Submitted by Галина Ивановна Васильева on вс, 01/04/2012 - 14:58
Жемчужина в раковине или камешек в ботинке
(Внеклассное мероприятие)
Возраст участников: 8-11 класс
Количество участников : 54 учащихся
Время проведения : 1 час 30 минут
Примечание: просмотр фильма и обсуждение проходило дважды ( один просмотр с учащимися 10 класса, другой- 8,9, 11 классов).
Название фильма:«Жена за 50 овец», лучший шведский документальный фильм на международном кинофестивале в Готенбурге 2011 г.
Аннотация фильма: Действие фильма происходит в Афганистане, в наши дни. История смелой афганской девушки Сабере, которую обменяли в 10 лет на 50 овец, отдав в жены 50 летнему стороннику Талибан. Пройдя путь страданий и горя, девушка смогла противостоять отцу, мужу. Сабере, воспользовавшись помощью добровольной организации, несмотря на смертельную опасность, которая грозила не только ей, но и всей семье, боролась за свои права.
Обсуждаемые проблемы: рабство в современном мире, бесправие афганских детей, борьба за лучшую жизнь, сопротивление личности, помощь в трудных ситуациях, ужасающая бедность, быт и традиции в афганских семьях.
Цель мероприятия: обратить внимание учащихся на проблему нарушения прав ребенка и выработать практические рекрмендации выхода из трудных ситуаций
Оборудование:
Диск с фильмом «Жена за 50 овец»
Телевизор
Ноутбук
Рабочие листы для учащихся («Двойные дневники»)
Конвенция о правах ребенка
Листы бумаги
Флипчарт
Фломастеры
Ножницы
Магниты
Ход мероприятия
Эпиграф: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Ф. М. Достоевский.
Форма проведения мероприятия
французская мастерская
Личностные результаты
•самостоятельность в приобретении новых знаний ;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание фильма, находить в нем проблемы, намечать пути их разрешения;
•формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Метапредметные результаты
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)
организация постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)
формирование умений работать в группе (Коммуникативные УУД)
Закрепление понятий: право человека, свобода, правовой статус человека, международные документы о правах человека
Технологическая карта занятия
Этапы мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (выполнение заданий, которые приведут к достижению запланированных результатов
Время
Планируемые результаты
1 этап – этап «схвачивания» или «индукции».Начало должно быть неожиданным, важно пробудить интерес к предстоящей работе. Это своеобразный толчок, вызывающий положительное или отрицательное отношение к проблеме, явлению, событию.
Сегодня, мы с вами будем смотреть фильм «Жена за 50 овец», лучший шведский документальный фильм на международном кинофестивале в Готенбурге 2011 г.
Вопросы к учащимся.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в фильме?
Какие ассоциации возникают у вас с данным названием. (запишите слева в двойных дневниках)
Включение фильма.
Начало просмотра фильма. ( с начало до 20 мин). Предложение работать далее с «Двойными дневниками»
Работа над заданием «Двойные дневники» (2 склеенных между собой листа разного цвета)
Цель: дневники дают возможность увязать содержание текста (изображения, фильма и.т.) с личным опытом учащихся.
Задание «Двойные дневники»
Слева учащиеся записывают ответы на вопросы учителя.
Просмотр фильма и работа с «Двойными дневниками»
Слева учащиеся будут записывать, что произвело на них большее впечатление (озадачило, вызвало протест, навело на размышления). Справой стороны учащиеся записывают возникшие вопросы
(время: 2 минуты на выполнение задания + 3 минуты на озвучивание).
5 минут
(время: 20 минут просмотр фильма, (одновременная работа с «Двойными дневниками)» + 5 минут на озвучивание
25 минут
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в обсуждение проблемы
Итог-выход на основную проблематику фильма.
2 этап – деконструкции, этап прозрения,разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. Каждому предоставляется возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
Игра «Вопрос - ответ».
Особенность современного мира составляет его целостность. Мир стал более взаимосвязанным, более тесным. К числу глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества, относится и проблема прав человека.
Проблема прав человека всегда волновала людей. И волнует по сей день. Размышлять о праве, о юридических законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости.
Учитель просит учащихся построиться в ряд на одной линии. Учащимся задаются вопросы. При правильном ответе они делают один шаг вперед.
Учащиеся участвуют в игре «Вопрос – ответ». Вопросы учащимся:
• С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?
• С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?
• С какого возраста ребенок имею право на учет своего мнения в семье?
• Кто в школе может защитить ваши права?
• Кто такой омбудсмен?
• Какие организации в нашем поселке, в Псковской области могут защитить вас?
3 минуты
Личностные-
вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие, развитие навыков критического мышления Метапредметные -способность формулировать проблемы и предлагать поиски их решения, развитие коммуникативных умений; способность, анализировать информацию
Итог- выход на проблему: не все дети, знают свои права и как их защитить.
3 этап – организующего ядра
Продолжение просмотра фильма (с 20 мин. до конца фильма)
Обсуждение с учащимися «Двойных дневников»
Работа с Конвенцией о правах ребенка.
Упражнение “Волшебная лавка”
Учитель даёт ученикам возможность выяснить, каких качеств, знаний им не хватает для того, чтобы уметь защитить себя,
Учитель просит учеников представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, расположенность к другим, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию. Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества, вещи на другие.
Просмотр фильма и работа с «Двойными дневниками»
Учащиеся находят в Конвенции те статьи, которые были нарушены в фильме.
Вызывается участник ( по желанию). Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет.
Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться какими- то знаниями, в области права.
30 минут – просмотр, 5 минут – обсуждение
35 минут
10 минут
5 минут
Предметные: закрепление понятий: право человека, свобода, правовой статус человека, международные документы о правах человека
4 этап – этап рефлексии
Упражнение «Камушек в ботинке»
Подумайте и найдите в себе то, что мешает вам жить в мире и согласии с самим собой и с окружающими людьми.
Упражнение « Жемчужина в раковине»
Учитель предлагает учащимся отыскать в себе те качества, которые имела Сабере.
Учитель предлагает учащимся заполнить «Выходную карту занятия»
Учащиеся пишут на листочке бумаги какое-то качество, мешающее им жить в мире и согласии, затем листок выбрасывают в урну.