Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека;
Развивающие: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи;
Воспитательные: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; воспитание санитарно-гигиенических навыков, показать преимущества правильного питания.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление знаний)
Оборудование: Учебник «Биология. Человек» / автор Н.И. Сонин/ для 8 класса, компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (приложение). Для лабораторной работы: штативы для пробирок, пипетки, натуральный яблочный сок (свежевыжатый), яблочный сок из упаковки, раствор йода.
План урока:
Организация класса, введение в тему (4 мин)
История открытия витаминов (4 мин)
Значение витаминов и их классификация (2 мин)
Влияние витаминов на организм человека (самостоятельная работа с текстом, выступление ученика (опережающее задание)) (13 мин)
Лабораторная работа «Определение витамина С в яблочном соке» (8 мин)
Этап определения домашнего задания и выставления оценок (2 мин)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу вас познакомить с особыми веществами. Мудрецы называли эти вещества эликсиром жизни.
Это витамины. (Слайд 1)
Что вам известно о витаминах? (ученики отвечают)
Что вы хотели бы узнать о витаминах? (учитель корректирует ответы учеников, направляя их на составление плана урока) (Слайд 2)
Итак, цели поставлены, начинаем работу! Результаты работы будем заносить в журнал «Мои открытия» (приложение)
Рассказ учителя об истории открытия витаминов
А) Эксперименты Н.И. Лунина (Слайд 3)
Б) Открытия Казимира Функа, происхождение слова «ВИТАМИНЫ» (Слайд 4)
3) Итак, ВИТАМИНЫ – это биологически активные вещества, действующие на организм в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? (Слайд 5)
Все обменные процессы в организме человека протекают при участии ферментов (биологических катализаторов). Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ. В отличие от ферментов, витамины не синтезируются в организме человека, большинство из них поступают в организм с пищей.
В настоящее время известно около 80 витаминов. Многие витамины имеют сложное название, для удобства большинство витаминов обозначают латинскими буквами А, В, С, В, Е и др. Все витамины можно поделить на 2 большие группы – водорастворимые и жирорастворимые. ( Слайд 6)
Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами. Переизбыток витаминов – гипервитаминоз – вызывает отравление организма.
Влияние витаминов на организм человека. Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 195 – 1978 и заполнение таблицы в журнале «Мои открытия» (см. приложение)
Из текста учебника вы узнали, что источниками витаминов могут быть продукты, как животного, так и растительного происхождения. Какие правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи, чтобы максимально сохранить витамины? - выступление ученика «Правила приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов» (опережающее задание).
Наличие витамина С в продуктах питания можно установить даже в домашних условиях.
Наличие витамина С в продуктах питания можно установить даже в домашних условиях. Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу
«Определение витамина С в яблочном соке».
Цель работы: йодометрическим способом исследовать натуральный яблочный сок и яблочный сок в упаковке Tetra Pak на предмет содержания витамина С.
Оборудование: натуральный яблочный сок; яблочный сок из упаковки Tetra Pak; йод; штатив для пробирок; пробирки, пипетка
Ход работы:
1. Соблюдая правила техники безопасности, аккуратно при помощи пипетки добавьте несколько капель йода в натуральный яблочный сок и в яблочный сок из упаковки Tetra Pak предназначенный для длительного хранения. Йод в присутствии витамина С восстанавливается, поэтому раствор обесцвечивается.
Конечно, немаловажен тот факт, какой срок прошел после сбора урожая яблок. Чем он меньше, тем количество витамина С в плодах больше.
Рефлексия:
Составим СИНКВЕЙН к понятию витамины (Слайд 7)
Пример:
ВИТАМИНЫ
ПОДДЕРЖИВАЮТ, ДЕЙСТВУЮТ
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ, ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ
ВИТАМИНЫ - БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ЗДОРОВЬЕ
Биологический диктант (Слайд 8)
Выберите правильный ответ:
Витамин А
Витамины группы В
Витамин С
Витамин D
Витамин РР
Вопросы:
Его недостаток приводит к параличу нервной системы, болезни бери-бери
Содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире и яичном желтке
Регулирует обмен белков и углеводов
При его недостатке появляется куриная слепота
Быстро разрушается при неправильном приготовлении пищи
Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина
Недостаток этого витамина приводит к рахиту
Образуется в организме человека из продуктов питания, им богаты дрожжи, неочищенный рис, печень, молоко, яичный желток
При недостатке этого витамина у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям
Недостаток этого витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа человека темнеет, покрывается язвочками
Полное отсутствие в организме этого витамина приводит к тяжёлому заболеванию – цинге
Регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов. Его недостаток приводит к развитию малокровия
Взаимопроверка по ключу (Слайд 9):
2,1, 3, 1, 3, 4, 4, 5, 3, 5, 3, 2
Подводим итоги.
Что нового вы узнали сегодня?
Реализовали ли мы ваши потребности в знаниях по данному вопросу?
Выводы урока:
Витамины являются важной составной частью ферментов, в этом заключается их биологическая роль. Без витаминов в организме нарушается нормальное протекание обменных процессов.
Исследовав наличие витамина С в свежевыжатом яблочном соке и готовом яблочном соке из магазинной упаковки, мы можем сделать вывод: большее количество витамина С находится в свежевыжатом яблочном соке, поэтому он более полезен для здоровья.
Витамины оказывают влияние на поддержание и укрепление иммунитета, а значит, укрепляют здоровье человека.
Для обеспечения организма витаминами каждый человек должен получать рациональное сбалансированное питание в любое время года. Необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты. Наиболее полезны те растительные источники витаминов, которые растут в нашей природной зоне.
Домашнее задание: стр. 194 – 198.
В течение нескольких дней вести дневник питания и проанализировать свой рацион с позиции витаминизации ( по желанию) (Слайд 10)
Используемые источники:
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.П. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 287 с
Ренёва Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2000. – 128
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с
Лабораторная работа: «Определение витамина С в яблочном соке».
Цель работы: йодометрическим способом исследовать натуральный яблочный сок и яблочный сок в упаковке Tetra Pak на предмет содержания витамина С.
Оборудование: натуральный яблочный сок; яблочный сок из упаковки Tetra Pak; йод; штатив для пробирок; пробирки, пипетка
Ход работы:
1. Соблюдая правила техники безопасности, аккуратно при помощи пипетки добавьте несколько капель йода в натуральный яблочный сок и в яблочный сок из упаковки Tetra Pak предназначенный для длительного хранения. Йод в присутствии витамина С восстанавливается, поэтому раствор обесцвечивается.
Я сегодня узнал(а): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________