· формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
10. Тип урока: изложение нового материала
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование
· компьютерный класс;
· проектор;
· интерактивная приставка Mimio;
· плакат «Цифровые данные» из Набора ЦОР к УМК Босовой Л.Л.;
· презентация «Цифровые данные (часть 1) из Набора ЦОР к УМК;
· ЭОР «Цифровые весы».
· ЭОР «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления. учебник «Информатика и ИКТ», автор Л.Л. Босова, 6 класс, §1.3.
· рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ», автор Л.Л. Босова, 6 класс
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Мотивация
Задача про девочку.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным Когда поймете мой рассказ!
Возможно ли такое?
Ответить на этот вопрос мы с Вами попытаемся в конце нашего урока.
Слушаю учителя. Настраиваются на работу.
2 мин.
2
Актуализация знаний
Прежде, чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним:
1) Что такое система счисления?
2) Какие бывают системы счисления?
3) Какую систему счисления мы называем позиционной?
Отвечают на вопросы:
1) Система счисления – совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел.
2) Позиционные и непозиционные.3) Позиционная система счисления – система счисления, в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места, или позиции, которое она занимает в записи данного числа.
К позиционной системе счисления относятся десятичная система счисления и двоичная система счисления.
3 мин.
3.
Объяснение нового материала
«Цифровые данные» (часть 1) из Набора ЦОР к УМК Л.Л. Босовой (1)
Демонстрация слайда №2
Машинную память удобно представить в виде листа в клетку. В каждой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица.
Каждая «клетка» памяти называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в «клетках» памяти компьютера, называются значениями битов.
Демонстрация слайда №5
Рассмотрим задание в рабочей тетради. (Выполнение зад. №16 на стр. 11 в рабочей тетради).
Давайте обсудим результаты выполнения задания. У нас получился числовой ряд, где каждое последующее число больше предыдущего в два раза. Забегая вперед, скажу что данный числовой ряд называется геометрической прогрессией, а полученные числа – это степени числа 2.
Нам необходимо запомнить этот числовой ряд.
Наблюдают. Делают записи в тетради.
Работают индивидуально в рабочих тетрадях
Выполнение зад. №16 на стр. 11 в рабочей тетради
8 мин.
4.
Этап усвоения новых знаний
ЭОР «Цифровые весы» (2)
Давайте поиграем в магазин.
В магазине для измерения массы продуктов используют весы. Мы тоже с Вами будем взвешивать, но не продукты, а числа.
А помогут нам в этом «Цифровые весы»
Демонстрация работы ЭОР «Цифровые весы»
Наблюдают
3 мин.
5.
Работа в парах
ЭОР «Цифровые весы» (2)
Выполнение зад. №17 на стр. 12 в рабочей тетради.
Задание для учащихся:
1. индивидуально выполнить задание в рабочей тетради
2. с помощью «Цифровых весов» проверить правильность выполнения задания у соседа.
Выполняют задание в РТ
Работают с ЭОР «Цифровые весы»
7 мин.
6.
Физкульт-минутка
Мы работали, трудились,
И маленько притомились.
Нужно сделать повороты,
Влево, вправо развороты.
Вправо смотрим и моргнем,
Влево смотрим и моргнем.
Повторим еще разочек,
От работы отдохнем.
Вверх посмотрим и моргнем,
Вниз посмотрим и моргнем.
Повторим мы упражненье,
Смотрим в тех же направленьях.
Мышку мы в руках держали,
Наши пальчики устали
Нужно пальчикам встряхнуться,
Шевельнуться, разомкнуться.
Отдохнули мы, размялись,
И к работе возвращаясь,
Не забудем про осанку,
И дистанцию с экраном.
Выполняют упражнения, повторяя за учителем
2 мин.
7.
Объяснение нового материала
ЭОР «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (3)
Итак, мы научились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную с помощью «Цифровых весов». Данный метод называется – методом разностей.
То есть мы представляли десятичное число в виде суммы членов второго ряда (см. Презентацию)
Рассмотрим другой способ – деление с остатком.
Демонстрация ЭОР
Наблюдают
5 мин.
8.
Закрепление
Выполнение зад. №18 (1, 2, 3) стр. 12 в РТ
Один учащийся у доски. Остальные работают самостоятельно
10 мин.
9.
Рефлексия
Давайте вспомним стихотворение про девочку, с которого начался сегодняшний урок. Попробуйте ответить на вопрос. Возможно ли такое?
Однако, на следующем уроке мы снова вернемся к этому стихотворению. Мы с вами научимся переводит двоичные числа в десятичную систему счисления и выясним – сколько ног было у щенка и сколько книг носила в портфеле девочка.
Учащиеся отвечают:
- Да, возможно, все числовые данные в стихотворение представлены в двоичной системе счисления.
3 мин.
10.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание
Благодарю всех за работу.
За активную работу на уроке отметки получают…
Ссылки на ресурсы использованные на нашем уроке будут указаны в электронном дневнике в разделе домашнее задание.
Вы можете воспользоваться Цифровыми весами для самопроверки домашнего задания.
Домашнее задание.
§1.3. стр. 16-19
РТ. зад. №18 (4, 5) стр. 12
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Двоичное кодирование числовой информации
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
«Цифровые данные» (часть 1) из Набора ЦОР к УМК Л.Л. Босовой