Методическое пособие занятий образовательной практики
«Развитие исследовательской компетенции
старшеклассников Нового образовательного центра»
Авторы:
Надежда СтепановнаПархоменко,
учитель биологии МБОУ «СОШ №10» (НОЦ);
Татьяна Алексеевна Чепкасова,
учитель английского языка МБОУ
«СОШ №10» (НОЦ);
Юлия Замировна Хакимова,
учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ №10» (НОЦ)
Пояснительная записка
В 2010 году в городе Чайковский открылся Новый образовательный центр, (Школа для старшеклассников). Приоритетным и специфичным направлением деятельности Школы для старшеклассников является организация исследовательской деятельности школьников.На сегодняшний день исследовательская деятельность рассматривается как универсальный вид деятельности, потому что именно этот вид работы учит ставить цели, планировать свою деятельность. Полученные исследовательские умения и навыки ребята переносят на другие виды деятельности, необходимые в школе, в ВУЗе, жизни. Эта технология инновационна и современна по своей природе, т.к. позволяет учащимся и их руководителям повысить качество образования и развивать ключевые образовательные, социальные, коммуникативные, информационные компетенции.
Цель учебно-исследовательской деятельности – не столько добиться собственно научных результатов, сколько получить основные представления о методике и методах исследования, научиться системно и целенаправленно работать над темой, логично обрабатывать материалы и делать аргументированные выводы, сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного и творческого познания мира.
Вводный мониторинг, проведенный в начале года, показал что десятиклассники, пришедшие в НОЦ из разных школ города и района, имеют разный и недостаточно высокий уровень исследовательской компетентности, уровень готовности и мотивации к выполнению исследований. В связи с этим в школе для старшеклассников, появилась необходимость специально организовать такую среду, которая вовлекла бы школьников и учителей в исследовательскую деятельность, определив для каждого учащегося свой уровень, способ и скорость продвижения по освоению навыков исследователя. Перед «запуском» исследовательской деятельности, учащиеся определяют свой кластер. (Cluster– груда, скопления, пучок, гроздь, группа – непостоянные группы из учащихся, переходящие из одного «состояния» в другой). При определении принадлежности к кластеру учитывалось: наличие (отсутствие) опыта исследовательской работы; форма представления результатов; уровень представления результатов; результативность выступления. Это стало возможным в ходе реализации проекта «Создание эффективной модели по организации и сопровождению исследовательской деятельности, направленной на формирование исследовательской компетентности педагогов и учащихся через кластерную систему».Целью данного проекта сало создание эффективной модели по организации и сопровождению исследовательской деятельности старшеклассников в системе кластеров. Гипотеза проекта: благодаря специально организованной деятельности и «кластеризующим» событиям, педагоги и учащиеся овладеют навыками исследователя и смогут переходить, «шагать» из одного кластера в другой. Не смотря на то, что проект реализуется второй год, городской ЭМС (17.11.2011) признал промежуточные результаты положительными.
Результаты итогового мониторинга показали, что 36 учащихся (29%) сменили свой кластер на 1 «шаг»; 30 учащихся (24%) – на 2 «шага»; 16 учащихся (13%) – на 3 «шага»; остались в прежнем кластере – 38 учащихся (30%). Таким образом, у 82 (66%) учащихся отмечена положительная динамика продвижения по кластерам. Появился новый кластер – учащиеся, которые освоили иные роли: члены жюри, эксперты на ШНПК, рецензенты, руководители исследовательских работ учащихся 10 класса.
В ходе реализации проекта появились методические разработки по организации «запуска» и сопровождению учащихся в исследовательской деятельности. Авторы данных разработок демонстрируют возможность организации теоретических и практических занятий. Представленное методическое пособие предназначено для занятий в рамках образовательной практики «Развитие исследовательской компетенции старшеклассников НОЦ»как для преподавателей, так и учащихся. В пособие вошли следующие материалы:
- Методическая разработка занятия элективных курсов «Выбор и формулировка темы исследований», а так же презентация, сопровождающая занятия (Приложение 1, Приложение 2);
- Интерактивный практикум в среде SmartBoardпо отработке исследовательских навыков(Приложение 3);
- Печатный сборник тезисов исследовательских работ учащихся НОЦ (Приложение 4);
- Цифровой образовательный ресурс (Приложение 5).
Методические рекомендации по использованию пособия
В разработку занятий элективных курсов вошлиПриложение 1 (в формате MicrosoftOfficeWord) и Приложение 2 (презентация MicrosoftOfficePowerPoint):
- классификация тем исследовательских работ,
- правила выбора и формулировки темы,
- практические шаги-приемы для выбора темы,
- практикум по отработке полученных навыков,
- карточки и сценарий игры по «запуску» ИД.
Знания, полученные в ходе теоретических занятий, требуют отработки в деятельности. Поэтому был создан практикум по отработке исследовательских навыков, сначала в печатном варианте, затем, используя программное обеспечение SmartBoard“Notebook10”.
Практикум состоит из 23 слайдов, материал размещен в логике последовательности выполнения этапов исследования: проблематизация, постановка целей и задач, выдвижение гипотез и другое. (Приложение 3).
|
В данных заданиях используются приемы «затенение ячейки» и «затенение экрана», которые позволяют скрыть ответы от учащихся до начала обсуждения.
|
|
|
|
Функция коллекции Toolkit2.0 “Keywordmatch” (выбор соответствия) позволяет поработать над понятиями «Объект» и «Предмет», «Категории литературы».
|
|
|
Функция коллекции Toolkit2.0 «Sentencearrange» (упорядочивание предложений)позволяет закрепить знания алгоритма выполнения исследовательской работы путем переставления данных предложений в правильном порядке.
|
Продуктами реализации проекта стало создание и выпуск электронного и печатного сборника учебно-исследовательских работ учащихся НОЦ. (Приложение 4). В него вошли не только работы учащихся – победителей краевых и Всероссийских конкурсов и олимпиад, но и работы совсем начинающих исследователей(Приложение 2, Слайды 21-29).Сборник - копилка достижений, часть электронного Портфолио учащихся и их руководителей. Ценность сборника заключается в том, что его материалы можно использовать как справочный и демонстрационный материал на уроках и занятиях элективных курсов. Начинающие исследователи могут познакомиться с примерной тематикой и направлениями исследований, с алгоритмом и этапами выполнения исследований, с правильной постановкой и формулировкой целей и задач, гипотез и выводов. Возможно заочное знакомство с преподавателями по фотографиям сборника, сопровождающим учащихся в исследовательской деятельности. Это очень действенное средство в формировании мотива к учебному исследованию, как отмечают старшеклассники.
Существует бумажный и электронный варианты сборника. Предполагается, что сборник будет выпускаться ежегодно и пополнять методическую базу медиатеки НОЦ. Понимая востребованность этих материалов, авторы готовы распространять сборник среди школ города и НОЦ Пермского края.
Итоговым продуктом, который объединил все наработки в этом направлении, стал Цифровой образовательный ресурс (ЦОР). Данный ресурс (Приложение 5) разработан с помощью Конструктора бесплатных сайтов. ЦОР имеет интуитивно понятный интерфейс, вся информация структурирована и хорошо иллюстрирована. Данный ресурс находится в сети Интранет в школе, а так же имеется ссылка с сайта НОЦ. Данный ЦОР можно использовать как ресурс дистанционного обучения. ЦОР включил в себя: советы рекомендации начинающим исследователям, алгоритм выполнения исследований, требования к оформлению и защите результатов исследовательской работы, методики проведения исследований, правила написания рецензий, тезисов работы и оформления стендовых докладов. На диске представлен практикум по отработке исследовательских навыков, тезисы и тематика исследовательских работ разных предметных направлений.
Практикум, методические рекомендации и тезисы проекта размещены на сайте школы
http://noz.my1.ru/index/proekt_uid/0-8
http://noz.my1.ru/index/ugolok_issledovatelja/0-19
http://noz.my1.ru/index/sbornik_2011_12_uch_god/0-106
и на сайте 12 Всероссийского Интернет-педсовета “Педсовет.org.»: http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=70511&mosmsg=%D1%EF%E0%F1%E8%E1%EE%2C+%E4%EE%E1%E0%E2%EB%E5%ED%ED%E0%FF+%E2%E0%EC%E8+%E8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%FF+%EE%EF%F3%E1%EB%E8%EA%EE%E2%E0%ED%E0,
(Сертификат, подтверждающий размещение авторских ЦОР на сайте “Педсовет.org.» 12 Всероссийский Интернет-педсовет»).
Тем самым авторы демонстрируют желание сотрудничать и общаться с коллегами, готовность к распространению своих наработок.
Об эффективности реализации проекта можно судить по возможности трансляции предложенного опыта. Для этого заявленные методические разработки и пособия были апробированы в школе. Благодаря их использованию, начинающие учителя, овладев навыками исследователей, смогли успешно сопровождать учащихся в ИД. В школе сформировалась команда творческих учителей, реализующих представленный проект. Возникающие вопросы совместно решаются на заседаниях проблемной группы.
Наработанный материал также был предложен для обсуждения коллегам города. Так, в феврале 2011 года на институциональном методическом семинаре Чепкасова Т.А., Хакимова Ю.З. и Пархоменко Н.С. представили свои наработки, в ходе проведения мастер – класс по «Технологии SmartBoard» и «Технологии исследования» соответственно. Наработки вошли в опубликованный методический сборник «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования», (сертификат, г. Чайковский, 2011).
03.11.11 на базе НОЦ прошло заседание городской проблемной группы «Организация и сопровождение исследовательской деятельности на старшей ступени». Пархоменко Надежда Степановна, учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ№10, проводила для учителей города и района мастер-класс «Выбор и формулировка темы исследований», на котором продемонстрировала один из возможных вариантов «запуска» исследовательской деятельности в ОУ. Занятие получили высокую положительную оценку коллег, опыт работы предложен для изучения. Разработки занятий, были помещены на диске и переданы для пользования присутствующим учителям (Благодарственное письмо, протокол №2 ГПГ, бланки с отзывами учителей).
В декабре 2011г в рамках работы городской ассоциации «Луч - лучшие учителя Чайковского» авторы данного пособия были приглашены в МАОУ СОШ №11. Во время «десанта» был представлен опыт по организации исследовательской деятельности в Школе для старшеклассников, проведен мастер-класс с учителями. Вниманию участников был предложен диск, в который вошли разработки занятий, тематика исследований, рекомендации учителям и учащимся по выполнения и написанию исследовательских работ, требования к оформлению и публичному выступлению, а также сборник тезисов работ учащихся, практикум по отработке исследовательских навыков. Было отмечено, что представленный материал ценен и возможен для трансляции в других ОУ (Благодарственное письмо, отзывы учителей).
В заключении важно отметить, что данный материал представляет интерес не только для учителей биологии. Он актуален для всех педагогов, культивирующих исследовательские приемы и методы в своей деятельности, не зависимо от преподаваемого предмета, и для тех учителей, кто активно способствует формированию и развитию исследовательской компетенции учащимися.Приложение 1.
Методическая разработка занятия образовательной практики
«Выбор и формулировка темы исследований»
Слайд 1
… Охотники мы все до новизны
Пушкин Александр Сергеевич, «Гаврилиада»
Слайд 2.Учебное исследование включает несколько этапов.
Основные этапы (структура) исследования:
- Выделение и постановка проблем;
- Выбор темы исследования;
- Выдвижение гипотез;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных;
- Подготовка сообщения, доклада, макета.
- Защита.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже порой пугающей. Но при специально организованной работе и отработке на практике каждого этапа, эта задача успешно решается. Выбор темы – одна из важнейших и сложнейших этапов работы. От него зависит вся дальнейшая работа, поэтому на отработку этого этапа следует обратить особое внимание. Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования. Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Это своего рода визитная карточка исследования, хотя впоследствии формулировка будет неоднократно корректироваться. Тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.
Все темы для исследовательской работы можно условно объединить в три основные группы:
Слайд 3. Тематика исследований.
- Фантастическиетемы – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- Эмпирические– темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- Теоретические – это группа тем, ориентированных на работу по изучению и обобщению фактов, материалов из разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах.
Слайд 4-7. Правила выбора и формулировки темы:
- Тема должна быть интересна, должна увлекать;
Исследовательская деятельность, как всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает только, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Она должна быть интересна нетолько на данный момент, но и будет востребована в будущем. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести пользу участникам исследования;
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта задача теряет смысл.
- Тема должна быть оригинальна, с элементами неожиданности, необычности;
Познание начинается с удивления. Оригинальность формулировки - способность найти нечто необыкновенное, способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
Старшеклассников вполне способны проводить многолетние исследования. У младших школьников способность концентрироваться внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, не высока. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
- Тема должна быть актуальна;
Это значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте научного познания, осветить причины, по которым изучение темы стало необходимым. Следует представить проблему как некоторую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.
- При выборе темы надо учесть: возможность уровня решения (соответствие возрастным особенностям), желания и возможности.
Слайд 8-11. При формулировке тем необходимо учесть:
- В формулировке темы отражается проблема исследования
- В формулировки темы не должно быть вопроса, цитирования
- Тема должна быть сформулирована узко и конкретно вокруг объекта и предмета исследования.Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
- Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться (дебатный вопрос): Например, Спорт: путь к совершенствованию или инвалидности?
Слайд12-14. Практические шаги-приемы для выбора темы.
- «Аналитический обзор достижений» науки в области интересов учащегося под руководством педагога.
- «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования.
- «Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы.
- «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения.
- «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов».
Слайд 15. Практикум.
В представленных темах исследований выделите проблему, предмет и объект исследования.
- Выявление особенностей мутаций на примере белых амурских тигров (проблема появление белых тигров и возможная их гибель, объект исследования – амурские тигры, предмет исследования – мутации)
- Изучение проблемы развития и становления рыночной экономики в Российской Федерации
- Влияние личного примера учителя на поведение учеников на уроке
- Способы измерения вязкости жидкости.
Слайд 16. Практикум.
Изперечня тем выберите наиболее удачно сформулированные. Объясните, почему вы так считаете?
- Почему мы подкармливаем зимой птиц? (вопрос)
- Что такое отражение? (вопрос)
- Чипсы (тема широкая, неконкретно).
- Древняя Греция (тема широкая, неконкретно).
- «Я помню чудное мгновенье…» (цитирование нежелательно)
- Влияние света на развитие растений.
- Роль компьютерных игр на психику подростка.
- Влияние сотовых телефонов на здоровье человека.
- Животные (тема широкая, неконкретно).
- Птицы (тема широкая, неконкретно).
Слайд 17. Практикум. Игра «Ярмарка».
У знаменитого сказочника Г. Х. Андерсена героями сказок становились самые обыкновенные вещи, которые его окружали. Свече, зонтику, мячику, яблоку он приписывал самые удивительные способности и, читатель смотрел на них совсем с другой, открытой Андерсеном, сказочной стороны. Так и исследования окружают нас в повседневной жизни, только надо посмотреть на окружающие нас вещи повнимательнее.
Сформулировать возможные темы для исследований, объектами исследований которых можно выбрать самые разные окружающие нас вещи. Заполните карточку 1.
Сформулируйте темы исследовательских работ, касающиеся выбранного вами объекта исследований:
1.
2.
3.
Используя требования к формулировке тем, отметьте номер той темы, которую вы считаете наиболее удачной, почему?
1.История изобретения пуговиц.
2. Применение пуговиц.
3. Материалы, из которых делают пуговицы, их виды (с 2 и 4 дырочками, деревянные, металлические, пластмассовые).
4. Формы и расцветка пуговиц.
Данный практикум поможет тем учащимся, которые решили писать коллективную работу. При написании коллективных работ они общаются, распределяют роли и долю личной ответственности за общее дело.
В качестве примера учитель (или сами учащиеся) может предложить один и тот же, одинаковый для всех объект исследования.
Объект исследования………………..Кошка …………………
Сформулируйте темы исследовательских работ, касающиеся выбранного вами объекта исследований с точки зрения науки биологии (географии, истории, МХК, литературы):
1.
2.
3.
Используя требования к формулировке тем, отметьте номер той темы, которую вы считаете наиболее удачной, почему?