- Ровно встали, улыбнулись друг другу.
- Здравствуйте, ребята!
- Спокойно садитесь.
«Не мил и свет, когда друга нет.» - Как вы понимаете эту пословицу?
-Как вы думаете ,почему я начала урок с этой пословицы?
- Какие произведения этого раздела вы читали?
- Над чем размышляли, читая эти рассказы?
- Какое творческое задание выполняли дома?
-Я хочу, чтобы мы сегодня помогали друг другу и подружились на этом уроке .
- Давайте послушаем, кто же для вас настоящий друг!
- Желаю успешно выступить.
- У тебя получился рассказ на тему, он был интересный. Ты смог ярко представить своего друга, портрет нарисовал узнаваемо. – Молодец, оценка 5.
- Давайте послушаем ещё один рассказ. – У тебя получился рассказ на тему, он был интересный. Ты смог ярко представить своего друга, портрет нарисовал узнаваемо.
– Молодец, оценка 5.
- Ребята, которые отвечали, смогли доказать нам, что это их настоящие друзья. У них общие интересы.Они помогают друг другу во всём и не бросят в трудную минуту. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
- Посмотрите на иллюстрации,что можете сказать?
- Какую книгу вы не читали?
- А как вы думаете, рассказ с таким названием может быть включен в этот раздел?
- Может ли быть слово волшебным?
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые помогают людям стать доброжелательнее. А какие это слова вы скажите сами.
- Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение про себя.
Был вежлив этот мальчик
И право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил.
Спасибо!- говорил!
- Прочитай вслух.
- О чём это стихотворение?
- Найдите вежливое слово, прочитайте его.
- Прочитайте стихотворение, выделяя важные по смыслу слова.
- Вежлив, благодарил, спасибо – это главные слова.- Как нужно произносить эти слова, вежливо, грустно, торжественно?
- А действительно ли вежливым был этот мальчик?- Докажите, прочитайте.
- Какие вежливые слова вы знаете и часто говорите?
- Мы с вами отправимся в страну волшебных слов. А поможет нам в этом В.А Осеева.
- Посмотрите на, портрет, что можете сказать?
- я вам расскажу, каким человеком была В.Осеева, а вы внимательно слушайте. Потом мы поиграем в интересную игру «Что же вы запомнили».
- Родилась 110 лет назад в Украине в городе Киеве, тогда, когда не было ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек.
Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. Позже семья Осеевых переехала в Москву. Здесь Осеева стала педагогом – воспитателем.Работая в детском доме, наблюдала за детьми.
Она общалась с детьми как-то по-взрослому – и они это очень ценили.
В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. У В. Осеевой есть рассказы, где она показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
- Давайте поиграем, заодно я проверю, как внимательно вы меня слушали.
- Родилась В.А.Осеева…
- Когда семья Осеевых переехала в Москву В.А. стала…
- Она много общалась…
- В свободное время сочиняла…
- В своих произведения В.А.рассказывает о…
- Книги писательницы пользуются у детей …
- Перед вами выставка книг. Я представляю сказку Осеевой «Волшебная иголочка». Эта книга вышла в издательстве «Малыш». В сборнике «До первого дождя» вы найдёте много коротеньких рассказов, таких как «Просто старушка», «Плохо», «Новая игрушка» и другие. Так же я представила на выставке сборники рассказов «Три сына», «Синие листья»- эти сборники вы можете взять в библиотеке и прочитать, почему листья в рассказе Осеевой синие и подумать, чему учит этот рассказ.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Осеевой.
- Откройте учебники на стр.87,прочитайте название. Как вы думаете, о чем это произведение судя по названию. Хорошо, давайте проверим ваши предположения, послушав рассказ.
- Но перед этим давайте выясним значение слова «противень». Одному из вас было задано индивидуальное задание, найти значение этого слова. Мы готовы тебя послушать.
- Где ты нашёл значение этого слова?
-А что ваши бабушки и мамы готовят на противне?
- Во время чтения постарайтесь понять, о чем этот рассказ и кто его главные герои.
- Как вы думаете, какое слово сказал старик?
- Проверим ваши предположения.
- Как вы думаете, как поступила Лена?
- Читаю дальше и узнаем правы ли вы?
- Как отреагировала бабушка?
- А как отреагировал брат?
- Проверим ваши предложения.
- Понравился ли вам рассказ? Кто герои этого рассказа? О чем вы думали слушая этот рассказ?
- Давайте обратим внимание на текст в учебнике и посмотрим значение каких слов и выражений предлагает учебник.
- А почему именно это слово и выражение? Давайте в словарике найдём эти слова и прочитаем значение стр.215
У оленя дом большой.— Показываем руками над головой крышу дома.
Он глядит в свое окно.— Показываем руками перед собой квадратное окно.
Заяц по лесу бежит.— Изображаем бег на месте.
В дверь к нему стучит.— Изображаем стук кулаком в дверь.
Тук-тук!— стучим правой ногой в пол.
Дверь открой! — открываем дверь.
Там в лесу…— показываем большим пальцем за плечо.
Охотник злой!— изображаем руками ружье.
Быстро двери открывай,— показываем рукой приглашение в дом.
Лапу мне давай!— выставляем руку вперед ладонью наружу.
Итак, мы заметили, что Павлик изменился в лучшую сторону .А что заставляет человека меняться , как вырабатывается характер героя рассказа ? Пока трудно ответить на этот вопрос. Поможет нам автор. Нужно только очень внимательно перечитать рассказ и ещё раз пронаблюдать, как менялось поведение Павлика.
- Начинает читать Илья.
- Достаточно, здесь закончилась первая часть. Ты читал выразительно, целым словом, с опорой на ударение, выделяя важные по смыслу слова, сумел передать характер героев.
- Посмотрите на текст первой части, найдите и прочитайте слова, которые показывают, как вёл себя Павлик при встречи со стариком.
- О чем говорят эти слова?
- Почему сестра не даёт Павлику ни одной краски, бабушка гонит с кухни. Брат не берёт кататься на лодке?
- Найдите слова, которые подтверждают грубое поведение мальчика с родными.
- Продолжает читать Настя.
- Здесь закончилась 2-я часть.
- Как отреагировал Павлик на желание помочь ему?
- Чему он так удивился?
- Как же нужно произносить это слово, прочитайте.
- Прочитайте, какие слова помогают создать картину таинственности , сказочности.
- Сразу ли Павлик поверил старику? Докажите.
- А почему же он вскочил и побежал домой?
- Мы много работали и наши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Руки вниз головки назад,
Глазки пусть в потолок поглядят.
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх – там, где муха летит.
Глазами повертим, поищем её.
И снова почитаем.
Немного ещё.
- Читать продолжает Анна.
- Дальше продолжает читать Максим.
-Здесь закончилась 3 часть.
- Как вы думаете, почему Лена сгребла краски в кучу? Давайте покажем это движение.
- Найдите в тексте отрывок, где описывается неуверенность Павлика в действии волшебного слова.
- Давай прочитаем по ролям, как Павлик обращается к бабушке.
За бабушку читает (…), за Павлика (…) и за автора(…)
- Давай прочитаем по ролям, как Павлик обращается к брату. За брата читать будет … ), за Павлика (…), за бабушку (…), за сестру (…), и за автора (…).
- Какие слова и выражения помогают представить удивление родных Павлика, когда они почувствовали доброе отношение к ним.
- Прочитайте, как заканчивается рассказ.- Ваня прочитай вслух.
- Зачем Павлик побежал в сквер?
- Почему старик не стал дожидаться мальчика ?
«Истинная доброта не нуждается в вознаграждениях»- так гласит русская пословица.
- Все мы живём среди людей, и от того, какие люди нас окружают, зависит не только наше настроение, наше самочувствие, но и то, сложится наша жизнь.
Подумайте, какими бы вам хотелось видеть людей, которые живут рядом с вами. доброжелательными или раздражительными, злыми, хитрыми, способными обмануть, или добрыми и честными. Для того чтобы люди были такими, как нам хотелось, нужно, чтобы каждый из нас был добрым, отзывчивым, честным человеком. А ведь в жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае, научиться понимать самих себя, понимать других людей нам помогают книги. Вот и сегодня мы познакомились с рассказом, герою которого казалось, что все люди, окружающие его, совсем его не любят. - А какими качествами обладаете вы?
- Выберите из предложенных вам качеств, то, которое, по вашему, мнению вас характеризует
_ Посмотрите, какие хорошие ребята учатся в нашем классе: приветливые, добрые, честные, вежливые, общительные, дружелюбные, совестливые.
-Ребята, как вы думаете, что вам будет задано на дом?
- А на дом вам будет задано найти оставшиеся части и каждую часть озаглавить и по желанию выполнить любое другое задание.
- Я очень довольна вашей работой. Спасибо. Урок окончен.
|
На: Рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово" (материал в разработке
Все формы и методы работали на реализацию целей и задач урока.
Метапредметные:
А) познавательные УУД:
- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить свое высказывание в устной форме;
- учит объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним;
- учит определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа;
Б) коммуникативные УУД:
- формировать соблюдение простейших норм речевого этикета: формы вежливости ,благодарности ;
- развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
В) регулятивные УУД:
- формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
3.Личностные:
- формировать внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев;
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Использовались технологии:
- технология сотрудничества;
- развивающая технология;
- коммуникативная технология;
- рефлексивная технология;