"Исследование функции по графику" с применением компьютера (творческое название «Жила-была функция»).
Submitted by Ольга Мещанинова on чт, 12/04/2012 - 19:11
Открытый урок по алгебре в 9-м классе по теме: "Исследование функции по графику" с применением компьютера (творческое название «Жила-была функция»).
Мещанинова Ольга Олеговна, учитель математики МОУ СОШ № 27
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся о свойствах функции, отработка навыков и умений в прочтении графиков функций, формирование готовности использовать знания по данной теме.
• самостоятельная работа на два варианта (приложение 1);
• карточки для творческого задания (приложение 2).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
І. Оргмомент.
IІ. Актуализация опорных знаний о функции, её основных характеристиках.
ІIІ. Систематизация и обобщение основных сведений о свойствах функции.
ІV. Самостоятельная работа.
V. Творческое задание «Жила-была функция».
VI. Итог урока.
І. Оргмомент.
Подготовить учащихся к уроку. Сообщить тему и цель урока.
Функции встречаются в повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Поговорим о функции как о математическом понятии.
IІ. Актуализация опорных знаний о функции и её свойствах.
Устная работа.
- Дайте определение функции.
- Что называется областью определения функции?
- Что называется областью значений функции?
- Дайте определение функции, возрастающей на промежутке, убывающей на промежутке.
- Что называется нулями функции?
- Какие промежутки называются промежутками знакопостоянства функции?
ІIІ. Систематизация и обобщение основных сведений о функции.
Данный этап проводится с использованием презентации.
1. Фронтальная работа по теме. Слайды 2 -12. Самоконтроль.
2. Тест на два варианта (временные ограничения). Слайды 13 -19. На отдельных листках. Контроль. Взаимопроверка.
3. Отработка плана исследования функции по графику. Слайд 20. Один человек у доски, остальные – в тетрадях. Контроль, самоконтроль.
ІV. Самостоятельная работа. Слайд 21.
Работа на два варианта: по графику исследовать функцию (приложение 1).
V. Творческое задание «Жила-была функция» (приложение 2).
Класс заранее разбит на 4 группы. Ребята знают, что нужно составить текст, дающий характеристику функции, заданной графически. Но неизвестна тема.
Ключевая фраза: Жила-была функция… Эта фраза сообщается после выдачи заданий. Необходимо чётко проговорить связь двух величин.
Выполнение такого задания даёт возможность продемонстрировать умение читать график функции, переводя свойства функции с математического языка на привычный для нас язык.
Формирование готовности использовать знания по данной теме – это значит уметь применять знания на практике, видеть связь математики с жизнью.
Выступление представителей групп. Одновременно происходит демонстрация слайдов с заданием. Слайды 22-27.
VI. Итог урока.
Сегодня на уроке мы обобщили наши знания о функции, её свойствах. Исследование свойств функции имеет большое практическое значение как в математике, так и в жизни.
Сегодня мы выяснили, что понятие функциональной зависимости позволяет нам воспринимать величины в их изменчивости, во взаимной связи.