урок химии в 9 классе "Понятие о предельных углеводородах"
Submitted by Нелля Александровна Серебрянская on вс, 08/04/2012 - 18:33
Сопровождение к презентации урока химии
в 9 классе «Понятие о предельных углеводородах».
Составила учитель МБОУ «Образцовская СОШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Серебрянская Нелля Александровна
2012 г.
Урок химии по теме «Предельные углеводороды» (9 класс)
Пропедевтическое назначение урока означает его минимальное предметное содержание. Вместе с тем, необходимо дать целостное представление начинающим изучать органическую химию, чтобы в дальнейшем, имея определённый базовый уровень по данной теме, обучающиеся могли дать хороший старт изучению программы курса «Органическая химия» в 10 классе.
В курсе органической химии эффективной является поисковая дидактическая модель обучения на основе поисковой беседы или дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений.
Данная презентация является средством визуализации, позволяющим построить эффективнее процесс понимания и усвоения опорных знаний, а также построения поисковой беседы: по цепочке вопросов и их обсуждению обучающиеся формируют теоретические знания
Слайд 1-2: Вдумайтесь в звучание слова УГЛЕВОДОРОДЫ. Из каких составных частей оно состоит? Что может означать? Формулируем понятие углеводороды. Учитель сообщает, что есть среди углеводородов группа ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ или АЛКАНЫ.
Слайд 3: Ознакомление с минимальными требованиями к обучающимся по данному уроку.
Слайд 4:Посмотрите на объёмную модель молекулы метана. В центе атом углерода, он соединён с атомами водорода. Сколько связей может образовывать в органических веществах углерод? Водород? Может ли углерод присоединить ещё какие-либо атомы? Четыре атома водорода полностью (до предела) насыщают четыре валентности углеродного атома. Какие прилагательные можно образовать от слов «насыщать», «предел»? Поэтому такие углеводороды называют предельными или насыщенными. Можно ли это увидеть по молекулярной формуле? А что показывает молекулярная формула? А можно ли сказать, что по структурной формуле видно строение молекулы метана? Тогда что показывает структурная формула? (строение и поэтому такие формулы называют ещё и формулами строения).
Слайд 5: Особенностью углеводородов является то, что они могут образовывать «осколки» молекул, которые очень активны, так как имеют «неудовлетворённые связи» и могут присоединять атому и группы атомов. Нарисуйте в тетради структурную формулу метана карандашом, а затем вытрите один атом водорода, оставив структурную чёрточку. Вы получили такой «осколок» - он произошёл от метана и зовут его МЕТИЛ. Что изменилось в названии? Сравните свой рисунок со схемой на слайде.
Слайд 6:Глядя на свой рисунок, сформулируйте понятие «радикал». Сравним наши слова с надписью на слайде. Поэтапно построим структурную формулу радикала.
Слайд 7:Учитель пишет просит обучающихся составить в тетради три структурных формулы, соответствующие молекулярным СН4, С2Н6, С3Н8. Обсуждаем: сколько связей между атомами углерода, какова валентность атома углерода; сравниваем количественный состав, ищем закономерность, формулируем его в виде формулы. Возникает определение класса АЛКАНЫ. Учитель добавляет, что насыщенные углеводороды в обычных условиях мало реакционноспособны и потому были так же названы парафинами (от латинских слов parum affinis – имеющий мало сродства).
Слайд 8: На предыдущем уроке вы узнали о том, что такое изомеры. Мы узнаём их по одинаковой молекулярной формуле. А если нарисовать структурную, то будет видно явное отличие – в строении. Перед вами формулы веществ, у которых количественный состав разный. А одинаково ли строение? В чём они похожи? Такие вещества называют гомологами. Скажите, что такое гомологи (учитель помогает формулировать понятие и только потом на слайде возникает определение).
Слайд 11: Атомы углерода в молекулах алканов связаны такими связями, что могут свободно поворачиваться вокруг них. Вот как это происходит (просмотр фрагмента).
Слайд 12: Перед вами три формулы. Все они соответствуют составу С5Н12. Первые два вещества пентан и изо-пентан. Но третье вещество тоже можно назвать изо-пентаном. Почему же его назвали так (рассмотрение названия)? Удобно ли все изомеры гексана называть ИЗОГЕКСАН? Как же понять о каком из них идёт речь? (после выхода анимированной таблицы) Для этого применяют специальную систему названий – НОМЕНКЛАТУРУ.
Слайд 13: Обучение правилам названия.
Слайд 14:Наиболее характерными для алканов являются такие реакции (ознакомление).
Слайд 15: На примере реакции горения метана отрабатывается умении характеризовать реакцию с различных точек зрения: окислительно-восстановительная, необратимая, экзотермическая.
Слайд 16: На примере реакции разложения метана отрабатывается умении характеризовать реакцию с различных точек зрения: окислительно-восстановительная, необратимая, эндотермическая, разложения. Аргументируются все характеристики. Обосновывается понятие «термическое».
Слайд 17:На примере реакции разложения этана отрабатывается умение характеризовать реакцию с различных точек зрения: окислительно-восстановительная, необратимая, эндотермическая. Аргументируются все характеристики. Обосновывается понятие «дегидрирование». Чем отличается данная реакция от предыдущей (разложение метана)? Чем отличается разложение и дегидрирование? Одно ли это и то же?
Слайд 18: На примере реакции хлорирования метана отрабатывается понятие ЗАМЕЩЕНИЕ: Кто из участников реакции простое и сложное вещество? Какой атом замещает какой? ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ РЕАКЦИЕЙ ОБМЕНА? Чем отличается данная реакция от реакции замещения водорода металлом в кислоте?
Делается вывод о некоторых особенностях органических реакциях: в органической химии реакциями замещения называют реакцию между сложным органическим веществом и неорганическим веществом, в ходе которой атому неорганического вещества замещают атомы или группы атомов в органическом веществе. Продуктом такой реакции будет другое производное органическое вещество и низкомолекулярный неорганический побочный продукт.
Слайд 19: Обучающимся предлагается прочитать текст на слайде. И затем ответить на вопросы: Какая из этой информации является для вас новой? На какие группы по агрегатному состоянию можно разделить углеводороды? И где они соответственно содержатся в природе?
Слайд 20: Обучающимся предлагается прочитать текст на слайде и ответить на вопрос: какие ещё нефтепродукты вы знаете и где их применяют?
Слайд 21: Обучающимся предлагается прочитать текст на слайде и привести известные им примеры вреда, приносимого нефтяными загрязнениями природы.
Слайд 22: Краткое ознакомление с историческими данными о химиках-органиках.
Владимир Васильевич Марковников: изучал состав нефти и механизмы органических реакций;
Михаил Иванович Коновалов: изучал реакции предельных углеводородов с азотной кислотой – оживил «химических мертвецов», которыми называли алканы.
Шарль Адольф Вюрц: изучал способы получения алканов.
На: урок химии в 9 классе "Понятие о предельных углеводородах"
Спасибо за презентацию