Submitted by Валентина Мухина on Tue, 27/03/2012 - 12:01
Играя, развиваем …
Игра как средство повышения грамотности учащихся
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми невозможно или затруднено обучение. К сожалению, учителя и родители чаще считают причиной трудностей неспособность, плохую подготовленность или нежелание ребёнка учиться хорошо читать и писать.
В чем же причина этих трудностей? Как привить интерес к письму и чтению? Как быть успешным в школе?
По данным ИВФ РАО у значительной части детей, поступающих в школу, возрастная несформированность речи отмечена у 60% учащихся, моторики - у 30-35 % учащихся, зрительного и зрительно-пространственного восприятия – у 50%, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций – у 35%. Поскольку это школьно-значимые функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения, то недостаточное их развитие может являться причиной трудностей в обучении. И лишь совместная комплексная коррекционно-развивающая работа учителя, логопеда и психолога могут устранить или в значительной мере скомпенсировать многие трудности.
Несмотря на огромное количество литературы с играми и игровыми упражнениями, возникла необходимость создание игр, имеющих комплексную направленность на развитие как вербальных, так и невербальных функций, которые могут использовать не только специалисты, но и учителя, и родители. Именно «в игре непонятное становится частично понятным путем особых действий, ориентирующих ребёнка в этом непонятном». (Эльконин, 1978)
Взяв за основу известную всем игру «Морской бой» и «Вышивание крестиком» (автор неизвестен), я добавила речевой материал и усовершенствовала правила. Данная игра предназначена для детей школьного и старшего дошкольного возраста (для читающих детей возможно дифференцированное использование игры с речевым материалом, для нечитающих – без речевого материала).
Задачи игры:
Повышение грамотности путем совершенствования языкового анализа и синтеза;
Формирование зрительного образа слова;
Развитие фонематического слуха;
Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;
Развитие слухового и зрительного внимания;
Развитие слухоречевой и зрительной памяти;
Материал: Игровое буквенное поле № 1 на каждого ребёнка, цветные карандаши. У ведущего буквенное поле № 1 и № 2 (готовый вариант), таблица со словами.
Количество играющих: от 1 до 25
Возраст играющих:от 6 до 11 лет (в зависимости от сложности материала)
Литература
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие/под общ. ред. Канд. Пел. Наук, доцента О. Б. Иншаковой – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж;
Безруких, М. М. Проблемные дети. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.
Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
Голубь, В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ВАКО, 2004.-144 с. – (Мастерская учителя)
Эдигей, В.Б. Увлечение чтением: уроки развития мышления и техники чтения. – М.: УЦ «Перспектива», 1997.- 112 с.