Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественный мир Ф И. Тютчева

Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина
Submitted by Ирина Александровна Орешкина on пн, 09/04/2012 - 11:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Орешкина Ирина Александровна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Сформировать  четкие представления об особенностях  творческой манеры Тютчева как художника слова

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литература" под редакцией В.Я.Коровиной

Используемая методическая литература: 

1. Айхенвальд  Ю.И.  Силуэты русских писателей. – М., 1994.

2. Гришман  М. М. Анализ поэтических произведений Л. Пушкина, Лермонтова М. Ю, Тютчева Ф. И. -  М., 1981

3. Магина Р. Г. Русский философско-психологический романтизм (лирика В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета). - Челябинск, 1982.

4. Яковлева Н. В. И все у него строго - и содержание, и форма (К 120 - летию со дня смерти Ф. И. Тютчева) // Литература в школе. - 1993. - № 6. - с.64 - 69

 

Используемое оборудование: 

Компьютер Microsoft  Office 2007; выход в сеть Интернет, мультимедийный проектор; демонстрационный экран; акустическая система; анкета; рабочая тетрадь для составления кластера в ходе урока

Используемые ЦОР: 

Тематическая контрольная работа № 7 по творчеству Ф. И. Тютчева http://school-collection.edu.ru/catalog/res/22a16d36-8776-4c28-9f26-fbe4c57120c1/?

Авторская презентация "Художественный мир Ф. И. Тютчева"

Краткое описание: 
В результате урока ученики 1) актуализируют знания из основных разделов русского языка, теории литературы; 2) получат четкие представления об особенностях языковой манеры поэта; 3) познакомятся с новыми литературоведческими понятиями и приобретут навыки лингвистического анализа текста; 4) закрепят умение добывать и применять научную информацию, а также наглядно оформлять результаты исследований; 5) будут совершенствовать навыки работы в группах.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Конспект урока

 

Тема урока:  «Художественный мир Ф.И.Тютчева»

Цель урока

   Сформировать  четкие представления об особенностях  творческой манеры Тютчева как художника слова.

Задачи урока:

1)    обратившись к лингвистическому анализу стихотворения «День и ночь», выделить наиболее характерные для поэта языковые средства; 

2)    развивать навыки аналитического прочтения  художественного произведения, умение  систематизировать материал и наглядно оформлять выводы, строить  доказательные высказывания; 

3)    воспитывать умение сотрудничать, работать в группах.

Тип урока: урок  изучения нового материала

Вид урока: урок - исследование

 

                             Ход урока

 

 Можно ли Ф.И.Тютчева назвать творческой индивидуальностью? – так заявлена проблема, которую учащиеся должны разрешить в ходе предварительной подготовки к уроку.

Ученикам даются опережающие индивидуальные и групповые  задания на выбор; каждая группа, разрабатывает версии для исследований, перечисляются необходимые  источники для самостоятельного изучения, а также обсуждаются способы оформления результатов проделанной работы.

1 Организационный момент.

2 Этап презентации темы, целеполагания и мотивации.

Слайд №1

- Как вы понимаете выражение «творческая индивидуальность»?

- Какими качествами, на ваш взгляд, обладает такая личность?

- Можно ли Ф.И.Тютчева назвать творческой индивидуальностью?

3 Этап усвоения новых знаний

Слайд № 2 – 4

Слово учителя об особенностях лирики Тютчева, философской основе его поэзии (краткие тезисы, дается понятие «антиномия»).

Слайд №5  План – схема анализа текста.

 - Каким образом  поэту удалось воплотить свои представления о мире в художественное слово?

Учащимся дается памятка: примерный  план – схема анализа поэтического текста.  Оговариваются этапы работы с текстом, намечается порядок  выступлений по опережающим индивидуальным и групповым заданиям. Всем предлагается составлять кластер в течение урока.

 

Реализация индивидуальных и групповых опережающих заданий. Выступления учащихся.

 

- Индивидуальное творческое задание. Выразительное чтение текста (учащемуся предлагалось создать видеоролик  на стихотворение «День и ночь»).

Демонстрация видеоролика

- Индивидуальное задание. «История создания стихотворения «День и ночь» (устное выступление). 

Прогноз выполнения задания

Вывод

1) Тютчев, философ, политик, дипломат, яркий собеседник Гейне и Шеллинга, европеец по складу мысли, русский по  глубокому чувству родства со  своей  землёй,   никогда не считал писательский труд основным делом своей жизни; его творчество было практически  неизвестно  в петербургских литературных кругах, но впоследствии заслужило высокую оценку; 2) отношение Тютчева  к собственным творениям напоминает строки А. С. Пушкина о Моцарте – гениальном композиторе, называющем «безделицей» то, что стало результатом бессонной ночи.

- Индивидуальное задание.«Жанр стихотворения» (устное выступление).

Прогноз выпонения задания

Вывод

Данное стихотворение  Тютчева тяготеет, во-первых, к оде, о чем свидетельствует тема космоса, Вселенной, ораторская интонация, архаистическая лексика; во-вторых, к элегии, потому что в произведении звучит мотив одиночества, смятения  человека перед лицом непостижимой загадки бытия, а также использованные слова – символы и романтические «штампы».

 

Слайд № 6 Композиция (см. методический комментарий)

Эвристическая беседа по опорным вопросам о смысле названия и особенностях композиции стихотворения, знакомство с понятием «период». В результате беседы делается вывод о том, что излюбленными композиционными приемами, позволяющими поэту обрисовать модель мира и построить лирическое высказывание, являются следующие: антитеза, синтаксический параллелизм, период.

 

Слайд № 5  Языковой анализ текста.

Подлинный художник слова мастерски им владеет, причем особенности его словоупотребления проявляются на разных уровнях текста, что дает яркое представление о творческой манере поэта.

 

Слайд № 5, 7, 8, 9 (см. методический комментарий)

- Групповое задание « Лексический анализ стихотворения «День и ночь».

Вывод,  сделанный учащимися: большая роль в стихотворении отводится  ключевым словам  и  лексическим повторам, акцентирующим  внимание читателя  на основных образах стихотворения, становящихся более выразительными от начала текста к его концу.

 

Слайд № 5, 10 (см. методический комментарий)

- Групповое задание. «Фонетический анализ стихотворения «День и ночь».

Вывод,  сделанный учащимися: нельзя не заметить, что поэт активно использует звуковые возможности слова, стремясь к стройной соразмерности, гармонии, что находит отражение в звуковой симметрии – важнейшей особенности данного стихотворения.

 

Слайд № 5, 11 (см. методический комментарий)

Групповое задание. «Синтаксический анализ стихотворения «День и ночь».

Вывод,  сделанный учащимися: стихотворение строго симметрично, оно состоит из 2 строф,  оканчивающихся риторическим восклицанием, и из 4 предложений, синтаксическая конструкция которых усложняется от начала текста к концу (в последнем - три грамматических основы). Нельзя не заметить интонационной градации и анафоры (звуковой и лексической), что придает стройность поэтическому тексту.

 

Слайд №12

- Групповое задание. «Ритм и стихотворный размер».

Вывод: автор использует ямб не случайно, потому что, с одной стороны, это  часто  используемая стопа русского стиха (возможности ямба впервые продемонстрировал ещё  Ломоносов), с другой – это энергичный   размер, придающий торжественность и величавость размышлениям о космосе, но благодаря пиррихию поэтическая речь замедляется, приближается к живой речи, превращая стихотворение во взволнованный монолог – размышление.

 

Слайд № 13

- Групповое задание. «Своеобразие рифмы в стихотворении «День и ночь».

Вывод: 1) если учесть, что, по мысли поэта, Вселенная состоит из противоположностей, находящихся в борьбе и единстве, то использование смежной и опоясывающей рифм в данном случае закономерно;

2) характеристика рифм напрямую связана с содержанием поэтического текста и его эмоциональной  составляющей: в 1 строфе – точные рифмы с равным количеством слогов, во 2 – неравносложные; к концу каждой строфы рифма становится богатой.

 

4 Этап первичной проверки понимания изученного

Слайд № 14 – 15

Построчный анализ стихотворения «День и ночь» (фронтальный опорос).

Учитель предлагает медленное прочтение поэтического текста как единого целого, вмещающего в себя разные языковые уровни, вносятся дополнения к исследованиям учащихся.

 

Слайд № 16

Система образов, определение идеи стихотворения «День и ночь».

Вопросы к слайду:

- Каким предстает космос в стихотворении?

- Каково место человека во Вселенной?

- Какие антиномии свойственны, по мысли Тютчева, человеческой сущности?

 
5. Этап систематизации и  проверки усвоенных на уроке знаний

 

Слайд № 17  Корректирование модели кластера.

- Сравните составленные вами кластеры с тем, что вы видите на слайде.

 - Какие изменения, дополнения вы хотели бы внести?

 - Назовите недостающие звенья.

 

Слайд № 18 Решение тестовых заданий с развернутым ответом (Часть 3 Вариант 3)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/22a16d36-8776-4c28-9f26-fbe4c57120c1/

 

Опорные словосочетания для формулировки ответов на предлагаемые тестовые задания

 

          Ораторские риторический формулы и интонации; поэтическое мифотворчество; архаический стиль;  необходимость национального самопознания;  одическая традиция; целостный взгляд на природу; миф о Вселенной;  историософская лирика; законы, управляющие мирозданием; тема Космоса;  трепет перед таинственностью и мощью природы; декламационная речь; высокая стилистика; торжественный стиль

 

6 Домашнее задание

Следующий урок будет посвящен философской лирике поэта, в частности анализу стихотворения «Silentium!». Учащимся предлагаются задания на выбор:

1)   подготовить устное выступление на тему:  «Черты романтизма в стихотворении «Silentium!».  

2)    воспользоваться уже известным планом анализа поэтического текста и сделать его построчный анализ  (можно выполнять как индивидуально, так и в группах)   

3)    создать видеоролик на строки стихотворения «Silentium!».

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн