Работа над выполнением заданий Раздаточного материала №1. Каждый ряд анализирует один казус. Необходимо, работая с соответствующим казусом, ответить на вопросы.
Выслушивает мнения учащихся, затем комментирует их.
Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащихся к успешной учебной деятельности. Организация деятельности учащихся по постановке и принятию целей изучения темы урока
Информационный этап: просмотр фрагментов фильма, работа групп (30 минут, из них - 15 минут на организацию и просмотр фрагментов фильма, 15 минут - на работу групп)
Работа в группах над выполнением заданий Раздаточного материала №2. Просмотр фрагмента фильма «Мост через Вади». Каждая группа выполняет задание, опираясь на полученную роль: юристы, историки, филологи, используя, помимо фильма, дополнительный материал.
Организует просмотр фильма и постановку заданий для групповой работы. Во время группового обсуждения выполняет роль консультанта по содержанию предложенных заданий, а также по формату презентации результатов их выполнения.
Отработка умений работы с разнородными источниками социальной информации, в т.ч. неадаптированными: литературные, публицистические и исторические тексты, фрагменты документального фильма (видео-источники)
Аналитический этап: выступление групп, комментарии учителя (30 минут, то есть по 10 минут на каждую группу)
Представляют результаты своей работы, согласно заданию. План работы на данном этапе.
1) Группа представляет свою роль в обсуждении и называет тот дополнительный источник, с которым она работала, помимо фрагментов фильма.
2) Группа представляет классу выполненное задание. Представители других групп могут задать выступающей группе вопросы, а также высказать свое мнение по заданию группы.
Выслушивает выступления групп, обобщая их соответствующими слайдами Презентации.
Казусы делятся по рядам. Необходимо, работая с соответствующим казусом, ответить на вопросы. Учитель выслушивает мнения учащихся по вопросам 1 — 3, затем комментирует их.
Вопросы:
Как бы вы решили эти дела?
Какие аргументы вы бы привели в защиту своей позиции?
Какие аргументы можно привести в защиту противоположной позиции?
Казусы
Комментарии к казусам
До сих пор Президент США, вступая в должность, обязан принести присягу, положив руку на Библию. Эту традицию решил обжаловать в Верховный Суд США один из кандидатов в Президенты США, который исповедует буддизм.
По высказыванию одного из американских специалистов, конечно, эта традиция нарушает принцип отделения церкви от государства. Но, даже если бы такая жалоба была бы подана в Верховный Суд США маловероятно, чтобы судьи рассмотрели ее по существу, скорее по формальным или процедурным основаниям никакое решение не было бы принято. Удовлетворение такой жалобы означало бы подрыв христианской основы и происхождения государства
Во Франции принят закон, согласно которому учащимся государственных школ в стенах школы будет отказано в праве открыто демонстрировать свои религиозные убеждения (например, носить хиджаб – мусульманский платок, кипу – еврейскую шапочку, христианский крест, если он не закрыт одеждой, индусскую чалму и т.п.). Мусульманская община обжаловала этот закон в высший судебный орган Франции, поскольку Коран разрешает женщинам показывать посторонним только кисти рук и овал лица. К мусульманам присоединились представители религии сикхов, по правилам которой мужчина обязан все время носить чалму и не должен обнажать голову.
Во Франции такой закон действительно вступил в силу. В связи с этим законом до его вступления в силу мусульманские экстремисты захватили двух французских журналистов и потребовали , чтобы мусульманским девочкам было разрешено ходить в школу в платках и не заниматься в бассейне, поскольку Коран разрешает женщинам показывать посторонним только кисти рук и овал лица. В защиту закона и против экстремистов во Франции прошли массовые демонстрации. В результате закон вступил в силу. С сентября 2004 г. мусульманские девочки должны ходить в школу без платков и обязаны посещать занятия в бассейнах.
Городской совет одного городка в ЮАР запретил ритуальные убийства животных последователями сантерианской религии (Церковь Лукуми Бабалу Айе). Представители этой церкви подали жалобу в Верховный суд ЮАР на это постановление, указав, что этот же город разрешает подобные убийства ( в виде охоты и рыбалки) в нерелигиозных целях
На самом деле события по этому делу происходили в одном американском городке, где действовала эта церковь. В 1993 г. Верховный Суд США посчитал нарушающим свободу совести постановление городского совета, как раз мотивировав свое решение тем, что этот же город разрешает подобные убийства (в виде охоты и рыбалки) в нерелигиозных целях.
После комментариев учитель задает вопросы учащимся:
Изменилось ли их мнение, и каким образом изменилось?
Как они могут прокомментировать эту дополнительную информацию.
Затем учитель задает вопросы из Раздаточного материала №1 для общего обсуждения:
Какие права, обязанности, правовые принципы ярко проявляются в этих делах, а иногда и вступают в противоречие?
В каких из этих случаев, на ваш взгляд, право на уважение религиозного чувства какой-то группы населения (даже меньшинств), терпимое отношение к ним должно быть признано более важным, чем другие конкурирующие права и принципы? В каких случаях наоборот, другие права и принципы перевешивают? Почему?
Информационный этап.
Каждый из рядов (групп учащихся) учащхся получает свою роль:
Группа 1: Юристы
Группа 2: Историки
Группа 3: Филологи
Используется Раздаточный материал №2.
Задания каждой группы отличны от других в соответствии с определенной ролью в обсуждении.
Учитель ставит задание: работая с Раздаточным материалом №2, а также с фрагментом фильма "Мост через Вади", выполнить предложенные задания.
Аналитический этап.
Каждая группа представляет результаты своей работы на основе предложенных заданий. Учитель комментирует выступление каждой группы, сопровождая свои комментарии соответствующими слайдами презентации.
В качестве примера рассмотрены комментарии учителя после выступления одной из групп.
Группа 3. Филологи
Слайд презентации
Комментарий учителя
В данном случае мы говорим об этнических стереотипах как представлениях о качествах членов данной группы, об их ценностях, типичном поведении, занятиях, а также "теориях", объясняющих, почему представители группы имеют те или иные качества, как эти качества связаны друг с другом, почему представители группы ведут себя тем или иным образом.
Не ставя задачи раскрыть все предпосылки возникновения стереотипов и предрассудков, можно назвать основные из них.
социальный и экономический успех представителей других наций (этносов)
предрассудки, существующие в определенных социальных слоях общества, как правило, на бытовом уровне
Исторические предпосылки межнациональной нетерпимости:
историческая память о событиях в прошлом, связанных с межнациональными конфликтами, войнами, национальным гнетом.
Рефлексивный этап.
Работа с ЦОР.
Первоначальный вид ЦОРа.
Каждый учащийся по очереди подходит к доске и, выбирая любую одну установку, соотносит ее с толерантным или интолерантным классом. При наличии времени можно попросить, чтобы учащиеся самостоятельно приводили пример установки противоположного класса из числа отсутствующих на доске.
Внимание! Количество слов на ЦОРе соответствует с количеством учащихся в классе. При необходимости перечень понятий можно дополнить или сократить.
Окончательный вид ЦОРа.
В случае отсуствия интерактивной доски, можно заменить данное задание индивидуальной работой с Раздаточным материалом №3.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается принять участие в онлайн-опросах:
1) Анкета по проблемам межнациональных отношений.
2) Методика "Житейские диалоги".
Результаты анкетирования могут стать основой для обсуждения на следующем уроке, посвященного межнациональному сотрудничеству и национальной политике в России и регионе.
Интерпретация полученных результатов по Методике "Житейские диалоги" производится следующим образом: первый вариант ответа в каждом вопросе свидетельствует об открытой интолерантности; второй - о скрытой интолерантности, третий - о толерантности. После подсчета можно увидеть преобладание той или иной характеристики у человека или группы участников. Для качественного анализа учитываются виды толерантности - интолерантности:
межпоколенческой - диалоги 2 (В семье) и 7 (В метро)
межличностной - диалоги 6 (В Эрмитаже) и 8 (На сеансе у психолога)
межэтнической - диалоги 4 (При поступлении на работу) и 9 (В ЖЭУ)
межкультурной - диалоги 3 (В студенческой столовой) и 10 (За границей)
межконфессиональной - диалог 5 (На даче)
социально-экономической - диалог 1 (В школе)
Кроме того, в рамках домашнего задания, в качестве подготовки к следующему уроку, можно предложить учащимся познакомиться со следующими публикациями:
Русские смелые, евреи умные, а татары добрые? // Комсомольская правда. 2007. – 6 апреля.
Русских считают щедрыми пьяницами. А мы – просто терпеливые лодыри // Комсомольская правда. 2005. – 1 сентября.