Submitted by Ирина Александровна Орешкина on пн, 09/04/2012 - 11:40
Конспект урока
Тема урока: «Художественный мир Ф.И.Тютчева»
Цель урока
Сформировать четкие представления об особенностях творческой манеры Тютчева как художника слова.
Задачи урока:
1) обратившись к лингвистическому анализу стихотворения «День и ночь», выделить наиболее характерные для поэта языковые средства;
2) развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения, умение систематизировать материал и наглядно оформлять выводы, строить доказательные высказывания;
3) воспитывать умение сотрудничать, работать в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок - исследование
Ход урока
Можно ли Ф.И.Тютчева назвать творческой индивидуальностью? – так заявлена проблема, которую учащиеся должны разрешить в ходе предварительной подготовки к уроку.
Ученикам даются опережающие индивидуальные и групповые задания на выбор; каждая группа, разрабатывает версии для исследований, перечисляются необходимые источники для самостоятельного изучения, а также обсуждаются способы оформления результатов проделанной работы.
1 Организационный момент.
2 Этап презентации темы, целеполагания и мотивации.
Слайд №1
- Как вы понимаете выражение «творческая индивидуальность»?
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладает такая личность?
- Можно ли Ф.И.Тютчева назвать творческой индивидуальностью?
3 Этап усвоения новых знаний
Слайд № 2 – 4
Слово учителя об особенностях лирики Тютчева, философской основе его поэзии (краткие тезисы, дается понятие «антиномия»).
Слайд №5 План – схема анализа текста.
- Каким образом поэту удалось воплотить свои представления о мире в художественное слово?
Учащимся дается памятка: примерный план – схема анализа поэтического текста. Оговариваются этапы работы с текстом, намечается порядок выступлений по опережающим индивидуальным и групповым заданиям. Всем предлагается составлять кластер в течение урока.
Реализация индивидуальных и групповых опережающих заданий. Выступления учащихся.
- Индивидуальное творческое задание. Выразительное чтение текста (учащемуся предлагалось создать видеоролик на стихотворение «День и ночь»).
Демонстрация видеоролика
- Индивидуальное задание. «История создания стихотворения «День и ночь» (устное выступление).
1) Тютчев, философ, политик, дипломат, яркий собеседник Гейне и Шеллинга, европеец по складу мысли, русский по глубокому чувству родства со своей землёй, никогда не считал писательский труд основным делом своей жизни; его творчество было практически неизвестно в петербургских литературных кругах, но впоследствии заслужило высокую оценку; 2) отношение Тютчева к собственным творениям напоминает строки А. С. Пушкина о Моцарте – гениальном композиторе, называющем «безделицей» то, что стало результатом бессонной ночи.
Данное стихотворение Тютчева тяготеет, во-первых, к оде, о чем свидетельствует тема космоса, Вселенной, ораторская интонация, архаистическая лексика; во-вторых, к элегии, потому что в произведении звучит мотив одиночества, смятения человека перед лицом непостижимой загадки бытия, а также использованные слова – символы и романтические «штампы».
Эвристическая беседа по опорным вопросам о смысле названия и особенностях композиции стихотворения, знакомство с понятием «период». В результате беседы делается вывод о том, что излюбленными композиционными приемами, позволяющими поэту обрисовать модель мира и построить лирическое высказывание, являются следующие: антитеза, синтаксический параллелизм, период.
Слайд № 5 Языковой анализ текста.
Подлинный художник слова мастерски им владеет, причем особенности его словоупотребления проявляются на разных уровнях текста, что дает яркое представление о творческой манере поэта.
- Групповое задание « Лексический анализ стихотворения «День и ночь».
Вывод, сделанный учащимися: большая роль в стихотворении отводится ключевым словам и лексическим повторам, акцентирующим внимание читателя на основных образах стихотворения, становящихся более выразительными от начала текста к его концу.
- Групповое задание. «Фонетический анализ стихотворения «День и ночь».
Вывод, сделанный учащимися: нельзя не заметить, что поэт активно использует звуковые возможности слова, стремясь к стройной соразмерности, гармонии, что находит отражение в звуковой симметрии – важнейшей особенности данного стихотворения.
Групповое задание. «Синтаксический анализ стихотворения «День и ночь».
Вывод, сделанный учащимися: стихотворение строго симметрично, оно состоит из 2 строф, оканчивающихся риторическим восклицанием, и из 4 предложений, синтаксическая конструкция которых усложняется от начала текста к концу (в последнем - три грамматических основы). Нельзя не заметить интонационной градации и анафоры (звуковой и лексической), что придает стройность поэтическому тексту.
Слайд №12
- Групповое задание. «Ритм и стихотворный размер».
Вывод: автор использует ямб не случайно, потому что, с одной стороны, это часто используемая стопа русского стиха (возможности ямба впервые продемонстрировал ещё Ломоносов), с другой – это энергичный размер, придающий торжественность и величавость размышлениям о космосе, но благодаря пиррихию поэтическая речь замедляется, приближается к живой речи, превращая стихотворение во взволнованный монолог – размышление.
Слайд № 13
- Групповое задание. «Своеобразие рифмы в стихотворении «День и ночь».
Вывод: 1) если учесть, что, по мысли поэта, Вселенная состоит из противоположностей, находящихся в борьбе и единстве, то использование смежной и опоясывающей рифм в данном случае закономерно;
2) характеристика рифм напрямую связана с содержанием поэтического текста и его эмоциональной составляющей: в 1 строфе – точные рифмы с равным количеством слогов, во 2 – неравносложные; к концу каждой строфы рифма становится богатой.
4 Этап первичной проверки понимания изученного
Слайд № 14 – 15
Построчный анализ стихотворения «День и ночь» (фронтальный опорос).
Учитель предлагает медленное прочтение поэтического текста как единого целого, вмещающего в себя разные языковые уровни, вносятся дополнения к исследованиям учащихся.
Слайд № 16
Система образов, определение идеи стихотворения «День и ночь».
Вопросы к слайду:
- Каким предстает космос в стихотворении?
- Каково место человека во Вселенной?
- Какие антиномии свойственны, по мысли Тютчева, человеческой сущности?
5. Этап систематизации и проверки усвоенных на уроке знаний
Слайд № 17 Корректирование модели кластера.
- Сравните составленные вами кластеры с тем, что вы видите на слайде.
- Какие изменения, дополнения вы хотели бы внести?
- Назовите недостающие звенья.
Слайд № 18 Решение тестовых заданий с развернутым ответом (Часть 3 Вариант 3)
Опорные словосочетания для формулировки ответов на предлагаемые тестовые задания
Ораторские риторический формулы и интонации; поэтическое мифотворчество; архаический стиль; необходимость национального самопознания; одическая традиция; целостный взгляд на природу; миф о Вселенной; историософская лирика; законы, управляющие мирозданием; тема Космоса; трепет перед таинственностью и мощью природы; декламационная речь; высокая стилистика; торжественный стиль
6 Домашнее задание
Следующий урок будет посвящен философской лирике поэта, в частности анализу стихотворения «Silentium!». Учащимся предлагаются задания на выбор:
1) подготовить устное выступление на тему: «Черты романтизма в стихотворении «Silentium!».
2) воспользоваться уже известным планом анализа поэтического текста и сделать его построчный анализ (можно выполнять как индивидуально, так и в группах)
3) создать видеоролик на строки стихотворения «Silentium!».