Submitted by Альфия Назиповна Сагитова on Wed, 25/04/2012 - 21:47
Знакомые незнакомцы.
В Красную книгу занесены те виды растений и животных, которые подлежат охране. Исчезающие и редкие растения и животные в ней отмечены разноцветными флажками. Красные флажки стоят около растений и животных, которые находятся на грани исчезновения. Жёлтым цветом отмечены организмы, численность которых восстанавливается. А зеленым – те, которые удалось спасти от исчезновения, но они ещё малочисленны
Мы провели исследовательскую работу по изучению растений и животных, занесенных в Красную книгу Азнакаевского района, Красную книгу Татарстану и оказалось, что в Красные книги занесены такие растения и животные, с которыми мы встречаемся каждый день, иногда можем обидеть, затоптать, сорвать и выбросить.
Мы хотим познакомить вас с некоторыми видами растений и животных, которые занесены в Красные книги.
В красную книгу нашего района занесены хищные птицы. Это тювик, орёл, змееяд, курганник. Исчезают они по многим причинам, основные:
-вырубка лесов
-загрязнение атмосферы
Хищные птицы, несмотря на свою агрессивность, выполняют роль санитаров, регулирую численность растительноядных.
Изучая Красные книги, мы выяснили, что среди надоедливых, вездесущих живых существ, как насекомые есть много видов, которые находятся на грани исчезновения. Например, жуки, стрекозы, бабочки, шмели.
А ведь значение насекомых очень велико. Бабочки и шмели опыляют растения, без них у растений не созревают семена. Жуки являются санитарами; стрекозы поедают комаров и их личинок
Отчего исчезают насекомые? По данным красных книг основная причина исчезновения – это деятельность человека:
-применение удобрений
-меньше становится полей и лесов
-растущее количество больших городов.
Оказывается, зрение этих насекомых различает белые, желтые оттенки, они летят на огни фонарей и погибают.
Мир живых существ состоит не только из животных. Растения являются важнейшим звеном экологического сообщества. К нашему удивлению мы обнаружили, что в Красные книги занесены хорошо знакомые нам, невзрачные растения. Неужели и они находятся на грани исчезновения?! Это ковыль, бедренец, грудница татарская, василек, девяси, незабудка, гвоздика. Многие из них являются лекарственными. Это отражается даже в названиях некоторых из них. Например, девясил – растение, которое дает 9 сил.
Но, что нас действительно удивило, в Красных книгах мы встретили таких удивительных животных и растений, которых мы видим только по телевизору, а ведь когда-то они жили на территории нашей республики.
Горностай – из шкуры которого шили царские шубы.
Пеликан – обладающим огромным мешковатым клювом, куда он складывал пойманную рыбу.
Фламинго – которого не зря назвали розовым из-зи удивительного цвета пера.
Дрофа – нелетающая птица степей.
Удод – с красивой короной на голове.
Исчезают ирисы, водные красавицы кубышки и кувшинки.
Мы узнали, что в нашем районе есть особо охраняемые территории, где обитают животные и растения, занесенные в Красную книгу. В Красные книги заносятся даже такие известные всем животные, как летучие мыши. Мы их боимся, думая, что они питаются кровью, а на самом деле они питаются насекомыми и приносят большую пользу.
Паспорт проектной работы
МБОУ«СОШ №4 г.Азнакаево» РТ
Руководители проекта:
Сагитова А.Н., Рахимзянова А.И.
Участники проекта: 3А, 3Б классы
Название проекта:
«Красные книги :
знакомые незнакомцы»
Охраняется Красной книгой столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
Тип проекта: межпредметный, творческий, информационный, краткосрочный
Цели проекта:
1)Собрать информацию о некоторых видах редких и исчезающих растениях и животных Азнакаевского района и РТ.
2)Написание творческих работ
3)Организовать выставку поделок, рисунков
Задачи проекта:
1)Формировать поисковые умения:
самостоятельно находить необходимую информацию; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы
2)Формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования; взаимодействия с любым партнером; взаимопомощи в группе; в решении общих задач; делового партнерского общения
3)Развивать умения обобщать и сравнивать собранный материал.
4)Развивать творческие способности учащихся
5)Воспитывать бережное отношение к природе
Предполагаемый продукт проекта:
Мини-презентация,рисунки,поделки
Этапы проекта:
Организационный:
Началу работы над проектом предшествовал классный час на тему « Будь природе другом!»,где дети познакомились с многообразием родного края, рассуждали о мерах поведения в природе, продолжили знакомство с Красными книгами.А на экскурсии в природе разгорелся спор:«Неужели, хорошо нам известные и неприметные растения на грани исчезновения?»Учитель предложил собрать информацию о редких и исчезающихся растениях и животных нашего края и Татарстана.
Разработка и создание проекта:
Собрав и проанализировав информацию, учащиеся сами разбились по интересам на группы. Первая группа отвечала за сбор материала, пользуясь библиотекой, Интернетом, вторая группа оформила коллаж «Родной край», третья группа собрала выставку рисунков, четвертая группа сочинила и показала мини-сценку о правилах поведения на природе, пятая группа собрала подборку загадок о природе.
Изучение, анализ материала. Поиск ответов на вопросы.
1.Вступительное слово о Красных книгах Азнакаевского района и Татарстана.
2.Информация, собранная из разных источников.
3.Выставка поделок на тему «Родной край».
4.Настольный театр (дети разыграли, придуманную ими сценку)
5.Конкурс загадок, рисунков, творческих работ.
Рефлексивно- оценочный (подведение итог)
Состоялось обсуждение итогов работы групп со всеми её участниками. Оценили участие каждого при работе над проектом.