Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие «Школа взаимопонимания: дети и толерантность»

Фото пользователя Лариса Анатольевна Россихина
Submitted by Лариса Анатольевна Россихина on Sat, 31/03/2012 - 17:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Россихина Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гимназия №14" г. Улан-Удэ
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Создание условий для формирования  ценностной  ориентации личности  обучающихся на межэтническую толерантность  в соответствии с нормами международного и российского права.

Учащихся в классе (аудитории): 
52
Используемая методическая литература: 

Литература

  1. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под об. ред. Гурова В. Н. – М., 2004. – 240 с.
  2. Киргуев А. Х. Новая Россия: опыт и проблемы. – Пятигорск, 2002. – 127 с.
  3. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: Изд-во “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004. – 103с.
  4. Популярный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583 с.
  5. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2. – с. 111-118.

Интернет-ресурсы:

Всеобщая декларация прав человека  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Конституция Российской Федерации     http://www.constitution.ru/

Конституция Республики Бурятия           http://hural-rb.ru/sved/status/konst

Конвенция о правах  ребенка                  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Используемое оборудование: 

Ноутбук, мультимедийный проектор, экспертные листы, опросная анкета, конверты с вопросами

Используемые ЦОР: 

документальный фильм  "Мост через Вади" (2006, Израиль, 55 мин.)

Краткое описание: 
Задачи: • Образовательные -Ознакомить учащихся с нормами международного и российского права, регулирующими права человека, права детей и вопросы межэтнической толерантности -научить применять полученные знания на практике • Воспитательные -Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания -способствовать развитию нетерпимости к проявлению межэтнической розни, ксенофобии и т.д. -способствовать воспитанию гражданской ответственности -развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для Республики Бурятия • Развивающие - способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы, корректируя работу в группах; - способствовать развитию у учащихся продуктивно групповой коммуникации; -совершенствовать навыки публичного выступления Ожидаемые результаты: Предметные - Сформируют представления о нормах-принципах, провозглашённых в международных документах о правах человека и Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия; -осмысление понятий: толерантность, права человека, национальная самоидентификация, этнос Личные: - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Практические: - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Метапредметные - использование приобретенных знаний для дальнейшей успешной социализации в полиэтническом обществе - развитие коммуникативной компетенции.

Технология проведения мероприятия:   Дебаты

Возраст участников: 13-16 лет                                                                                                                                                                                                                                       

Количество учащихся:  52 человека                                                                                                                                                                                                                             

Время проведения: 90 минут                                                                                                                                                                                                                                          

Название фильма: «Мост через Вади» («BridgeovertheWadi»)                                                                                                                                                                                

Док. фильм, 2006, Израиль, 55 мин.

Авторы сценария, режиссеры, продюсеры: Томер Хейманн и Барак Хейманн

Аннотация фильма

В 2004 году, спустя два года после возобновления восстаний второй интифады, группа арабских и израильских родителей решает основать на арабской территории, в деревне под названием Вади, совместную двунациональную, двуязычную школу.   

И хотя замысел был преисполнен идеализма и благородства, в реальности на пути его осуществления стояли серьёзные препятствия.

К тому же, родителям пришлось защищать своё решение перед скептиками и теми, кто был против создания такой школы. Школа, носящая название «Мост через Вади», вмещает 50 еврейских и 50 арабских учеников, но расположена в арабской части деревни.


Режиссёры наблюдают за тем, как студенты, преподаватели и родители пытаются мирно сосуществовать в первом, таком важном учебном году. Создатели фильма показывают, насколько хрупки попытки родителей создать условия для сосуществования на фоне сложной реальности.

К концу года станет очевидно, что им всё же удалось заложить основу для мирных взаимоотношений – пусть шаткую и непредсказуемую, но такую нужную. В 2005 году в школу записалось вдвое больше детей.
 

Обсуждаемые проблемы:права человека, права детей в современном мире,  реализация прав детей на достойный уровень жизни независимо от государственной, этнической, конфессиональной, сословной принадлежности в современном мире, значение межэтнической толерантности в современном обществе (на примере Палестины и Бурятии)

 Цель мероприятия:       

Создание условий для формирования  ценностной  ориентации личности  обучающихся на межэтническую толерантность  в соответствии с нормами международного и российского права.

Задачи:

 ·  Образовательные

-Ознакомить учащихся с нормами международного и российского права, регулирующими права человека, права детей и вопросы межэтнической толерантности                                                                                                                                                                                                                                                                     

-научить применять полученные знания на практике

·  Воспитательные

-Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания

-способствовать развитию нетерпимости к проявлению межэтнической розни, ксенофобии и т.д.

-способствовать воспитанию гражданской ответственности

-развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для Республики Бурятия
 

·  Развивающие
- способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы, корректируя работу в группах;
- способствовать развитию у учащихся продуктивно групповой коммуникации;
-совершенствовать навыки публичного выступления

Ожидаемые результаты:

Предметные
- Сформируют представления о нормах-принципах, провозглашённых в международных документах о правах человека и Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия;

-осмысление понятий: толерантность, права человека, национальная самоидентификация, этнос

 Личные:
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Практические:
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Метапредметные
 - использование приобретенных знаний для дальнейшей успешной социализации в полиэтническом обществе
- развитие коммуникативной компетенции.
Основные понятия: право человека, свобода, правовой статус человека, толерантность, самоидентификация, межэтнический конфликт, классификация прав, декларация, конвенция, международные документы о правах человека

Методические приёмы: просмотр фильма, дебаты, тестирование, самоанкетирование (в качестве домашнего задания)

Предварительная подготовка:

1.      Выяснить, что означают понятия, указанные выше с помощью литературы и сети Интернет.

2.      Определиться с составом команд, участвующих в дебатах

Оснащение:

Ноутбук, мультимедийный проектор, экспертные листы, опросная анкета, конверты с вопросами

Интернет-источники:

Всеобщая декларация прав человека

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Конституция Российской Федерации

http://www.constitution.ru/

Конституция Республики Бурятия

http://hural-rb.ru/sved/status/konst

Конвенция о правах  ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Пояснительная записка

Слово "дебаты" французского происхождения, и оно означает "спор по двум противоположным точкам зрения". Люди начали спорить тогда, когда научились не соглашаться друг с другом. Искусство дебатов возникло в глубокой древности. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно и в них участвовали философы, политики и простые граждане. В средние века в Европе в университетах был курс ораторского мастерства. Искусство дебатов получило новый толчок к развитию одновременно с развитием демократии в Европе и Северной Америке. В середине XIX века дебаты становятся популярны не только в парламентских но и в университетских аудиториях: в ведущих университетах Великобритании и США образуются дискуссионные клубы, участие в деятельности которых становится одним из важнейших условий дальнейшей успешной карьеры.                                                                                                                         Дебаты как вид молодежной деятельности возникли впервые в США в 1930-е годы. В настоящее время эта игра известна более чем в 50 странах Европы, Америки и Азии.

Актуальность

Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология дебатов. Как образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.

В учебном процессе использование технологии «Дебаты» позволяют решить целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием.

«Дебаты», в частности, развивают следующие специальные и общеучебные навыки:

- использовать различные источники информации для подготовки к дебатам;

-  собирать, синтезировать и анализировать полученную информацию;

-  пользоваться новыми понятиями в построенной речи;

-  правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;

- выстраивать сюжет доказательств по алгоритму;

-  работать в команде;

-  находить противоречия в рассуждениях.

Рассматривая образовательный аспект Программы "Дебаты", мы считаем важным выделить ее роль в формировании личности. При этом формируемые способности и навыки мы расцениваем лишь как дополнение к личностным ресурсам. Главное же для нас - ситуация становления и развития. "Дебаты" - это соревнование, которое стимулирует подростка освоить все имеющиеся приемы и применять их с максимальной эффективностью в зависимости от ситуации общения. Игры носят, прежде всего, ценностный характер. Они формируют активную гражданскую позицию и способствуют социализации и самореализации подростков.

Дебаты позволяют развить навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе освоения технологии «Дебаты»:    

  • Умение работать с разнообразными источниками, анализировать полученную информацию, структурировать ее и использовать в обосновании своей позиции;
  • Преодоление неуверенности при публичном выступлении;
  • Умение слушать и слышать своих оппонентов, учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения, ставить себя на место другого. Корректное отношение к оппонентам;
  • Умение работать в команде
  • умение задавать и отвечать на вопросы
  • развитие ораторского мастерства

Сценарный ход  мероприятия

Вводное слово учителя

Дорогие ребята!

Сегодня  мы говорим о толерантности. Это слово мы не употребляем  в нашем ежедневном лексиконе, но  это понятие -  неотъемлемая  составляющая нашей  повседневной жизни.  А в мире есть регионы, жителям которых еще  предстоит долгий и трудный путь к толерантности.

Предлагаю вам посмотреть фильм, после чего мы  проведем дебаты по теме «Толерантность и права детей». Вы уже определились с составом команд, участвующих в дебатах. В этих конвертах вопросы, которые мы будем обсуждать. Команде утверждения предстоит выдвинуть  свой тезис по теме и найти аргументы в его защиту. Команде отрицания предстоит  сформулировать и  аргументировать свой антитезис.

Конверты вы вскроете после просмотра фильма.

Командам выдаются конверты с вопросами для обсуждения

Вопросы для дебатов.    

1. Получит ли развитие эксперимент, послуживший сюжетом     фильма?     

2. Важна ли толерантность для детей или это элемент взаимоотношений взрослых?    

3. Гарантировано ли общество в нашей стране от межэтнических конфликтов?                                                                                                                               

Просмотр фильма

Итак, мы приступаем к дебатам.

Команды могут вскрыть конверты.

Ведущий (Учитель):  Я предоставляю слово Команде утверждения.

Команда утверждения  (спикер представляет свою команду)

                Тезис, который мы будем обсуждать, звучит так:          

                Школа в деревне Вади, где обучаются арабские и израильские  дети  будет успешно работать и  этот опыт будет распространяться.  

                Наши аргументы:  

·         Найдено взаимопонимание между детьми, обучающимися в школе

·         В школе работает коллектив из арабских и израильских учителей

·         Родители учеников начинают более толерантно относится друг к другу

·         Этот эксперимент привлек внимание общественности,  как  в регионе, так и в мире

·         Положительный опыт школы в Вади будет востребован в других населенных пунктах региона

Спасибо за внимание. Мы готовы  выслушать ваши вопросы.

Команда отрицания  (спикер представляет свою команду)

Наши вопросы звучат так:

1.      Можно ли делать выводы о взаимопонимании после первого года работы школы

2.      На чем основывается ваше утверждение о востребованности  опыта школы Вади в других населенных пунктах

Команда утверждения отвечает на вопросы

Ведущий (учитель)   свою точку зрения на обсуждаемый вопрос высказывает команда отрицания

Команда отрицания:  мы не согласны с мнением оппонентов, и  приводим наши аргументы.

Наши аргументы:

·         Эксперимент в школе идет всего 1 год, арабо-израильский конфликт продолжается 65 лет. Традиционная вражда будет сильнее экспериментальной толерантности.

·         Достаточно одного мелкого конфликта между учениками школы, и мирное сосуществование будет нарушено.

·         Даже при условии нормального развития ситуации в школе ее выпускники после окончания учебы  столкнутся с проблемой межнационального конфликта во взрослой жизни

·         Большое значение в развитии ситуации будет играть внешний фактор. А сегодня общая обстановка на Ближнем Востоке не способствует развитию взаимопонимания и толерантности

 Поэтому наш антитезис звучит так: «Опыт школы Вади вероятнее всего останется на уровне единичного эксперимента, так как общество не готово к мирному разрешению арабо-израильского конфликта в целом»

Команда утверждения задает вопросы:

1.      Какие конфликты между учениками вы имеете в виде. Для чего в этой школе учителя, разве не они должны гасить конфликты?  

2.      Могут ли выпускники  этой школы стать проводниками толерантности в обществе?

Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу  отметить в экспертных листах.

Ведущий: Мы продолжаем наши дебаты.

Слово команде утверждения.

Наш тезис: «Толерантность среди детей это основа толерантности всего общества»

Наши аргументы:

·         Все дети изначально толерантны друг к другу.

·         Дети более восприимчивы  к добрым проявлениям

·         Межэтническая толерантность среди детей позволит им продолжить дело налаживания взаимопонимания в обществе, став взрослыми

Мы готовы  выслушать ваши вопросы.

Команда отрицания формулирует свои вопросы:

1.      Вы говорите о восприимчивости детей к добрым проявлениям. А обиды, понесенные в детстве, разве забываются?

2.      Считаете ли вы, что жизненные приоритеты детства сохраняются в более старшем возрасте?

Команда утверждения отвечает на вопросы       

Ведущий:   Спасибо. И я прошу выступить  спикеров команды отрицания

Команда отрицания: Мы выслушали аргумент наших оппонентов, и готовы высказать свою точку зрения.

Наши аргументы:

·         Дети являются носителями того типа межэтнических взаимоотношений, который они видят в своей семье

·         Решающим фактором  в любом случае является мнение взрослых

·         Приведем пример из животного мира: щенки и котята, пока маленькие, тоже играют друг с другом. А потом...?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Поэтому наш антитезис мы сформулировали так: «Толерантность среди детей сама по себе не может являться основой  толерантности в обществе. В обществе она обеспечивается по доброй воле взрослых»

Ведущий: Спасибо команде отрицания.  А мы заслушиваем вопросы от команды утверждения.

Команда утверждения формулирует свои вопросы:

1.      Из ваших аргументов следует, что дети не могут влиять на процессы толерантности в обществе. Как вы прокомментируете пример из 80-х годов прошлого века, когда американская школьница Саманта Смит стала одним из проводников улучшения обстановки в советско-американских отношениях?

2.      А мы хотим припомнить вам бессмертного Р. Киплинга. Является ли ситуация Маугли и стаи волков примером влияния детей на развитие  толерантности?

Команда отрицания отвечает на вопросы.

Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу отметить в экспертных листах.

Ведущий: Мы переходим к следующему вопросу наших дебатов.

Команда утверждения

Мы  выдвигаем тезис «Внашей стране общество гарантировано от проявления межэтнической  нетерпимости»   

Наши аргументы:

·         Конституция Российской Федерации декларирует равные права граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности

·         Российская Федерация  придерживается требований  международного права в части межэтнической толерантности

·         Законодательство Российской Федерации содержит ряд положений о недопустимости проявлений межэтнической нетерпимости. Подобные проявления преследуются как  уголовные  преступления

·         Истрия нашей страны – пример  межэтнической толерантности и межкультурного диалога.

·         Все перечисленное – достаточная гарантия межэтнической толерантности в нашем обществе

Мы готовы  выслушать ваши вопросы.

Команда отрицания формулирует свои вопросы:

1.      Во многих развлекательных  телепередачах (Комеди клаб, КВН и др) часто обыгрывается национальная тематика. Свидетельствует ли это о растущей толерантности в обществе или говорит о чем-то другом?

2.      В Санкт-Петербурге, городе, перенесшем блокаду, наиболее активно действуют неонацисты. Почему названных вами гарантий в данном случае оказалось недостаточно?

Команда утверждения отвечает на заданные вопросы

Ведущий: Свою точку зрения высказывает команда отрицания.

Команда отрицания:  мы согласны с мнением предыдущей команды, что в Российской Федерации сделано очень многое  для законодательного закрепления межэтнической толерантности. Согласны и с тем, что в истории России много примеров межэтнической толерантности и межкультурного диалога.

Вместе с тем, мы считаем, что одних законодательных актов и исторических примеров недостаточно для надежной гарантии межэтнической толерантности.

Наши аргументы:

·         70 лет  существования  СССР дружба народов считалась одним из основных принципов. И тем не менее, на постсоветском пространстве произошло множество кровопролитных межнациональных конфликтов.

·         Во многих государствах мира юридически закреплены положения  о равноправии представителей различных этнических групп, но конфликты между ними происходят постоянно

·         Конфликты возможны даже среди этнически близких народов (примером можно назвать Югославию, где вражда между славянами (сербами и хорватами) привела к войне)

Мы считаем, что более правильным будет наш антитезис «Настоящей  гарантией межэтнической толерантности может  быть только комплексное сочетание  законодательной базы, исторических традиций и постоянного процесса  развития межкультурного диалога во всех его проявлениях,  именно такой процесс мы наблюдали в фильме «Мост через Вади»».

       Ведущий: Спасибо команде отрицания.  Мы выслушали ваше мнение, а теперь-  вопросы от команды утверждения.

Команда утверждения формулирует свои вопросы:

1.      В каком обществе больше шансов на межэтническую толерантность: в тоталитарном  или демократическом?

2.      В современном российском паспорте нет графы «национальность». Как это сказалось на самоидентификации представителей разных народов, проживающих в нашей стране?

 Команда отрицания отвечает на вопросы.

Ведущий: Чьи аргументы вам показались более убедительными, прошу отметить в экспертных листах.

 

Пока секунданты обрабатывают  экспертные листы, я приглашаю всех участников высказать свое мнение по предложенным вопросам:                                                                                                           

·         Возможно ли закрытое существование этнической группы в современном обществе?  Плюсы и минусы. 

·         Наша республика считается одним из наиболее стабильных регионов в плане межэтнической толерантности. Почему?

          (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Ведущий:  ну что ж, ребята, мы выслушали много разных интересных мнений.                                

Теперь слово секундантам (объявляют итоги  обработки экспертных листов).

Таким образом, команды набрали практически равное количество баллов, что говорит об умении  формулировать и отстаивать свою позицию.                                 

Думаю, что самый главный результат это то, что тема, затронутая сегодня, вам не безразлична. В нашей жизни очень важно сохранять мосты дружбы и взаимопонимания, ведь это лучше, чем строить их с нуля.                                                     

А перед тем, как мы попрощаемся с вами, я раздам вам анкеты, и вы дома, оставшись наедине с собой, заполните их.                                                                            

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому  отвечайте честно, и пусть это будет информацией для размышления! 

Раздает анкеты

Итак, спасибо за работу. И всего вам самого доброго!

                                                                                                                                                                                                                                                

Прикрепленный файл Size
конкурсная работа Россихина.docx 64.92 KB
Домашняя анкета Россихина.docx 11.38 KB
экспертный лист Россихина.docx 12.73 KB
технологическая карта.docx 27.95 KB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн