Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы»
Ход урока:
IАктуализация знаний Индивидуальный опрос с использованием вопросов и заданий.
Каких вы знаете хрящевых рыб? Почему их объединяют в одну группу?
Каковы особенности строения акулы в связи с хищным образом жизни?
Назовите осетровых рыб.
Зарисуйте схему классификации рыб на доске.
На примере неацеротода и латимерии перечислите особенности строения двоякодышащих и кстепёрых рыб.
II Изучение нового материала
Рыболовство – отрасль хозяйственной деятельности людей. Рыбы как источник ценных пищевых веществ. Промышленный лов в морях и океанах.
Перечислите промысловых рыб, обитающих в морях и реках России (сельдь, сардина, иваси – отряд сельдеобразных. Треска, пикша, навага – отряд трескообразных).
Перечислите промысловых рыб, обитающих в Баренцевом море.
Характеристика лососевых рыб. Вкусовые качества мяса, нерест в верховьях рек, охрана. Представители: кета, горбуша, сёмга, нерка, кижуч, форель.
Прудовое хозяйство. Система прудов (зимовальный маточный, нерестовый, рассадный). Выращивание сазана, карпа, толстолобика в прудовых хозяйствах. (Рассказ учителя с использованием рисунка 129 учебника авторов В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко)
Сокращение численности рыб и меры охраны (недозволенными считаются ловля рыбы с использованием химических, взрывчатых и ядовитых веществ, охота на рыб с острогой; отстрел рыб из огнестрельных ружей; перекрывание водоёмов сетями)
Закон об охране и использовании животного мира. Система мониторинга. Красная книга.
Аквариумное рыбоводство. Породы гуппии, гурами, меченосцы, скалярии и др. (Беседа с элементами демонстрации аквариумных рыб).
III Закрепление знаний
Назовите море нашей страны, в котором вылавливается наибольшее количество рыбы.
Какие знания необходимы для успешного ведения прудового хозяйства?
Почему разведение карпа в искусственных водоёмах считается перспективным?
Почему в рыбном хозяйстве чаще разводят растительноядных рыб?
Какие меры для охраны рыбных богатств предусмотрены законом?
Почему в борьбе с малярией используется маленькая рыбка – обыкновенная гамбузия?
Дополнительные задания:
Заполните таблицу.
Отряды костных рыб
Название отряда
Признаки отряда
Представители отряда
Значение в природе и для человека
Заполните таблицу.
Особенности строения хрящевых, лучепёрых и костистых рыб
Признак
Систематические группы рыб
Хрящевые
Лучепёрые
Костистые
1. Скелет
2. Хорда
3. Чешуя
4. Жаберные крышки
5. Хвостовой плавник
IV Обобщение знаний по теме урока
Ключевой вопрос Характерные особенности надкласса Рыб.
V Домашнее задание
Изучить параграф 35 учебника, ответить на вопросы. Повторить параграф 30.