4. Установленные законом платежи. (Налоги).
5.Составная часть экономики.(Отрасль).
6. Место, где залегают полезные ископаемые.(Месторождение).
7. Полезное ископаемое, которое добывают в открытых котлованах. (Глина).
8. Все что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг.(Капитал).
9. Деньги, которые тратят из бюджета.(Расходы).
|
Г
|
Э
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Э
|
К
|
О
|
Л
|
О
|
Г
|
И
|
Я
|
|
|
|
|
|
|
|
Д
|
О
|
Х
|
О
|
Д
|
Ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
А
|
Л
|
О
|
Г
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О
|
Т
|
Р
|
А
|
С
|
Л
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М
|
Е
|
С
|
Т
|
О
|
Р
|
О
|
Ж
|
Д
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
Г
|
Л
|
И
|
Н
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
А
|
П
|
И
|
Т
|
А
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
Р
|
А
|
С
|
Х
|
О
|
Д
|
Ы
|
|
|
|
|
|
|
|
Какое отношение имеет экономика к экологии?(перечисляют)
|