Автор:
Адамова Галина Николаевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область
Cистематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. Подготовка к ЕГЭ, 11 класс
Цель: Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов и в простых предложениях с вводными словами. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений (А19- А26).
Презентации
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Анализ предложений.
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
- Чем является словосочетание по словам старожилов в первом предложении? (вводными словами, поэтому они выделяются запятыми).
3. Обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Слово учителя: в этом задании представлены предложения с вводными конструкциями. Требуется отличить вводные слова от сочетаний слов, которые вводными не являются, и правильно расставить в предложении знаки препинания.
- Теоретические сведения представляют уч-ся ( презентации).
Помните! Не являются вводными словами и не выделяются запятыми частицы как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, всё-таки и другие.
Для слов наконец, однако, вообще имеются дополнительные проверки:
|
Вводное слово (имеет значение)
|
Член предложения (имеет значение)
|
наконец
|
Если имеет значение и ещё (И наконец, выполнили задание)
|
Если имеет значение наконец-то (Мы наконец-то дошли)
|
однако
|
Если стоит в середине или в конце предложения (Мы, однако, опоздали на 2 часа)
|
Если близко союзу но (Мы опоздали, однако всё ещё были на месте)
|
вообще
|
Только в значении вообще говоря (Мне, вообще, это особенно приятно)
|
Если имеет значение обычно, всегда (В этих местах вообще нет снега)
|
4. Обобщение по теме «Сложные предложения разных типов»
Анализ текста: обоснуйте постановку знаков препинания. Начертите схемы сложных предложений различных типов. Дайте характеристику этим предложениям, назовите, чем связаны их части
(1) В этих краях нам непременно понадобится проводник с помощью которого мы смогли бы хорошо узнать все потаённые лесные тропы.
(2) Он занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе добродетели сам давал ей уроки алгебры и геометрии.
(3) Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он никогда не слушал самого себя и не отвечал самому себе, как сейчас делают почти все.
(4) В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен.
(5) Я никогда не слышала, чтобы он повторялся и пускал заигранные пластинки. С необычной лёгкостью он выучил несколько языков. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.
(6) В музыке Мандельштам был дока, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты, называя её удушьем.
Комментарий учителя (презентации, подготовленные уч-ся)
Сложное предложение имеет две и более предикативные основы, соединённые по смыслу и интонационно. Следует обратить внимание на способ соединения простых предложений в составе сложного. Это может быть союзная (сочинительная или подчинительная) связь либо бессоюзная. Следует помнить, что сложные союзные ССП – это предложения, в которых предикативные части равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами (Хочется идти в лес, и становится невмоготу беспечная жизнь в четырёхстенной избе)
Это предложение сложное, так как в нём 2 предикативные основы: 1 – хочется идти (односоставное, безличное); 2- становится невмоготу жить (двусоставное). Обе основы соединяются сочинительной связью с помощью союза И, это ССП.
Сложное союзное СПП – это такое предложение, в котором одно из простых предложений (предикативных частей) по строению и смыслу зависит от другого (главного) и является придаточным. СПП может состоять из двух и более предикативных частей. Двучленные СПП по значению придаточных делятся на определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Придаточные определительные относятся к существительному в главном предложении и отвечают на вопрос какой? (Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы.)
Придаточные изъяснительные предложения относятся к глаголу в главном предложении или к такому слову, которое способно к управлению, отвечает на вопросы косвенных падежей и присоединяется к главной части союзами и союзными словами что, чтобы, ли, будто, как, кто, сколько и другими. (До недавнего времени люди считали, что пользуются наследием предков)
Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением и уточняют место, время, причину, цель и т.д. Поэтому выделяют следующие типы придаточных обстоятельственных:
- придаточные места (где? куда? откуда?)
- придаточные времени (когда? как долго?)
- придаточные образа действия (каким образом? как?)
- придаточные причины (почему? отчего?)
- придаточные сравнительные (как?)
- придаточные условия (при каком условии?)
- придаточные уступки (несмотря на что?)
- придаточные следствия (присоединяются к главному союзом так что)
1. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далёком расстоянии от Земли.
2. Тепло приходит сразу, когда появляются первые признаки весны.
Бессоюзное сложное предложение (презентация уч-ся или теория; готовят по аналогии).
5. Тренировочные упражнения.
1. Найдите СПП и укажите их номера.
(1) Ежедневно весь мир пьёт чай, не задумываясь, что когда-то он был одним из чудес Китая.
(2) Чай как культурное растение известен приблизительно с 350 г. н.э.
(3) В Европу чай попал лишь в 16 веке.
(4) Первыми его употребление ввели португальцы, а в Англии он появился лишь в 1664 году.
(5) В Россию чай был завезён во время царя Михаила Фёдоровича Романова и также вначале использовался в качестве лекарства.
(6) В России так полюбили этот напиток, что изобрели чисто русский нагревательный аппарат для его заваривания – самовар.
(7) Известно, что чай, чтобы сохранить все полезные и вкусовые свойства, необходимо заваривать так называемым «белым ключом»
(8) Самовар и давал возможность регулировать процесс закипания воды.
2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении:
Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.
1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;
2) вторая часть БСП поясняет первую;
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;
4) вторая часть БСП указывает на быструю смену событий
3. В предложенном тексте найдите все сложные предложения, в которых используется и бессоюзная, и союзная подчинительная связь. Номера предложений напишите в порядке возрастания.
(1) Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (2) И такое смешение шло повсеместно. (3) На планете нет ни одной «чистой » расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (4) Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (5) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (6) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
(7) Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (8) Все остальные были врагами или злыми демонами. (9) Для греков все негреки были варварами. (10) Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными». (11) Для европейцев 18 века и даже 19 всё остальное человечество было скопищем дикарей. (12) Для нас, людей 21 века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
4. Найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Номер его запишите.
(1) Сотни находок показали, что 200 тысяч лет назад на Земле царствовал неандерталец. (2) По объёму мозга он не отличался от современного человека, но структура его мозга была иной: у неандертальцев были слабо развиты лобные доли, которые отвечают за функцию торможения. (3) Люди без лобных долей исполняют любые желания и перестают быть биосоциальными существами. (4) В коллективе им очень трудно. (5) Похоже, что неспособность создать семью, род, жить в племени и погубила со временем могучего неандертальца, уступившего место лобастому умному «коллективисту» - кроманьонцу.
5. Тест
Определите тип придаточного.
1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.
4. Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне…
5. Он работал всюду, где заставляла его жажда творческого труда.
6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда даёт его в переносном значении.
7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.
9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.
10. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.
11. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетелись хлопья со двора к оконной раме.
12. Зной всё усиливался, так что становилось трудно дышать.
13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.
14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
16. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
17. Как ни интересен труд режиссёра, актёрская работа всё же интереснее.
18. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.
19. Если начнёшь усиленно заниматься, то успеешь подготовиться к экзамену.
20. И я вижу во сне, как на волке еду по тропинке лесной.
21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.
22. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем.
23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл её был понятен только специалистам-филологам.
24. Всякий раз, как только показывалось солнце, замёрзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.
25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.
26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрёстках была решена.
27. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города.
28. Поскольку дом был окружён высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.
29. Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие.
30. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на неё внимание.
Ключ к тесту
№ |
ответ
|
№
|
ответ
|
1
|
определительное
|
16
|
определительное
|
2
|
уступки
|
17
|
уступки
|
3
|
сравнения
|
18
|
меры и степени
|
4
|
изъяснительное
|
19
|
условия
|
5
|
места
|
20
|
изъяснительное
|
6
|
времени
|
21
|
определительное
|
7
|
изъяснительное
|
22
|
изъяснительное
|
8
|
цели
|
23
|
Меры и степени
|
9
|
причины
|
24
|
времени
|
10
|
уступки
|
25
|
цели
|
11
|
сравнения
|
26
|
следствия
|
12
|
следствия
|
27
|
условия
|
13
|
времени
|
28
|
причины
|
14
|
образа действия
|
29
|
изъяснительное
|
15
|
изъяснительное
|
30
|
Образа действия
|
оценка
|
Количество правильно выполненных заданий
|
5 (отлично)
|
26-30
|
4 (хорошо)
|
21-25
|
3 (удовлетворительно)
|
17-20
|
|