Внеклассное мероприятие «Школа взаимопонимания: дети и толерантность»
Submitted by Лариса Анатольевна Россихина on Sat, 31/03/2012 - 17:32
Технология проведения мероприятия: Дебаты
Возраст участников: 13-16 лет
Количество учащихся: 52 человека
Время проведения: 90 минут
Название фильма:«Мост через Вади» («BridgeovertheWadi»)
Док. фильм, 2006, Израиль, 55 мин.
Авторы сценария, режиссеры, продюсеры: Томер Хейманн и Барак Хейманн
Аннотация фильма
В 2004 году, спустя два года после возобновления восстаний второй интифады, группа арабских и израильских родителей решает основать на арабской территории, в деревне под названием Вади, совместную двунациональную, двуязычную школу.
И хотя замысел был преисполнен идеализма и благородства, в реальности на пути его осуществления стояли серьёзные препятствия.
К тому же, родителям пришлось защищать своё решение перед скептиками и теми, кто был против создания такой школы. Школа, носящая название «Мост через Вади», вмещает 50 еврейских и 50 арабских учеников, но расположена в арабской части деревни.
Режиссёры наблюдают за тем, как студенты, преподаватели и родители пытаются мирно сосуществовать в первом, таком важном учебном году. Создатели фильма показывают, насколько хрупки попытки родителей создать условия для сосуществования на фоне сложной реальности.
К концу года станет очевидно, что им всё же удалось заложить основу для мирных взаимоотношений – пусть шаткую и непредсказуемую, но такую нужную. В 2005 году в школу записалось вдвое больше детей.
Обсуждаемые проблемы:права человека, права детей в современном мире, реализация прав детей на достойный уровень жизни независимо от государственной, этнической, конфессиональной, сословной принадлежности в современном мире, значение межэтнической толерантности в современном обществе (на примере Палестины и Бурятии)
Цель мероприятия:
Создание условий для формирования ценностной ориентации личности обучающихся на межэтническую толерантность в соответствии с нормами международного и российского права.
Задачи:
· Образовательные
-Ознакомить учащихся с нормами международного и российского права, регулирующими права человека, права детей и вопросы межэтнической толерантности
-научить применять полученные знания на практике
· Воспитательные
-Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания
-способствовать развитию нетерпимости к проявлению межэтнической розни, ксенофобии и т.д.
-способствовать воспитанию гражданской ответственности
-развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для Республики Бурятия
· Развивающие
- способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы, корректируя работу в группах;
- способствовать развитию у учащихся продуктивно групповой коммуникации;
-совершенствовать навыки публичного выступления
Ожидаемые результаты:
Предметные
- Сформируют представления о нормах-принципах, провозглашённых в международных документах о правах человека и Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия;
-осмысление понятий: толерантность, права человека, национальная самоидентификация, этнос
Личные:
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Практические:
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Метапредметные
- использование приобретенных знаний для дальнейшей успешной социализации в полиэтническом обществе
- развитие коммуникативной компетенции. Основные понятия: право человека, свобода, правовой статус человека, толерантность, самоидентификация, межэтнический конфликт, классификация прав, декларация, конвенция, международные документы о правах человека
Методические приёмы: просмотр фильма, дебаты, тестирование, самоанкетирование (в качестве домашнего задания)
Предварительная подготовка:
1. Выяснить, что означают понятия, указанные выше с помощью литературы и сети Интернет.
2. Определиться с составом команд, участвующих в дебатах
Оснащение:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экспертные листы, опросная анкета, конверты с вопросами
Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Пояснительная записка
Слово "дебаты" французского происхождения, и оно означает "спор по двум противоположным точкам зрения". Люди начали спорить тогда, когда научились не соглашаться друг с другом. Искусство дебатов возникло в глубокой древности. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно и в них участвовали философы, политики и простые граждане. В средние века в Европе в университетах был курс ораторского мастерства. Искусство дебатов получило новый толчок к развитию одновременно с развитием демократии в Европе и Северной Америке. В середине XIX века дебаты становятся популярны не только в парламентских но и в университетских аудиториях: в ведущих университетах Великобритании и США образуются дискуссионные клубы, участие в деятельности которых становится одним из важнейших условий дальнейшей успешной карьеры. Дебаты как вид молодежной деятельности возникли впервые в США в 1930-е годы. В настоящее время эта игра известна более чем в 50 странах Европы, Америки и Азии.
Актуальность
Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология дебатов. Как образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях.
Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.
В учебном процессе использование технологии «Дебаты» позволяют решить целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием.
«Дебаты», в частности, развивают следующие специальные и общеучебные навыки:
- использовать различные источники информации для подготовки к дебатам;
- собирать, синтезировать и анализировать полученную информацию;
- пользоваться новыми понятиями в построенной речи;
- правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
- выстраивать сюжет доказательств по алгоритму;
- работать в команде;
- находить противоречия в рассуждениях.
Рассматривая образовательный аспект Программы "Дебаты", мы считаем важным выделить ее роль в формировании личности. При этом формируемые способности и навыки мы расцениваем лишь как дополнение к личностным ресурсам. Главное же для нас - ситуация становления и развития. "Дебаты" - это соревнование, которое стимулирует подростка освоить все имеющиеся приемы и применять их с максимальной эффективностью в зависимости от ситуации общения. Игры носят, прежде всего, ценностный характер. Они формируют активную гражданскую позицию и способствуют социализации и самореализации подростков.
Дебаты позволяют развить навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе освоения технологии «Дебаты»:
Умение работать с разнообразными источниками, анализировать полученную информацию, структурировать ее и использовать в обосновании своей позиции;
Преодоление неуверенности при публичном выступлении;
Умение слушать и слышать своих оппонентов, учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения, ставить себя на место другого. Корректное отношение к оппонентам;
Умение работать в команде
умение задавать и отвечать на вопросы
развитие ораторского мастерства
Сценарный ход мероприятия
Вводное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня мы говорим о толерантности. Это слово мы не употребляем в нашем ежедневном лексиконе, но это понятие - неотъемлемая составляющая нашей повседневной жизни. А в мире есть регионы, жителям которых еще предстоит долгий и трудный путь к толерантности.
Предлагаю вам посмотреть фильм, после чего мы проведем дебаты по теме «Толерантность и права детей». Вы уже определились с составом команд, участвующих в дебатах. В этих конвертах вопросы, которые мы будем обсуждать. Команде утверждения предстоит выдвинуть свой тезис по теме и найти аргументы в его защиту. Команде отрицания предстоит сформулировать и аргументировать свой антитезис.
Конверты вы вскроете после просмотра фильма.
Командам выдаются конверты с вопросами для обсуждения
Вопросы для дебатов.
1. Получит ли развитие эксперимент, послуживший сюжетом фильма?
2. Важна ли толерантность для детей или это элемент взаимоотношений взрослых?
3. Гарантировано ли общество в нашей стране от межэтнических конфликтов?
Просмотр фильма
Итак, мы приступаем к дебатам.
Команды могут вскрыть конверты.
Ведущий (Учитель): Я предоставляю слово Команде утверждения.
Команда утверждения (спикер представляет свою команду)
Тезис, который мы будем обсуждать, звучит так:
Школа в деревне Вади, где обучаются арабские и израильские дети будет успешно работать и этот опыт будет распространяться.
Наши аргументы:
· Найдено взаимопонимание между детьми, обучающимися в школе
· В школе работает коллектив из арабских и израильских учителей
· Родители учеников начинают более толерантно относится друг к другу
· Этот эксперимент привлек внимание общественности, как в регионе, так и в мире
· Положительный опыт школы в Вади будет востребован в других населенных пунктах региона
Спасибо за внимание. Мы готовы выслушать ваши вопросы.
Команда отрицания (спикер представляет свою команду)
Наши вопросы звучат так:
1. Можно ли делать выводы о взаимопонимании после первого года работы школы
2. На чем основывается ваше утверждение о востребованности опыта школы Вади в других населенных пунктах
Команда утверждения отвечает на вопросы
Ведущий (учитель) свою точку зрения на обсуждаемый вопрос высказывает команда отрицания
Команда отрицания: мы не согласны с мнением оппонентов, и приводим наши аргументы.
Наши аргументы:
· Эксперимент в школе идет всего 1 год, арабо-израильский конфликт продолжается 65 лет. Традиционная вражда будет сильнее экспериментальной толерантности.
· Достаточно одного мелкого конфликта между учениками школы, и мирное сосуществование будет нарушено.
· Даже при условии нормального развития ситуации в школе ее выпускники после окончания учебы столкнутся с проблемой межнационального конфликта во взрослой жизни
· Большое значение в развитии ситуации будет играть внешний фактор. А сегодня общая обстановка на Ближнем Востоке не способствует развитию взаимопонимания и толерантности
Поэтому наш антитезис звучит так: «Опыт школы Вади вероятнее всего останется на уровне единичного эксперимента, так как общество не готово к мирному разрешению арабо-израильского конфликта в целом»
Команда утверждения задает вопросы:
1. Какие конфликты между учениками вы имеете в виде. Для чего в этой школе учителя, разве не они должны гасить конфликты?
2. Могут ли выпускники этой школы стать проводниками толерантности в обществе?
Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу отметить в экспертных листах.
Ведущий: Мы продолжаем наши дебаты.
Слово команде утверждения.
Наш тезис: «Толерантность среди детей это основа толерантности всего общества»
Наши аргументы:
· Все дети изначально толерантны друг к другу.
· Дети более восприимчивы к добрым проявлениям
· Межэтническая толерантность среди детей позволит им продолжить дело налаживания взаимопонимания в обществе, став взрослыми
Мы готовы выслушать ваши вопросы.
Команда отрицания формулирует свои вопросы:
1. Вы говорите о восприимчивости детей к добрым проявлениям. А обиды, понесенные в детстве, разве забываются?
2. Считаете ли вы, что жизненные приоритеты детства сохраняются в более старшем возрасте?
Команда утверждения отвечает на вопросы
Ведущий: Спасибо. И я прошу выступить спикеров команды отрицания
Команда отрицания: Мы выслушали аргумент наших оппонентов, и готовы высказать свою точку зрения.
Наши аргументы:
· Дети являются носителями того типа межэтнических взаимоотношений, который они видят в своей семье
· Решающим фактором в любом случае является мнение взрослых
· Приведем пример из животного мира: щенки и котята, пока маленькие, тоже играют друг с другом. А потом...?
Поэтому наш антитезис мы сформулировали так: «Толерантность среди детей сама по себе не может являться основой толерантности в обществе. В обществе она обеспечивается по доброй воле взрослых»
Ведущий: Спасибо команде отрицания. А мы заслушиваем вопросы от команды утверждения.
Команда утверждения формулирует свои вопросы:
1. Из ваших аргументов следует, что дети не могут влиять на процессы толерантности в обществе. Как вы прокомментируете пример из 80-х годов прошлого века, когда американская школьница Саманта Смит стала одним из проводников улучшения обстановки в советско-американских отношениях?
2. А мы хотим припомнить вам бессмертного Р. Киплинга. Является ли ситуация Маугли и стаи волков примером влияния детей на развитие толерантности?
Команда отрицания отвечает на вопросы.
Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу отметить в экспертных листах.
Ведущий: Мы переходим к следующему вопросу наших дебатов.
Команда утверждения
Мы выдвигаем тезис «Внашей стране общество гарантировано от проявления межэтнической нетерпимости»
Наши аргументы:
· Конституция Российской Федерации декларирует равные права граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности
· Российская Федерация придерживается требований международного права в части межэтнической толерантности
· Законодательство Российской Федерации содержит ряд положений о недопустимости проявлений межэтнической нетерпимости. Подобные проявления преследуются как уголовные преступления
· Истрия нашей страны – пример межэтнической толерантности и межкультурного диалога.
· Все перечисленное – достаточная гарантия межэтнической толерантности в нашем обществе
Мы готовы выслушать ваши вопросы.
Команда отрицания формулирует свои вопросы:
1. Во многих развлекательных телепередачах (Комеди клаб, КВН и др) часто обыгрывается национальная тематика. Свидетельствует ли это о растущей толерантности в обществе или говорит о чем-то другом?
2. В Санкт-Петербурге, городе, перенесшем блокаду, наиболее активно действуют неонацисты. Почему названных вами гарантий в данном случае оказалось недостаточно?
Команда утверждения отвечает на заданные вопросы
Ведущий: Свою точку зрения высказывает команда отрицания.
Команда отрицания: мы согласны с мнением предыдущей команды, что в Российской Федерации сделано очень многое для законодательного закрепления межэтнической толерантности. Согласны и с тем, что в истории России много примеров межэтнической толерантности и межкультурного диалога.
Вместе с тем, мы считаем, что одних законодательных актов и исторических примеров недостаточно для надежной гарантии межэтнической толерантности.
Наши аргументы:
· 70 лет существования СССР дружба народов считалась одним из основных принципов. И тем не менее, на постсоветском пространстве произошло множество кровопролитных межнациональных конфликтов.
· Во многих государствах мира юридически закреплены положения о равноправии представителей различных этнических групп, но конфликты между ними происходят постоянно
· Конфликты возможны даже среди этнически близких народов (примером можно назвать Югославию, где вражда между славянами (сербами и хорватами) привела к войне)
Мы считаем, что более правильным будет наш антитезис «Настоящей гарантией межэтнической толерантности может быть только комплексное сочетание законодательной базы, исторических традиций и постоянного процесса развития межкультурного диалога во всех его проявлениях, именно такой процесс мы наблюдали в фильме «Мост через Вади»».
Ведущий: Спасибо команде отрицания. Мы выслушали ваше мнение, а теперь- вопросы от команды утверждения.
Команда утверждения формулирует свои вопросы:
1. В каком обществе больше шансов на межэтническую толерантность: в тоталитарном или демократическом?
2. В современном российском паспорте нет графы «национальность». Как это сказалось на самоидентификации представителей разных народов, проживающих в нашей стране?
Команда отрицания отвечает на вопросы.
Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу отметить в экспертных листах.
Пока секунданты обрабатывают экспертные листы, я приглашаю всех участников высказать свое мнение по предложенным вопросам:
· Возможно ли закрытое существование этнической группы в современном обществе? Плюсы и минусы.
· Наша республика считается одним из наиболее стабильных регионов в плане межэтнической толерантности. Почему?
(учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Ведущий: ну что ж, ребята, мы выслушали много разных интересных мнений.
Теперь слово секундантам (объявляют итоги обработки экспертных листов).
Таким образом, команды набрали практически равное количество баллов, что говорит об умении формулировать и отстаивать свою позицию.
Думаю, что самый главный результат это то, что тема, затронутая сегодня, вам не безразлична. В нашей жизни очень важно сохранять мосты дружбы и взаимопонимания, ведь это лучше, чем строить их с нуля.
А перед тем, как мы попрощаемся с вами, я раздам вам анкеты, и вы дома, оставшись наедине с собой, заполните их.
Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому отвечайте честно, и пусть это будет информацией для размышления!
Раздает анкеты
Итак, спасибо за работу. И всего вам самого доброго!