Submitted by Оксана Владимировна Осадчая on вс, 01/04/2012 - 17:22
Фрагмент урока
Класс: 2
Тема урока:Нулевое окончание.
Цель урока:
1) сформировать представление о способе нахождения нулевого окончания в слове;
2) тренировать способность к различению форм слова и родственных слов, к изменению форм слов-названий предметов, к нахождению нулевого окончания в формах слов-названий предметов;
3) актуализировать способность к нахождению и правильному написанию слов с изученными орфограммами, к определению частей речи;
- Что, связанное с уроком русского языка вы заметили на доске? (Знак окончания.)
- Что будем повторять? (То, что знаем об окончании.)
- А что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.) ( Формы одного и того же слова различаются окончаниями.)
- Молодцы! И это всё? (-)
-Как думаете, почему я задала такой вопрос? (Наверное, есть что-то, чего мы не знаем об окончании.)
- Чему же будет посвящён наш сегодняшний урок? (Мы узнаем об окончании что-то новое.)
-Интересно? Тогда немедленно начинаем!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
-Как вы думаете, что нам нужно сделать перед тем, как мы начнём изучать новый материал? (Сначала нам нужно повторить то, что мы знаем.)
-Откройте учебники на странице 37, упражнение 15. Прочитайте слова в таблице.
1
2
3
дедушка
девочка
облако
юноша
река
поле
стол
земля
окно
- Почему слова объединены именно в такие группы? (Это группы слов разного рода.)
- Подберите к каждому слову пару (как в образце):
Есть (кто? что?) – нет (кого? чего?)
Образец:
он
она
оно
есть
дедушка
девочка
облако
нет
дедушки
девочки
облака
-Запишите оставшиеся пары слов столбиками одно под другим. Всего должно получиться три столбика – по четыре слова в каждом. Образец не пишите.
-Чем различаются слова в каждой паре? (Слова различаются окончаниями.) Выделите окончания слов.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
-Какое задание вы не смогли выполнить одинаково верно? (Мы не смогли одинаково верно найти окончание в слове «стол».)
-Чем это слово не похоже на предыдущие? ( В других словах была изменяемая часть – окончание, а в слове стол – нет изменяемой части.)
-Какой вопрос возникает? ( Есть ли окончание у слова «стол» и у других подобных слов?)
-Этот вопрос мы можем сформулировать, как цель нашего урока? (Да.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какие есть идеи? (…) (Надо понаблюдать за словом, подобрать разные формы этого слова.)
-Сейчас мы будем наблюдать за словом в разных словосочетаниях. А вы ещё раз вспомните, что такое окончание. Это должно помочь вам.
есть стол
нет стола
подойду к столу
любуюсь столом
Дети в тетрадях записывают словосочетания столбиком.
-Слово записали в разных формах и что теперь? (Надо посмотреть, какая часть изменилась. Она и будет окончанием. Мы видим окончания в трёх словах, а в слове стол – нет.)
-Но мы с вами знаем, если у слова появляется окончание в каких-либо формах, значит оно у него есть. Есть даже в той форме, где мы его не видим.
-Предложите как можно назвать такое окончание. И как его можно обозначить. (Окончание – невидимка, пустое окончание…Показать пустым квадратиком.)
- Изучите плакат летучей Мыши на с.39 и скажите как учёные договорились называть такое окончание и как его обозначают. (Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой: □.)
-Назовите способ нахождения нулевого окончания. И как узнать есть у слова нулевое окончание или окончания нет совсем? (Надо изменить форму слова, найти изменяемую часть, если в какой-то форме слова мы не видим изменяемую часть, а в других формах оно появляется, значит это нулевое окончание.)