Submitted by Антон Владиславович Дерягин on пн, 23/04/2012 - 23:00
Ход урока
I) Мотивационный этап:
Проблемный эксперимент:
На каждом столе установлено лабораторное оборудование. На экране демонстрируется задание:
1) расположите на одной линии лампу, подключенную к источнику, поляроид, экран;
2) поворачивайте поляроид вокруг оси, наблюдайте освещенность экрана. Сделайте вывод;
3) установите между поляроидом и экраном ещё один поляроид и поворачивайте вокруг оси сначала один, потом другой поляроиды.
Наблюдайте, как меняется освещённость экрана. Сделайте вывод.
Учащиеся выполняютмеханическую модель опыта с турмалином
Нетрудно построить простую наглядную механическую модель рассматриваемого явления. Дается задание с помощью данных средств смоделировать процесс поляризации. Учащиеся выполняют опыт, объясняют результаты.
Можно создать поперечную волну в резиновом шнуре так, чтобы колебания быстро меняли свое направление в пространстве. Это аналог естественной световой волны. Пропустим теперь шнур сквозь узкий деревянный ящик. Из колебаний всевозможных направлений ящик «выделяет» колебания в одной определенной плоскости. Поэтому из ящика выходит поляризованная волна.
Если на ее пути имеется еще точно такой же ящик, но повернутый относительно первого на 90°, то колебания сквозь него не проходят. Волна целиком гасится.
Эвристическая беседа:
Давайте попробуем объяснить результаты опытов.
Первое предположение: Свет – поперечная волна. Но в падающем от обычного источника пучке волн присутствуют колебания во всевозможных плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волн
Возьмите в руки поляроид и, поворачивая вокруг оси, посмотрите сквозь него на:
1. экран ЖК телевизора;
2. экран монитора старого образца на основе электронно-лучевой трубки.
Сделайте вывод.
Актуализация знаний:
1. Экран ЖК-монитора даёт поляризованный свет;
2. Свет от экрана монитора на основе электронно-лучевой трубки не поляризован.
Давайте попробуем объяснить, почему?
Учащиеся выступают с Презентацией “Принцип действия ЖК-монитора”;(задание с предыдущего урока)
Задания в группах: доклады на тему «Применение поляризации»:
1. Поляроидные очки;
2. Установка поляроидных плёнок на фарах и ветровых стёклах встречных автомобилей;
3. Определение содержания сахара в растворе;
4. Поляроидные пленки на объективах фотоаппаратов и видео камер;
5. Изучение распределения механических напряжений в деформированных образцах.
Подведение итогов:
Фронтальная беседа:
Определим главное, что мы узнали сегодня на уроке: