Курьянова С.В.
Авторская программа
по предмету
"ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЫХАНИЯ
В ХОРЕОГРАФИИ"
1-6 год обучения
Учебное пособие предназначено для преподавателей хореографических школ, школ искусств, руководителей самодеятельных коллективов.
В основу программы легли научные исследования педагогов Московского и Санкт-Петербургского хореографических училищ, в частности методика, разработанная преподавателем Московского хореографического училища Поповой Е.Я., изложенная в пособии "Основы обучения дихания в хореографии".
Предисловие
Залогом успеха в любом виде искусства является тренировка.
Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения балетному искусству, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.
До последнего времени резервные физиологические силы, заключающиеся в работе органов дыхания, использовались хореографическими школами лишь интуитивно и далеко не в достаточной степени. Между тем ученикам школ, где устанавливаются эти навыки, особенно важно реализовать возможности организма с наибольшей полнотой.
Современная наука придает огромное значение состоянию нервной системы человека, регулирующей основные функции организма, и требует гармонического сочетания и развития исполнительных органов, обслуживающих движение. Это положение приобретает особую важность для тренировки учащихся хореографических школ.
Исследуя научные труды многих ведущих педагогов Московского и Санкт-петербургского академических училищ, которые использовали данные физиологической науки о возможности борьбы с утомлением для решения практической задачи, целью которой было научить учащихся управлять механизмами второго дыхания, было доказано, что педагогам удалось добиться повышения работоспособности, экономии сил учащихся, воспитать правильную постановку дыхания во время танца и, таким образом, обеспечить легкость и выразительность движений танцующих.
На основе методик, разработанных ведущими специалистами, в данном учебном пособии предлагаются программа и методические рекомендации по основам обучения дыхания в хореографии.
Введение
Дыхание есть один из основных физиологических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно.
Известно, что у людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций зачастую нарушаются ритмичность и нормальная частота дыхания и оно становится учащенным. Человек сознательно может влиять на процесс дыхания, регулировать его: делать дыхание поверхностным и частым или более глубоким и редким, на некоторое время вовсе задержать его.
При большой физической нагрузке неорганизованное дыхание теряет свой ритм, что создает трудности в работе. Так, в хореографии — искусстве, где наряду с эмоциональными переживаниями мышечная работа требует особенно больших затрат энергии, неорганизованное дыхание часто становится большой помехой для исполнителя. В момент осуществления сложных движений дыхание может задерживаться, наступает его недостаточность. Организм не может своевременно ликвидировать возникающий при этом недостаток кислорода, и в результате человек ощущает нехватку воздуха; у исполнителя при этом могут появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм. Танец становится тяжелым, напряженным.
В связи с постоянным повышением требований к хореографии воспитание правильного дыхания стало необходимым условием дальнейшего совершенствования этого искусства. Занятия по воспитанию дыхания должны быть органически связаны с прохождением всех специальных хореографических дисциплин.
Глава I. Основные положения организации правильного дыхания
Здоровым, нормальным дыханием человека должно считаться дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат, то есть дыхание смешанное, в отличие от существующих отдельных видов дыхания (высокое — ключичное, низкое — диафрагмальное, брюшное и др.).
Дыхание человека в своей физиологической основе при любых условиях остается единым.
Не существует специальных видов дыхания для различных трудовых процессов. Напротив, специфика любой профессии должна быть приспособлена к физиологически правильному дыханию.
В хореографии дыхание, оставаясь физиологически правильным, может быть координировано с движениями; в зависимости от мышечной нагрузки оно может видоизменяться по частоте и глубине. Координация дыхания с движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии обусловливается временем, метро-ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде. Координация дыхания с движениями не для всех одинакова. Необходим индивидуальный подход к учащемуся.
В большинстве случаев в основе обучения дыханию лежит ошибочный принцип «волевого вдоха», то есть активного вбирания воздуха, чрезмерного наполнения им легких. Например, на занятиях гимнастикой обычно говорят: «Вдохните, сделайте глубокий вдох» и затем — «...продолжительный полный выдох».
Дыхание, основанное на активном, волевом вдохе, является искусственным, физиологически не обоснованным. Вмешательство в фазу вдоха есть грубое нарушение физиологических основ дыхания, так как в этом случае, несомненно, происходит игнорирование роли нервной системы.
Попробуем найти пути к обучению правильному дыханию человека в состоянии покоя. Наблюдая за дыханием здорового человека во время сна или состояния покоя, мы констатируем наличие трех фаз – выдох, пауза, вдох, – которые протекают рефлекторно, непрерывно, ритмично, отнюдь не нарушая согласованности дыхания с ритмичной работой сердца и всего организма в целом.
Акт дыхания осуществляется и регулируется дыхательными центрами нервной системы. Следовательно, в разработке системы обучения дыхания мы прежде всего должны исходить из основных физиологических требований дыхания человека.
Руководствуясь этими требованиями, в предлагаемой системе обучения начальной фазой дыхания мы считаем не вдох, а выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для окисления крови и питания организма, надо сделать выдох, благодаря которому мы освободим место в воздухоносных путях, и тогда воздух, после естественной паузы, легко войдет через нос в легкие. При этом устраняется излишнее мышечное напряжение в теле. Такой вдох будет правильным, он не нарушит общей слаженности работы во всем организме.
Отвлекаясь от сложной системы организма, для большей доказательности того, что вдох зависит от выдоха, приведем в пример резиновый баллон, наполненный воздухом. В баллон можно еще добавить воздуха — резина растягивается, но его нормальное состояние нарушается. Достаточно из баллона выжать воздух, и новая порция сама войдет в баллон, заполнив его объем.
Разумеется, дыхательный аппарат человека по своему строению и механизму действия неизмеримо сложнее модели примитивного баллона. Но это сравнение все же имеет некоторое педагогическое значение, так как помогает учащимся понять основной принцип зависимости вдоха от выдоха. Итак, вдох полностью зависит от выдоха. Зависимость эта регулируется естественной физиологической паузой, возникающей после выдоха.
Дыхательная пауза — момент отдыха. Она является переходной фазой от выдоха к вдоху и существует в акте дыхания не как застывший момент покоя, а как завершение выдоха и ожидание импульса к вдоху. Сохранение паузы обеспечивает лучший газообмен и вентиляцию легких. Соблюдая паузу в процессе дыхания как своеобразный микроотдых, мы обеспечиваем большую работоспособность и неутомляемость организма в течение всего рабочего дня.
Паузы, наступающие после выдыхания, не одинаковы по своей длительности. Их продолжительность зависит от величины физической нагрузки, от состояния нервной системы и соответствующей потребности в кислороде.
Правильное дыхание можно выработать специальными упражнениями, тренирующими дыхательный аппарат.
Произнесение какого-либо гласного или согласного звука— речь, пение — непосредственно связано с процессом выдоха. Поэтому целесообразно развивать дыхание, пользуясь речевым и голосовым аппаратом. Комплекс упражнений, основанный на произнесении гласных и согласных звуков, слогов, слов и предложений, развивает гибкость и эластичность дыхательного аппарата, увеличивает его объем. Развитие дыхания с помощью речевого и голосового аппарата тренирует дыхательную мускулатуру и особенно диафрагму. При замедленном выдохе, благодаря сокращению мышц речевого аппарата посредством произнесения согласных звуков, происходит тренировка и развитие мышц диафрагмы, а это имеет положительное значение для здоровья дыхательного аппарата и всего организма в целом. Хорошо развитая диафрагма дает возможность сделать замедленный, экономный выдох, обеспечивающий условия для лучшей вентиляции легких во время движений.
Соблюдая трехфазность дыхания при хорошо тренированных диафрагме и дыхательных мышцах, танцовщик при любой физической нагрузке будет свободен от излишнего мышечного напряжения.
Итак, предлагаемая система имеет в своей основе три положения.
1. Три фазы дыхания — выдох, пауза, вдох.
2. При развитии дыхания начальной фазой является выдох.
3. Развитие дыхательного аппарата проводится в основном при помощи тренировки речевого и голосового аппарата, в дальнейшем сочетающейся с хореографическими упражнениями.
Практика многих лет работы показала, что замедленный, плавный выдох вырабатывается при плотно сомкнутых краях губ произнесением звуков «ПФ» (условный прием). Во время обучения необходимо останавливать внимание учащихся на таком выдохе, пока он не станет непроизвольным.
Чтобы понять важность значения произнесения звуков «ПФ» и полезность этого упражнения, необходимо ознакомиться с механизмом их образования. Сделать выдох только через один звук «П» невозможно, так как при произнесении этого звука плотно смыкаются губы. Попытка сделать выдох, таким образом, ведет к сильному напряжению всей мускулатуры дыхательного аппарата, в частности мышц брюшного пресса, а также оказывает давление на диафрагму. Стремление выдохнуть через звук «П» создает наибольшее препятствие, тормозящее выдох. В связи с этим возникают условия для необходимого напряжения при развитии экономного выдоха и мышц диафрагмы. И лишь с присоединением к звуку «П» другого звука, например «Ф», выдох произойдет плавно, эластично, экономно, замедленно. По окончании такого выдоха наступает рефлекторная пауза, которая служит как бы переходом к непроизвольному, также рефлекторному носовому вдоху. Выдох произнесением звуков «ПФ» способствует мышечному освобождению от излишнего напряжения, устранению возможных спазм и скованности в теле.
Словесными указаниями добиться мышечного освобождения трудно. Нужна тренировка выдоха через звуки «ПФ». Некоторые хореографы считают, что освобожденное таким способом тело становится пассивным, вялым и теряющим необходимый для работы тонус. Представление это глубоко ошибочно. Наоборот, наблюдения показывают, что ученик получает ощущение свободы в теле.
Правильное дыхание – ключ к достижению легкости в танце. При организованном дыхании внимание исполнителя легко концентрируется на эстетической задаче, что помогает свободе творческого процесса.
Глава II. Дыхание и хореографические упражнения.
Учащиеся, не владеющие правильным дыханием, часто после окончания занятий выходят из класса с одышкой, с учащенным пульсом, не зная каким способом привести свое дыхание в нормальное состояние, и лишь некоторые из них интуитивно находят пути к регуляции своего дыхания.
Требования ко всем учащимся класса во время занятий нередко бывают одинаковыми, однако каждый справляется с нагрузкой по-разному, в соответствии со своими физическими возможностями. Наблюдения показали, что отсутствие свободного, организованного, ритмичного дыхания в процессе хореографического, тренажа нарушает нормальную работу сердца. Так, например, у учащихся после урока классики частота пульса в минуту бывает 144, 160, 168, 192 удара, причем пульс приходит в норму по истечении двух-трех минут, а иногда и этого времени недостает. При тех же условиях у учащихся, умеющих правильно дышать, показания пульса почти нормальные или быстро приходящие к норме.
С каждым годом программа занятий в танцевальных классах усложняется и, следовательно, требует большей затраты мышечных сил. Учащиеся, у которых не поставлено дыхание, плохо справляются с физической нагрузкой, несмотря на свои способности и старание.
Некоторых хореографов смущает движение губ, связанное с выполнением выдоха через звуки «ПФ». Но этот прием следует рассматривать как временный. По мере усвоения техники дыхания произнесение «ПФ» станет незаметным для зрителя, а в дальнейшем и вообще снимется, и вдох и выдох будут происходить через нос.
Иные педагоги считают, что упражнение «ПФ» расслабляет всю мускулатуру и мешает постановке корпуса. Это мнение ошибочно. В действительности с появлением нового вдоха тело получает необходимую подтянутость, мобилизуются нужные мышцы. Выдох производится на положении вдоха, что способствует сохранению подтянутости корпуса и спины.
Бывают случаи, когда учащиеся, зная приемы правильного дыхания, все же не применяют его во время занятий по хореографии из боязни сбиться, спутать рисунок движения и пользуются приемом выдоха на «ПФ» лишь после движений или о промежутках между движениями - тогда, когда наступает крайняя необходимость в этом. Такое отношение к правильному дыханию ошибочно и не даст должных результатов.
Пока правильное дыхание не станет рефлекторным, необходимо следить за выдохом, помнить о нем в процессе самого движения, тогда критическое состояние беспомощности устранится и, уж во всяком случае, значительно отдалится.
Нередко во время урока учащиеся, уже усвоившие систему дыхания, забывают о нем. В этих случаях им необходимо напоминать о правильности дыхания, на что педагоги не всегда обращают внимание.
Успешное овладение правильным дыханием в значительной степени зависит от активного, внимательного и сознательного отношения ученика, от его прилежания и воли.
Правильное воспитание исполнителя требует прежде всего подготовки его тела, как музыкально-хореографического инструмента, призванного языком хореографии выражать содержание и смысл художественных образов на сцене.
Глава III. Описание занятий по постановке дыхания.
Занятия по воспитанию дыхания подразделяются на три этапа.
1-й этап. Выработка навыков, необходимых для приведения организма в исходное положение: освобождение тела от излишних напряжений в мышечной системе, дающее дыхательному аппарату необходимую настройку.
1-й этап занятий наиболее труден, так как он связан с преодолением мышечного напряжения, типичного для начинающих учеников.
Добившись необходимого мышечного освобождения, можно приступить ко 2-му этапу занятий.
2-й этап. Укрепление мускулатуры дыхательного аппарата (диафрагмы, гладкой мускулатуры бронхов и др.), развитие подвижности, гибкости, выносливости этих мышц.
После приобретения этих необходимых навыков можно приступить к 3-му этапу занятий.
3-й этап. Практическое сочетание выработанного правильного дыхания с движением.
Необходимо отметить, что 2-й и 3-й этапы занятий допустимо проводить одновременно.
Для овладения завершающим, 3-м этапом требуется прежде всего мобилизация внимания и воли ученика, хорошая тренированность дыхательных мускулов.
В результате тренировки у учащихся должны вырабатываться прочные навыки координации дыхания с движениями и умение регулировать дыхание в любых положениях тела, независимо от ритма движений.
Предлагаемые в программе упражнения подразделяются на два вида:
1. освобождающие мускулатуру дыхательного аппарата, снимающее напряжение и скованность в теле;
2. укрепляющие мускулатуру дыхательного аппарата с фиксацией положения вдоха при выдохе, которое удерживается нижнегрудными и верхнебрюшными мышцами.
Упражнения выполняются в определенном количестве и ритмической последовательности, спокойно, без торопливости и форсирования, что укрепляет внимание, внутреннюю дисциплину, выдержку, волю ученика. Если упражнения выполнять в беспорядке и бессистемно, то они не дадут положительных результатов.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1-Й ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ
НЕПРАВИЛЬНОГО И ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Для определения разницы между правильным и неправильным дыханием учащимся демонстрируется неправильное дыхание, то есть дыхание, начинающееся с волевого вдоха.
Приведем пример неправильного дыхания. Учащимся предлагается сделать волевой глубокий вдох через нос, при этом их внимание должно быть сосредоточено на результате такого вдоха. При волевом вдохе появляется напряжение в плечевом поясе, нарочито искусственное расширение грудной клетки и общее мышечное напряжение. В то же время вдох через нос становится затруднительным.
Такое состояние организма создает неудобства и напряжение — «зажимы» мышц скелета — и затрудняет процесс работы. Когда учащиеся поймут это, можно им показать физиологически правильный вдох, возникающий непроизвольно после выдоха.
Учащимся надо произвести:
1. Предварительный выдох произнесением звуков «ПФ».
2. Ожидать импульс к вдоху, то есть сохранить непроизвольную физиологическую паузу, которая является как бы переходом к новому, непроизвольному носовому вдоху.
3. За паузой возникнет новый непроизвольный носовой вдох, соответствующий предыдущему выдоху. Получив запас воздуха, следует продолжать выдыхать звуками «ПФ» и т. д., — так образуется цикл трехфазного дыхания.
1-я тема
МЫШЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
Учащиеся садятся на стулья прямо и свободно. Ноги ставят рядом. Руки кладут на колени.
Пример правильного дыхания. Учащимся предлагается сделать умеренный выдох плотно сомкнутыми краями губ, произнося звуки «ПФ». Во время занятий воздух не должен проходить через рот. После выдоха надо ждать импульса к непроизвольному вдоху, то есть сохранить непроизвольную физиологическую паузу, за которой последует правильный непроизвольный носовой вдох.
Таким образом, постепенно будет развиваться правильный непроизвольный вдох через нос.
Сначала педагог на собственном примере показывает правильный выдох и правильный вдох, соблюдая физиологическую паузу.
Затем учащиеся повторяют этот прием.
Для получения и развития глубокого вдоха нужно уметь делать удлиненный выдох. При удлиненном выдохе через сомкнутые края губ, после небольшой паузы, глубокий вдох возникает непроизвольно, плечи и грудь не поднимаются, и воздух входит через нос легко и свободно. В легкие доставляется столько воздуха, сколько было выдохнуто. Делая короткий выдох, получим и короткий вдох. Выдох не должен быть резким, в этом случае не достигается экономного плавного выдоха. Не следует и форсировать его, стремясь выдохнуть воздух из легких до конца.
Эластичный, плавный выдох при произнесении звуков «ПФ» снимает лишнее напряжение, скованность, помогает устранить усталость, регулирует и нормализует работу всего организма. Мышечная скованность служит препятствием к преодолению волнений и страха, которые мешают свободному, творческому поведению на сцене.
К следующему занятию учащимся предлагается усвоить волевой выдох с произнесением звуков «ПФ» и непроизвольный носовой вдох. Необходимо, чтобы учащиеся поняли главное, а именно: важность ожидания импульса к непроизвольному вдоху — сохранение физиологической паузы.
При выдохе края губ должны быть плотно сомкнуты, а не вытянуты трубкой.
Если выдыхать через губы, сложенные в виде трубки, то диафрагма не получит должного напряжения и будет быстро расслабляться, что не способствует достижению экономного выдоха. При плотно же сомкнутых краях губ диафрагма, испытывая сопротивление, расслабляется не сразу, а постепенно, что и является осуществлением экономного выдоха — нашей основной задачей в тренировке дыхания.
Когда дыхание разовьется и окрепнет, вдох и выдох будут происходить непроизвольно через нос, необходимость выдоха с помощью произнесения «ПФ» отпадет.
Рекомендуется предложить учащимся вести специальную тетрадь в виде дневника для записи их ощущений: возникло ли неудобство или облегчение и освобождение от напряженности, получается ли у них вдох без их собственного вмешательства в эту фазу.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
МЫШЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И РЕГУЛИРОВКА ДЫХАНИЯ
Мышечное освобождение и регулировка дыхания достигаются следующими упражнениями.
1. Сомкнув края губ, сделать короткий выдох с произнесением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответствующий непроизвольный короткий носовой вдох как ответную реакцию (выполнить пять раз).
2. Сомкнув края губ, сделать умеренный выдох с произнесением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответствующий непроизвольный умеренный носовой вдох как ответную реакцию (выполнить пять раз).
3. Сомкнув края губ, сделать длинный выдох с произнесением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответствующий непроизвольный глубокий носовой вдох как ответную реакцию (выполнить пять раз).
Для того чтобы в процессе дыхания не возникло ощущения неудобства, необходимо после глубокого вдоха, не прекращая ритмичного дыхания, продолжать делать выдох через «ПФ», постепенно уменьшая его амплитуду, чтобы привести дыхание в первоначальное состояние.
Эти упражнения следует делать в течение всех уроков. Необходимо добиться у учащихся автоматически-непроизвольного носового вдоха.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1-я тема
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗВУК «М»
Эти упражнения выполняются посредством выдоха с произнесением звука «М» («мычание») с участием голосовых связок.
Учащимся предлагается сделать предварительный умеренный выдох с произнесением звуков «ПФ» и, когда вслед за тем произойдет вдох, начать упражнение на звук «М» с сомкнутыми губами; при этом между зубами остается небольшая щель, язык лежит пассивно концом у нижних зубов. Этот удлиненный выдох через произнесение звука «М» надо довести до конца (не форсируя его) и, когда звучание «М» закончится, дождавшись носового вдоха, продолжать упражнение также на весь выдох.
Очень важно, чтобы звук «М» начинался не от толчка из горла (так называемая жесткая атака звука), а непосредственно на губах, при свободном горле (мягкая атака звука). «Стон» — «мычание» есть начало и основа голосообразования.
Проделать это упражнение следует пять раз, а затем уменьшать амплитуду дыхания при помощи звука «ПФ», после чего дыхание становится первоначальным по объему.
Учащимся надо запомнить формулу: «ПФ»+5 раз «М»+2 раза «ПФ».
Упражнение на звук «М» должно быть трех видов — короткое, умеренное, длинное.
Сделав предварительное «ПФ» и дождавшись вдоха, надо делать короткое «М» («М+ пауза + 4+ вдох и т. д.). Таким же способом — умеренное и длинное «М» и каждый раз ждать импульса к новому вдоху.
Когда упражнение будет выполнено пять раз, следует звуком «ПФ» уменьшать амплитуду дыхания два или три раза.
2-я тема
ТРЕНИРОВКА ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
РЕЧЕВЫМИ И ГОЛОСОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
После предварительного выдоха «ПФ» и последующей паузы, с появлением непроизвольного носового вдоха, делать выдох на протяженные звуки: «МУУХ», «МООХ», «МААХ», «МЕЕХ», «МИИХ».
Упражнение выполняется по схеме:
«МУУХ» + пауза + вдох
«МООХ» + пауза + вдох
«МА АХ» + пауза + вдох
«МЕЕХ» + пауза + вдох
«МИИХ» + пауза + вдох
Затем путем выдоха «ПФ» постепенно уменьшать амплитуду дыхания.
Длительность этих протяжных упражнений («МУУХ» и остальных) также надо варьировать в такой последовательности: короткое, умеренное и длинное. В каждом отдельном случае учащиеся должны наблюдать ответную реакцию, то есть непроизвольный носовой плох, после чего не забывать уменьшать амплитуду дыхания при помощи звуков «ПФ» — два-три раза.
При произнесении звуков «МУУХ» и гласных, входящих в другие звукосочетания, следует свободно опускать нижнюю челюсть, не форсируя ее движения.
Следующие упражнения того же типа: выдох на протяжное звучание «ЖУХ», «ЗУХ» делать по примеру упражнения «МУУХ».
Все предыдущие упражнения, развивающие свободное и глубокое дыхание, имели целью освободить тело от мышечной скованности и напряжения и являлись одновременно тренировкой голосового, речевого и дыхательного аппарата.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1-я тема
УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ
ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Необходимо отработать выдох на протяжном произнесении звука «С» при фиксации положения вдоха. Это положение очень хорошо укрепляет диафрагму, способствует поддержанию прямого корпуса и сохранению правильной постановки тела, необходимых в хореографическом тренаже.
После предварительного выдоха «ПФ», паузы и непроизвольного носового вдоха, на весь удобный, нефорсированный выдох протяжно произносится звук «С». При этом надо стараться выдыхать возможно ровнее, сдержаннее, экономнее, сохраняя положение вдоха, которое удерживается нижнегрудными и верхнебрюшными мышцами.
Упражнение выполняется по схеме: «ПФ»+5 раз «С»+ 2 раза «ПФ».
Все фазы дыхания должны быть плавными, связными, без рывков и спазм.
После предварительного выдоха на «ПФ» и непроизвольного носового вдоха выполняется упражнение на произнесение протяжных звуков «ЖЕЖУУУМ», «ЖЕЖОООМ», «ЖЕЖАААМ», «ЖЕЖЕЕЕМ», «ЖЕЖИИИМ», причем второй гласный звук должен быть протяжным. Упражнение выполняется на весь объем удобного выдоха по схеме:
После этого путем выдоха «ПФ» постепенно уменьшается амплитуда дыхания.
Для увеличения объема дыхания особенно полезно упражняться, произнося числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. на протяжении полного удобного выдоха. Счет на выдохе должен выполняться четко, ясно и ритмично, в определенном умеренном темпе (упражнение повторяется два раза).
Рекомендуется каждый раз последнюю цифру записывать и, сравнивая с предыдущей записью, отмечать увеличение объема дыхания от недели к неделе, от месяца к месяцу.
Развитие глубокого дыхания не следует форсировать, оно разовьется само в результате правильной работы над выдохом.
Для развития подвижности, силы и гибкости мышц дыхательного аппарата выполняется следующее упражнение:
После предварительного выдоха через звуки «ПФ» и появления непроизвольного, носового вдоха делать выдох с помощью звуков «П», «Т», «К», «ТК», «ПТК» активно и толчкообразно, включая в работу весь дыхательный аппарат так, чтобы выдох ощущался в движении диафрагмы.
Упражнение выполняется по схеме: «ПФ»+«П», «П», «П», «П», «П», «П»... на весь объем выдоха + 2 «ПФ». Также следует делать выдох с помощью звуков «Т», «К», «ТК», «ПТК».
Эти упражнения требуют сильного, толчкообразного выдоха при сохранении всех условий трех фаз дыхания (проделать пять раз).
Если учащиеся достаточно хорошо усвоили материал предыдущих уроков, возможно предложить им применить правильное дыхание в простейших движениях.
1. После предварительного выдоха через «ПФ» и паузы одновременно с появлением вдоха поднять левую руку, а с выдохом опустить и ждать нового вдоха (проделать три-пять раз).
Повторить то же упражнение, поднимая и опуская правую руку.
Прекратив движения, делать выдох «ПФ», постепенно уменьшая амплитуду дыхания.
2. Одновременно со вдохом поднять вытянутую вперед левую ногу, опустить ее на выдохе, а затем так же поднять правую ногу и опустить ее на выдохе.
Проделать это упражнение, отводя ноги в стороны и назад. Повторить каждое упражнение по три-пять раз.
Таким образом, на первом этапе работы движение подчиняется ритму трехфазного дыхания.
В дальнейшем, когда дыхание разовьется, оно будет происходить независимо от движений, то есть движения могут и не совпадать с положением вдоха или выдоха. Однако такая свобода возникает лишь тогда, когда учащиеся овладели полным курсом системы дыхания.
3. После предварительного выдоха через «ПФ» и паузы, одновременно с появлением вдоха, сделать на месте два шага на вдох и четыре шага на выдох.
Пауза совпадает с моментом четвертого шага. Получается такой ритм: два шага — вдох, три шага — выдох, один шаг — пауза, всего шесть шагов. В этом ритме следует начать хождение по комнате. Прекратив хождение, постепенно через «ПФ» уменьшить амплитуду дыхания. Такой ритм удобен почти для всех. Но нужно сказать, что большое значение имеет темп движения. При медленной ходьбе с продвижением, возможно, придется выполнять один шаг на вдох и два шага на выдох, а при быстрой ходьбе делать три шага на вдох и шесть шагов на выдох. Ритм движений вырабатывается тренировкой и личной наблюдательностью ученика. Важно, чтобы на долю выдоха пришлось больше шагов, учитывая время, необходимое для сохранения паузы. Кроме того, здесь необходим индивидуальный подход к учащимся, поскольку объем дыхания не у всех одинаков.
4. После выдоха через «ПФ» и появления непроизвольного носового вдоха на выдох опустить голову, а после паузы на вдох отклонить голову назад. По такому же принципу делать движения головы полукругом влево и вправо, соблюдая паузу после выдоха (повороты головы влево и вправо делать по три-пять раз).
Если возникнет головокружение, необходимо прекратить движения, а дыхание обязательно продолжать, уменьшая его амплитуду путем «ПФ».
5. Можно начать включать легкие движения из комплекса простейших гимнастических упражнений по усмотрению педагога.
Необходимо соблюдать все правила трех фаз дыхания. «ПФ» является единственным дыхательным приемом, регулирующим дыхание во время тренажа и танца.
Урок начать с движений — шаг на месте и хождение по комнате, по примеру 9-й темы.
Педагог предлагает учащимся встать в соответствующую позицию. После предварительного выдоха через «ПФ» и появления непроизвольного носового вдоха делать на выходе demi-plie, после паузы на вдохе подняться, на выдохе делать demi-plie и т. д. По окончании движения постепенно уменьшать амплитуду дыхания путем «ПФ».
По этому же принципу делать движения battement tendu и др.
В процессе хореографического тренажа, когда происходит перемена движений, а также в промежутках между движениями дыхание не должно прекращаться.
Здесь надо неизменно пользоваться приемом постепенного уменьшения амплитуды дыхания путем «ПФ».
Если движение медленное (например, adagio), то на одно движение дыхание может меняться два-три раза, если движения быстрые (например, battement frappe), то, наоборот, на одно дыхание придется два-три движения.
Важно не прекращать процесс трехфазного дыхания и после каждого движения уменьшать объем дыхания через «ПФ».
Давать точные рецепты и примерные раскладки для координации движения с дыханием в хореографических упражнениях затруднительно, физиологический процесс дыхания сугубо индивидуален и зависит от степени тренированности дыхательного аппарата и потребностей организма в кислороде. Можно лишь предложить ряд практических советов, которые необходимо учитывать в работе над координацией движений с дыханием.
Важно, чтобы ученик во время классного тренажа начинал овладение координацией с более легких по физической нагрузке и по темпу движений. Постепенно, преодолевая трудности, учащийся может переходить к более сложным комбинациям. Во время проведения этой работы от учащегося требуется большая собранность внимания, так как ему приходится одновременно следить за правильностью выполнения движений, слушать музыку, соблюдать ритм и в то же время координировать движения с дыханием. Необходимо строго следить за тем, чтобы рот был закрыт, мышцы лица, шеи, головы и плечи были свободны от напряжения. Учащийся должен стремиться использовать время при перемене движения для того, чтобы выровнять амплитуду дыхания, добиться его равномерности. Это необходимо делать при помощи выдоха «ПФ» экономно, беззвучно, с неподвижными губами. Особенно рекомендуется следить за выравниванием амплитуды дыхания при выполнении учащимися упражнений на «середине», когда физическая нагрузка повышается и потребность в кислороде сильно возрастает.
Во время занятий специальными предметами надо следить внимательно за соблюдением положения вдоха на выдохе (грудная клетка должна находиться в расширенном состоянии, живот подтянут, а диафрагма занимать относительно горизонтальное положение и не опускаться по направлению к брюшной полости).
Необходимо добиваться независимости ритма дыхания (вдоха и выдоха) от ритма движения тела, чтобы дыхание осуществлялось в меру потребности в кислороде, которая будет возникать в организме при напряжениях, требуемых техникой танца.