ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Submitted by Ольга Николаевна Язарова on вс, 25/03/2012 - 13:13
Общеизвестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, т.к. до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья и знакомство с методами оздоровления дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Данная государственная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон «Об образовании» (ст. 51.); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же «Указами Президента России» о неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ и др.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей. Поэтому оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
Реализация важнейших положений концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей, указывают И.Н. Березин, Ю.В. Дергачев. Большую работу в этом направлении провели такие известные ученые, как В.Г. Алямовская, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова, М.А. Рунова и др. Благодаря их исследованиям, а так же обобщению опыта практической деятельности регионов управления дошкольного образования Министерства образования РФ, создано программно-методическое обеспечение для ДОУ, реализующих оздоровительные программы.
Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, как отмечено В.И. Воробьевым [2]. Развитие тела и развитие психики ребенка находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, как показали исследования О.Г. Аракеляна, С.Я. Лайзане, Ю.Ю. Рауцкиса, Д.Н. Селиверстова и др.
М.Н. Вохмянинова, Л.Д. Глазырина, Н.А. Голиков и др. в своих работах большое внимание уделяли использованию физических упражнений в различных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, подвижные игры, и, как результат данной работы – правильной сформированности процесса дыхания. Указанными авторами разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста.
Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Поэтому для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.
Отечественный ученый К. П. Бутейко [1] разработал метод волевой ликвидации глубокого дыхания, в основе которого специальная методика регуляция дыхания. В соответствии с этой методикой во время тренировок определенным образом уменьшается глубина дыхания, при этом уменьшаются потери углекислого газа с выдыхаемым воздухом и происходит накопление углекислого газа в крови, что тренирует нейроны головного мозга и благотворно сказывается на развитии ребенка.
А.Н. Стрельникова [5] разработала парадоксальную гимнастику и считала, что под благотворное воздействие парадоксальной гимнастики попадают все физиологические процессы организма, поэтому она широко применяется в практике дошкольных учреждений нашей страны.
При этом возникает противоречие: с одной стороны – важнейшая задача современного общества – полноценное здоровое поколение и, с другой стороны, все ухудшающееся положение по уровню заболеваемости дошкольников, которое приводит к необходимости изучения проблемы оздоровления детей и применения для этого различных методик, в частности, дыхательной гимнастики.
Таким образом, здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей и правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохранятся и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться. И одна из составляющих здорового образа жизни - сформированный навык правильного дыхания.
Педагог организует самостоятельную деятельность детей по оздоравливанию, например, дает задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать шишки то правой, то левой ногой. В это время остальные дети под руководством воспитателя и его помощника выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает трудности у дошкольников, поэтому педагог должен ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд.
Как показал анализ литературы, выполнение дыхательных упражнений осуществляется по-разному. В настоящее время существуют много форм и методов, максимально стимулирующих активность детей при выполнении дыхательной гимнастики.
Выдвинутая нами гипотеза, что воспитание навыков правильного дыхания оказывает положительное влияние на сформированность здоровья дошкольников 7 года жизни и эффективно при следующих педагогических условиях: включении элементов дыхательной гимнастики в различные формы работы с детьми: развивающие игры, учебные занятия, физкультминутки, спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; использовании рисунков и схем с изображением легких, диафрагмы и графика дыхания в учебно-воспитательном и физкультурно-оздоровительном процессе ДОУ, доказывалась нами экспериментальным исследованием, в котором участвовали 2 группы детей 7 года жизни – экспериментальная и контрольная.
Экспериментальное исследование по апробации дыхательной гимнастики, разработанной авторами на основании вышеперечисленных методик, было проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 116» города Чебоксары с детьми выпускных групп в количестве 40 человек.
Целью констатирующего этапа сталовыявление уровня сформированности здоровья детей 7 года жизни с помощью ряда методов: антропометрии, динамометрии и спирометрии. Представленные выше диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком.
На формирующем этапе во время занятий дыхательными упражнениями мы использовали схемы с изображением легких, диафрагмы, графика дыхания. Это были методические материалы, изготовленные типографским способом и рукотворные педагогом. Все они были эстетично оформленные, яркие, привлекающие детский взор, картинки, рисунки, макеты, стимулирующие дыхательную активность дошкольников и соответствующие методическим и гигиеническим требованиям к детскому оборудованию.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Перед началом работы с детьми нам было необходимо достичь взаимопонимания с родителями и педагогами, ознакомить их с основами теории и практики дыхательной гимнастики, информацией из прессы, с памяткой для родителей.
Во время организации занятий с детьми мы максимально стимулировали активность детей, принимали все ответы, давали возможность ответить каждому, записывали наиболее точные и интересные ответы. Обратили внимание детей на важное значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья. Объяснили понятие правильной осанки, обучили навыкам самоконтроля осанки.
Разобрали основные элементы дыхательной системы (нос – легкие, диафрагма) и их значение. Изучили фазы дыхания, «правильное и неправильное» дыхание.
Известно, что дети дошкольного возраста очень любят заниматься с необычным ярким материалом. Яркие образные с одной стороны, и простые ненавязчивые, доступные – с другой, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Эти атрибуты дают возможность выполнять самые разнообразные оздоравливающие мероприятия.
Поэтому поставленные нами задачи решались посредством атрибутов, где ребенок, сам того не осознавая, погружался в мир здоровья – дыхания. На наш взгляд это наиболее эффективные средства и методы повышения уровня здоровья у детей дошкольного возраста, так как их использование соотносится с психическими особенностями дошкольного возраста. Поэтому чтобы более заинтересовать и активизировать воспитанников, в свою работу с детьми включали нетрадиционные формы – обозначение определенных дыхательных упражнений символами-схемами, а также яркое красочно оформленное оборудование – цветные платки, бумажные бабочки, снежинки и т.д. Цель подготовительного этапа в работе с детьми состояла в следующем: вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью. Работа основывалась на просмотре мультипликационных короткометражных фильмов, где главными героями выступали необычные персонажи, например, «Лунтик и его друзья»; и использовании дидактических игр на воспитание интереса у детей к оздоравливанию своего организма, беседах, направленных на развитие здоровьесберегающих мировоззрений.
В данном блоке были использованы потешки, пословицы и загадки, приложенные в пособии Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой. Также включали в работу с детьми изобразительную деятельность: дети дорисовывали атрибуты, изготовленные специально для занятий дыхательной гимнастикой, дошкольников привлекали к трудовым поручениям – помыть трубочки и стаканчики для пускания мыльных пузырей, подклеивать трубочки для свиристелей на картон. С любопытством дети наблюдали за тем, как педагог чертил карточки-схемы для выполнения дыхательных упражнений. При внедрении второго блока работы комплексы дыхательной гимнастики включались во все виды деятельности, которыми занимались с детьми в течение всего дня. Для этого периодически делали перерывы и 2-3 минуты дети выполняли дыхательные упражнения в игровой форме. В первой половине дня комплексы дыхательной гимнастики проводились до игр-занятий, во время занятия как физкультпауза, на прогулке, во второй половине дня – во время гимнастики пробуждения и в свободной деятельности детей.
Все дети делали упражнения с удовольствием, отрицательных эмоций курс упражнений не вызывал.
С целью выявления эффективности использования разработанной нами системы работы по формированию у детей 7 года жизни основ правильного дыхания нами был проведен контрольный эксперимент.
Задачами данного этапа явились: 1) определить динамику здоровья дошкольников по итогам формирующего эксперимента; 2) выявить эффективность использования дыхательной гимнастики в процессе оздоровления детей 7 лет.
Для оценки ее эффективности на контрольном этапе эксперимента, как и на констатирующем, были обследованы качественные показатели здоровья детей 7 года жизни и сопоставлены полученные данные с исходными.
Среди детей экспериментальной группы после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой регистрировался высокий уровень развития антропометрических данных у 75% обследованных, средний – у 25% детей. Причем среди детей экспериментальной группы не отмечалось испытуемых с низким уровнем развития антропометрических данных, среди детей контрольной группы с низким уровнем развития антропометрических данных выявлено по-прежнему двое.
Следовательно, уровень антропометрических показателей у испытуемых экспериментальной группы значительно улучшился, детей контрольной – остался без изменений. В частности, у Поли Т. (ЭГ) и Леры Б. (ЭГ) до занятий дыхательной гимнастикой регистрировался низкий уровень антропометрических показателей, после формирующего этапа – выявлен высокий.
Спирометрические показатели детей экспериментальной группы после проведения цикла дыхательной гимнастики значительно улучшились. Дети же контрольной группы демонстрируют показатели спирометрии на прежнем уровне.
Уровень развития жизненной емкости легких у детей экспериментальной группы после проведения цикла дыхательной гимнастики значительно повысился (80% детей показали высокий уровень развития спирометрических показателей, 20% - средний), хотя ранее у детей экспериментальной группы показатели регистрировались несколько ниже. В частности, у Даши К. (ЭГ) до занятий дыхательной гимнастикой регистрировался низкий уровень спирометрических показателей, после формирующего этапа – высокий. У Леры Б. (ЭГ) до формирующего этапа регистрировался низкий уровень развития спирометрических данных, после формирующего этапа – показатели поднялись до среднего уровня.
Также можно отметить, что данные воспитанницы проявляли устойчивый интерес к дыхательной гимнастике, выполняли упражнения с большой охотой и хорошим настроением, что, несомненно, сказалось на положительной динамике в антропометрических и спирометрических показателях.
Среди детей экспериментальной группы первая группа здоровья диагностируется у 85%, что выше, чем до проведения занятий дыхательной гимнастикой (40%) , вторая – у 15%, третья группа здоровья не регистрируется. В контрольной группе показатели здоровья остались на прежнем уровне.
В частности Таня М. и Дима К. до начала эксперимента демонстрировали 2 группу здоровья, 2 группу закаливания и подготовительную группу по ФИЗО, после окончания эксперимента у воспитанников выявлена 1 группа здоровья, 1 группа закаливания и основная группа по ФИЗО. Причем надо отметить, что вышеназванные дети очень серьезно относились ко всем занятиям, старались точно следовать объяснениям и инструкциям воспитателя.
Анализ полученных результатов показал, что количество не болевших детей в экспериментальной группе увеличилось с 32,1% до 58,1%. Количество болевших 4 раза и более уменьшилось с 10,1 до 3,4%. Показатели здоровья детей контрольной группы остались на прежнем уровне.
Следовательно, занятия дыхательной гимнастикой способствуют более качественному формированию здоровья у детей 7 года жизни.
Таким образом, после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой, разработанной нами, с детьми экспериментальной группы уровни сформированности антропометрических, спирометрических показателей и показателей группы здоровья значительно улучшились в отличие от детей контрольной группы, аналогичные показатели которых остались на прежнем уровне.
Вышеприведенные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы и справедливости выдвинутой гипотезы.