Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Submitted by Ольга Николаевна Язарова on вс, 25/03/2012 - 13:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Язарова Ольга Николаевна
Место работы, должность: 
МБДОУ №54
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Педагогика
Используемая методическая литература: 

 

Литература:

 

  1. Бутейко К.П., Бутейко М.М. Теория Бутейко о роли дыхания в здоровье человека: введение в метод Бутейко / К.П. Бутейко, М.М. Бутейко. – Воронеж: ООО «Общество Бутейко». – 2005.
  2. Воробьев,  В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  3. Картушина,  М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Указ Министер­ства образования, Минздрава, Госкомспорта РФ № 2715/227/166/ 19 «О совершенствовании про­цесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» от 16.06. 2002 г.
  5. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. –М.: Сфера, 2007.
  6. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна // Дошкольное воспитание. – 2007. № 2. С. 7-11.
Краткое описание: 
статья

 

Общеизвестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и пси­хического здоровья, т.к. до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на про­тяжении последующей жизни. В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное от­ношение к здоровью. В ходе со­вместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение до­школьника к культуре здоровья.

Несомненно, проблема ранне­го формирования культуры здо­ровья  и знакомство с методами оздоровления дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Данная государственная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон «Об образовании» (ст. 51.); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же «Указами Президента России» о неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ и др.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей. Поэтому оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ.

Реализация важнейших положений концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей, указывают И.Н. Березин, Ю.В. Дергачев.  Большую работу в этом направлении провели такие известные ученые, как В.Г. Алямовская,  Т.И. Алиева,  О.М. Дьяченко,  Л.А. Парамонова, М.А. Рунова и др. Благодаря их исследованиям, а так же обобщению опыта практической деятельности регионов управления дошкольного образования Министерства образования РФ, создано программно-методическое обеспечение для ДОУ, реализующих оздоровительные программы.

Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, как отмечено В.И.  Воробьевым [2]. Развитие тела и развитие психики ребенка находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, как показали исследования О.Г. Аракеляна, С.Я. Лайзане, Ю.Ю. Рауцкиса, Д.Н. Селиверстова и др.

М.Н. Вохмянинова, Л.Д. Глазырина, Н.А. Голиков и др. в своих работах большое внимание уделяли использованию физических упражнений в различных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, подвижные игры, и, как результат данной работы – правильной сформированности процесса дыхания. Указанными авторами разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста.

Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов ре­жима дня. Поэтому для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном об­разовательном учреждении должна быть направлена на удовлетво­рение природной потребности детей в двигательной активности.

Отечественный ученый К. П. Бутейко [1]   разработал метод волевой ликвидации глубокого дыхания, в основе которого специальная методика регуляция дыхания. В соответствии с этой методикой во время тренировок определенным образом уменьшается глубина дыхания, при этом уменьшаются потери углекислого газа с выдыхаемым воздухом и происходит накопление углекислого газа в крови, что тренирует нейроны головного мозга и благотворно сказывается на развитии ребенка.

А.Н. Стрель­никова [5] разработала парадоксальную гимнастику и считала,  что под благотворное воздействие парадоксальной гимнастики попадают все физиологические процессы организма, поэтому она широко применяется в практике дошкольных учреждений нашей страны.

При этом возникает противоречие: с одной стороны – важнейшая задача современного общества – полноценное здоровое поколение и, с другой стороны, все ухудшающееся положение по уровню заболеваемости дошкольников, которое приводит к необходимости изучения проблемы оздоровления детей и применения для этого различных методик, в частности, дыхательной гимнастики.

Таким образом, здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей и правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жиз­ни сохранятся и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда за­щищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему не­избежно придется сталкиваться. И одна из составляющих здорового образа жизни - сформированный навык правильного дыхания.

Педагог организует самостоятельную деятельность детей по оздоравливанию, например, дает задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать шишки то правой, то левой ногой. В это время остальные дети под руководством воспитателя и его помощника выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает трудности у дошкольников, поэтому педагог должен ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд.

Как показал анализ литературы, выполнение дыхательных упражнений осуществляется по-разному. В настоящее время существуют много форм и методов, максимально стимулирующих активность детей при выполнении дыхательной гимнастики.

Выдвинутая нами гипотеза, что воспитание навыков правильного дыхания оказывает положительное влияние на сформированность здоровья дошкольников 7 года жизни и эффективно при следующих педагогических условиях: включении элементов дыхательной гимнастики в различные формы работы с детьми: развивающие игры, учебные занятия, физкультминутки, спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; использовании рисунков и схем с изображением легких, диафрагмы и графика дыхания в учебно-воспитательном и физкультурно-оздоровительном процессе ДОУ, доказывалась нами экспериментальным исследованием, в котором участвовали 2 группы детей 7 года жизни – экспериментальная и контрольная.

Экспериментальное исследование по апробации дыхательной гимнастики, разработанной авторами на основании вышеперечисленных методик, было проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 116» города Чебоксары с детьми выпускных групп в количестве 40 человек.

Целью констатирующего этапа сталовыявление уровня сформированности здоровья детей 7 года жизни с помощью ряда методов:  антропометрии, динамометрии и спирометрии. Представленные выше диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком.

На формирующем этапе во время занятий дыхательными упражнениями мы использовали схемы с изображением легких, диафрагмы, графика дыхания. Это были методические материалы, изготовленные типографским способом и рукотворные педагогом. Все они были эстетично оформленные, яркие, привлекающие детский взор, картинки, рисунки, макеты, стимулирующие дыхательную активность дошкольников и соответствующие методическим и гигиеническим требованиям к детскому оборудованию.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в  воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Перед началом работы с детьми нам было необходимо достичь взаимопонимания с родителями и педагогами, ознакомить их с основами теории и практики дыхательной гимнастики, информацией из прессы, с памяткой для родителей.

Во время организации занятий с детьми мы максимально стимулировали активность детей,  принимали все ответы, давали возможность ответить каждому, записывали наиболее точные и интересные ответы. Обратили внимание детей на важное значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья. Объяснили понятие правильной осанки, обучили навыкам самоконтроля осанки.

Разобрали основные элементы дыхательной системы (нос – легкие, диафрагма) и их значение. Изучили фазы дыхания, «правильное и неправильное» дыхание.

Известно, что дети дошкольного возраста очень любят заниматься с необычным ярким материалом. Яркие образные с одной стороны, и простые ненавязчивые, доступные – с другой, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Эти атрибуты дают возможность выполнять самые разнообразные оздоравливающие мероприятия.

Поэтому поставленные нами задачи решались посредством атрибутов, где ребенок, сам того не осознавая, погружался в мир здоровья – дыхания. На наш взгляд это наиболее эффективные средства и методы повышения уровня здоровья у детей дошкольного возраста, так как их использование соотносится с психическими особенностями дошкольного возраста. Поэтому чтобы более заинтересовать и активизировать воспитанников, в свою работу с детьми включали нетрадиционные формы – обозначение определенных дыхательных упражнений символами-схемами, а также яркое красочно оформленное оборудование – цветные платки, бумажные бабочки, снежинки и т.д. Цель подготовительного этапа в работе с детьми состояла в следующем: вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью. Работа основывалась на просмотре мультипликационных короткометражных фильмов, где главными героями выступали необычные персонажи, например, «Лунтик и его друзья»; и использовании дидактических игр на воспитание интереса у детей к оздоравливанию своего организма, беседах, направленных на развитие здоровьесберегающих мировоззрений.

В данном блоке были использованы потешки, пословицы и загадки, приложенные в пособии Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой. Также включали в работу с детьми изобразительную деятельность: дети дорисовывали атрибуты, изготовленные специально для занятий дыхательной гимнастикой, дошкольников привлекали к трудовым поручениям – помыть трубочки и стаканчики для пускания мыльных пузырей, подклеивать трубочки для свиристелей на картон. С любопытством дети наблюдали за тем, как педагог чертил карточки-схемы для выполнения дыхательных упражнений. При внедрении второго блока работы комплексы дыхательной гимнастики включались во все виды деятельности, которыми занимались с детьми в течение всего дня. Для этого периодически делали перерывы и 2-3 минуты дети выполняли дыхательные упражнения в игровой форме. В первой половине дня комплексы дыхательной гимнастики проводились до игр-занятий, во время занятия как физкультпауза, на прогулке, во второй половине дня – во время гимнастики пробуждения и в свободной деятельности детей.

Все дети делали упражнения с удовольствием, отрицательных эмоций курс упражнений не вызывал.

С целью выявления эффективности  использования разработанной нами системы работы по формированию у детей 7 года жизни основ правильного дыхания нами был проведен контрольный эксперимент. 

Задачами данного этапа явились: 1) определить динамику здоровья дошкольников по итогам формирующего эксперимента; 2) выявить эффективность использования дыхательной гимнастики в процессе оздоровления детей 7 лет.

Для оценки ее эффективности на контрольном этапе эксперимента, как и на констатирующем, были обследованы качественные показатели здоровья детей 7 года жизни и сопоставлены полученные данные с исходными.

Среди детей экспериментальной группы после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой регистрировался высокий уровень развития антропометрических данных у 75% обследованных, средний – у 25% детей. Причем среди детей экспериментальной группы не отмечалось испытуемых с низким уровнем развития антропометрических данных, среди  детей контрольной группы с низким уровнем развития антропометрических данных выявлено по-прежнему двое.

Следовательно, уровень антропометрических показателей у испытуемых экспериментальной группы значительно улучшился, детей контрольной – остался без изменений. В частности, у Поли Т. (ЭГ) и Леры Б. (ЭГ) до занятий дыхательной гимнастикой регистрировался низкий уровень антропометрических показателей, после формирующего этапа – выявлен высокий.

Спирометрические показатели детей экспериментальной группы после проведения цикла дыхательной гимнастики значительно улучшились. Дети же контрольной группы демонстрируют показатели спирометрии на прежнем уровне.

Уровень развития жизненной емкости легких у детей экспериментальной группы после проведения цикла дыхательной гимнастики значительно повысился (80% детей показали высокий уровень развития спирометрических показателей, 20% - средний), хотя ранее у детей экспериментальной группы показатели регистрировались несколько ниже. В частности, у Даши К. (ЭГ) до занятий дыхательной гимнастикой регистрировался низкий уровень спирометрических показателей, после формирующего этапа – высокий. У Леры Б. (ЭГ) до формирующего этапа регистрировался низкий уровень развития спирометрических данных, после формирующего этапа – показатели поднялись до среднего уровня.

Также можно отметить, что данные воспитанницы проявляли устойчивый интерес к дыхательной гимнастике, выполняли упражнения с большой охотой и хорошим настроением, что, несомненно, сказалось на положительной динамике в антропометрических и спирометрических показателях.

Среди детей экспериментальной группы первая группа здоровья диагностируется у 85%, что выше, чем до проведения занятий дыхательной гимнастикой (40%) , вторая – у 15%, третья группа здоровья не регистрируется. В контрольной группе показатели здоровья остались на прежнем уровне.

В частности Таня М. и Дима К. до начала эксперимента демонстрировали 2 группу здоровья, 2 группу закаливания и подготовительную группу по ФИЗО, после окончания эксперимента у воспитанников выявлена 1 группа здоровья, 1 группа закаливания и основная группа по ФИЗО. Причем надо отметить, что вышеназванные дети очень серьезно относились ко всем занятиям, старались точно следовать объяснениям и инструкциям воспитателя.

Анализ полученных результатов показал, что количество не болевших детей в экспериментальной группе увеличилось с 32,1% до 58,1%. Количество болевших 4 раза и более уменьшилось с 10,1 до 3,4%. Показатели здоровья детей контрольной группы остались на прежнем уровне.

Следовательно, занятия дыхательной гимнастикой способствуют более качественному формированию здоровья у детей 7 года жизни.

Таким образом, после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой, разработанной нами,  с детьми экспериментальной группы уровни сформированности антропометрических, спирометрических показателей и показателей группы здоровья значительно улучшились в отличие от детей контрольной группы, аналогичные показатели которых остались на прежнем уровне.

Вышеприведенные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы и справедливости выдвинутой гипотезы.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн