Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в музей часов».
Submitted by Алла Юрьевна Федорец on Sat, 24/03/2012 - 11:59
Педагог. Здравствуйте ребята! Меня зовут Алла Юрьевна, я воспитатель. Работаю в детском саду, и моя группа называется «Солнышко» (слайд №1). Сегодня пришла поиграть с вами. Я пришла не с пустыми руками, а с солнышком - это друг нашей группы (слайд №2), оно поможет нам познакомиться. Сейчас будем передавать солнышко друг другу, и называть свое имя.
Сегодня я хочу пригласить вас в музей. Кто был в музее?
-Что такое музей? ( Ответы детей).
Делаем вывод: «Музей-это место, где хранятся различные предметы (слайд№3).
Музей находится в волшебной стране, пешком идти далеко. На каком транспорте мы можем добраться до него? (Ответы детей).
Я предлагаю на поезде. Цепляйтесь друг за друга и в путь! Повторяйте за мной: «Чу-чу, чу-чу-чу я в музей попасть хочу. Чача, ча-ча-ча поезд мчится как стрела.
Дети и педагог подходят к музею (оборудованной под музей площадке). Вход в музей закрыт , рядом стоит касса, в которой сидит ребенок.
- Как же нам пройти в музей? (Ответы детей).
Педагог обращает внимание детей на большую коробку: «Ребята, никак не могу прочитать ,что же на ней написано? (Ответы детей).
Делаем вывод: «В кассе можно приобрести билеты».
Приобретаем билеты, кассир убирает ленточку, и дети проходят в музей. ( Все экспонаты за ширмой).
Дети садятся на стульчики.
Педагог обращает внимание на письмо, в котором сообщается следующее: « Чтобы в музей попасть загадку нужно отгадать». (Ответы детей). (Приложение №1)
-Что такое часы? (Ответы детей)
Делаем вывод: «Часы - это прибор, который необходим человеку для измерения времени».
-Чем похожи часы? Чем они отличаются? (Ответы детей).
Делаем вывод: «У всех часов есть стрелки, цифры. Отличаются часы формой, размером, цветом».
Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов. Изначально пока человек не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа (слайд№4).
-Как вы думаете, помогало ли солнце человеку ориентироваться во времени? (Ответы детей).
Делаем вывод: «Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. Педагог. Шло время, и человек изобрел первые часы (слайд №5): вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными.
Педагог предлагает детям провести эксперимент. (Приложение №2)
-Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Ответы детей).
Делаем вывод: «Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время».
Педагог.Да такими часами люди пользовались недолго и изобрели песочные часы (слайд№6).
Дети подходят к столу и берут песочные часы.
-У песочных часов есть стрелки и цифры? (Ответы детей).
-Из какого материала сделаны песочные часы? (Ответы детей).
Делаем вывод: «У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька, сыплется в нижний пузырек. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени».
-Где мы можем увидеть песочные часы? (Ответы детей).
Делаем вывод: «Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Педагог. Вместе с песочными часами, человек придумал водяные часы (слайд№7).
-Как вы думаете, как работают эти часы? (Ответы детей)
Педагог предлагает изготовить водяные часы. (Приложение№3)
-Удобны ли такие часы? (Ответы детей).
Делаем вывод: « Нет, так как в них надо подливать воду».
Педагог. Шло время, и человек изобрел механические часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Внутри таких часов особый механизм, который вращает стрелки.
Дети подходят к столу и берут механические часы.
Презентация современные часы.
Д/и «Угадай часы» (приложение №4).
-Часы могут сломаться? Кто ремонтирует часы? (Ответы детей).
Делаем вывод: «Часы ремонтирует специально обученный человек, его профессия называется часовщик».
Педагог. Музей находится в волшебной стране, и здесь вы можете превратиться в кого угодно. В кого бы вы хотели превратиться? (Ответы детей)
Педагог обращает внимание на часы, которые лежат на полу.
-По этим часам можно узнать время? Почему? (Ответы детей).
Делаем вывод: «Нет. На часах нет цифр».
Педагог обращает внимание на цифры, которые сильным ветром унесло с циферблата. Предлагает починить часы.
Педагог. Сейчас вы превратитесь в часовщиков (волшебная палочка).
-Что нужно сделать для того, чтобы починить часы? (Ответы детей)
Делаем вывод: «Каждому необходимо взять по одной цифре, правильно расположить их на циферблате, и приклеить их».
Дети приступают к выполнению задания. После того как они расположили правильно цифры, педагог случайно переворачивает часы, цифры остаются на своих местах (на обратной стороне цифр находятся липучки).
Педагог. Ребята, мы с вами находимся в волшебной стране, и произошло настоящее чудо, цифры сами приклеились к циферблату. У вас получились замечательные часы.
Педагог превращает всех из часовщиков в девочек и мальчиков.
Педагог. Ребята, пора отправляться в детский сад.
- На чем вы сюда приехали? (на поезде).
Дети цепляются друг за друга и едут в детский сад.
Итоги занятия:
-Где мы сегодня были?
-Что мы там видели?
-Для чего нужны нам часы?
-Какие часы вы знаете?
-Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
Педагог вручает детям часы, которые они отремонтировали: «Берегите свое время, и помните делу время, а потехе час».
Приложение к занятию:
1.Загадка:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим.
И днем, и ночью,
Стучим, стучим (Часы).
2.Эксперимент «Солнечные часы»:
Один ребенок будет светить фонариком на макет солнечных часов, и двигаться по кругу, другой время от времени, с помощью тучки, будет закрывать свет, падающий на макет солнечных часов (остальные дети стоят вокруг стола и наблюдают за происходящим). 3.Практическая работа-изготовление водяных часов.
Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.
4.Д\и «Угадай часы».
На экране появляются изображения механических часов, дети определяют, какие это часы.