Автор:
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы:
Зав. лабораторией ТСО и медиаобразования ИСМО РАО Кандидат педагогических наук
Методика формирования критического мышления учащихся на материале телевидения
За последние годы двадцатого века изменились условия жизнедеятельности человека. Взаимоотношения людей между собой, в обществе, их отношение к природе совершили огромный скачок по сравнению с прежними эпохами. Положение человека в ноосфере изменилось; и отнюдь не последнюю роль играет в этом стремительное изменение информационной среды (понимаемой как комплекс формирования, осуществления и взаимодействия информационных потоков, реализуемый через систему массовой и индивидуальной коммуникации). В частности, влияние информационной среды стало одним из факторов, определяющих изменения в образовании. И одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды сегодня является телевидение.
В семидесятые годы, когда ситуация “информационного взрыва”, которая характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями информационной среды, казалась немыслимой в стране, где все информационные потоки были строго регламентированы, а средства коммуникации находились под централизованным контролем, основная целевая функция образования заключалась в “распространении знаний, произведенных наукой, в социализации и профессионализации подрастающего поколения” . В этих условиях говорить об использовании телевидения в образовании можно было только в очень ограниченных рамках. Непосредственному использованию подлежали только специальные учебные и научно-популярные фильмы. В воспитательных целях использовали также избранные произведения документального и художественного кинематографа, а также отдельные телепередачи. Сложившаяся система отношения к телевизионной информации вполне вписывалась в рамки существующей образовательной парадигмы. Стабильная, устойчивая система жизненных ценностей могла быть ретранслирована через многообразие видов массовой коммуникации как устойчивое обращение к одним и тем же событиям мировой истории, позициям, взглядам. Однако именно телевидение давало актуальный отклик, современный взгляд на ставшую неким культурным каноном проблему. Связь с жизнью - именно этот принцип, который одинаково важен и в дидактике, и в становлении активной жизненной позиции личности, реализовывало телевидение. Каждая попытка "расшатать" каноническое отношение к реальности в том или ином ее проявлении получала общественный резонанс.
Вся система телевидения призвана была обеспечивать идею всеобщей стабильности. Достаточно вспомнить, что случайная задержка на минуту информационной программы Первого канала "Время" вызвала волну инфарктов и инсультов у людей пожилого возраста и приступ паники у молодежи советских времен - что-то случилось, а от нас это скрывают! Однако даже в системе идеологии, где наличие скрытой информации было скорее правилом, чем исключением, подобное предположение служило примером возможности провоцировать массовые психозы через использование массовой коммуникации.
В восьмидесятые годы представление о целевых функциях образования практически не изменилось. При этом формировались условия, которые определили ход последующих перемен в обучении. Выделим особо тенденцию поиска интегративных вариантов образовательных курсов, уход от предельной дифференциации предметов и обеднения содержания образования за счет узкой специализации. Однако стабильность и консервативность сложившейся в СССР коммуникативной системы определяли медленные темпы трансформации форм и содержания образования. Для конца восьмидесятых, времен “эпохи перестройки”, когда произошел настоящий “информационный взрыв”, характерен бурный рост разнообразия форм образования, появление большого количества специализированных школ, лицеев, гимназий, массовая разработка вариативных программ и интегрированных учебных курсов.
Связь перемен в общественном сознании и изменений в системе телевидения проявилась прежде всего в изменении структуры телевещания. В настоящее время для жителей Москвы насчитывается 18 общедоступных каналов, в Подмосковье и областных центрах России - от 8 до 18 общедоступных каналов, по различным системам спутникового и кабельного телевидения - от 40 до 90 российских и зарубежных каналов телевещания. Если сравнить с четырьмя программами советского телевидения - немногим более чем за 20 лет произошел настоящий информационный переворот. Эволюция выразительных средств экрана и смыслового наполнения передач определила формирование телевизионной аудитории и ее деление на специфические группы. Человек получил выбор; к сожалению, иллюзорность этого выбора скрыта "свободой" передвижения по доступным каналам. В целом же ситуация напоминает старый анекдот - "я бы посмотрел интересную передачу, да ее никто не показывает". В самом деле, выбирать приходится из того, что есть, поэтому телеканалы в борьбе за свою аудиторию не только используют, но в какой-то мере и формируют тип "своего зрителя", тип восприятия - об этом говорят даже фразы-слоганы, которыми комментировали заставку первого канала ("Первое развлекательное телевидение", "Кто не с нами - тот отдыхает!"). Этот разброс выбора и порождает стремление дать "свою телевизионную интерпретацию" каждого явления нашей жизни. А поскольку недостаточная образованность и даже своеобразная неряшливость слова стала подлинным бичом современного телевидения, за одни сутки телевещания можно "выловить" из эфира столько ошибок и неточной информации, что хватило бы на месяц разбираться, где именно допущены неточности.
Практически любая информация может иметь образовательное значение. Занимательность и зрелищность телевизионных передач усиливает их учебный аспект. Передача по экологии подмосковных свалок, например, может стать поводом для того, чтобы запомнить несколько названий химических веществ и соединений, которые на уроке не вызвали активного внимания школьника. Услышав в подобном контексте, что прессуемый мусор в числе прочих вредных веществ выделяет газ этилен, подросток рискует совершить ошибку, используя впоследствии данную информацию на уроке или экзамене, поскольку по своим свойствам этилен не относится к ядовитым и опасным веществам, в чей ряд он попал, вероятно, просто по оговорке. «Просто не совсем точная информация» в учебном контексте выступает совершенно в другой роли - она дезориентирует подростка, способствует формированию ущербной или искаженной картины мира. Нередки случаи, когда сугубо профессиональные приемы, которые направлены на то, чтобы придать теме более острое звучание, способствуют формированию глубокой убежденности зрителя в том, что правильна эта и только эта точка зрения. Все остальное суть передергивание информации с целью скрыть правду. И получается, что свалки - основная причина ухудшения ситуации с водоснабжением Москвы, что строительство на месте бывших лесов и парков вредно, потому что в домах будут невероятно размножаться земляные муравьи и тараканы. Когда в рекламном телевизионном ролике говорят о микроорганизмах и показывают изображение клещей, биолог вправе принять это как грубую смысловую ошибку. Между тем изготовителей рекламы просто не очень интересовала точность соответствия текста и изображения. Клещ выглядит более зрелищно, производит нужное впечатление; однако, используя именно это изображение, авторы рекламы дают материал для медиаобразовательных упражнений типа "найди ошибку". Однако мало просто найти смысловые ошибки и неточности в рекламе или телевизионных передачах; необходим также анализ причины появления этих ошибок - иначе процесс исправления и уточнения информации рискует стать бесконечным.
При использовании материалов современного телевидения в учебном процессе помимо умений собирать и проверять информацию необходимо развитие критического мышления - умения анализировать, выделять типическое в данных ошибках и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытым смыслом (смыслами) информационного сообщения. Это определяет роль деятельностного подхода в процессе развития критического мышления учащихся.
Развитие умений работать с информацией не должна носить эпизодический характер, хотя и может иметь разные формы по отношению к различным областям знания; следует добавить, что она наиболее важна в начальной и средней школе, когда закладывается система восприятия, обработки, соотношения информации. Для старшего школьного возраста более существенно именно развитие критического мышления - мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации.
Это и приводит нас к необходимости обратить особое внимание на сферу детской журналистики. Здесь подросток получает шанс не только копировать ту систему средств массовой информации, которую он видит, но создать нечто свое, сформировать свой взгляд на мир. И детская журналистика в области телевидения становится одной из важнейших точек интеграции комплекса ценностных ориентаций, информационных умений, знаний об окружающем мире и выбора будущей профессии. При этом данный учебный курс может быть как элективным (предпрофильным), так и просто развивающим курсом дополнительного образования. Определяющим в формировании критического мышления является сочетание деятельностного и диалогического (коммуникативного) подходов в учебном процессе.
Часто подросток не сопоставляет то, что он видит по телевизору, слышит по радио, читает в газетах и журналах, с тем, что он видит и слышит на уроках. Чтобы "подтолкнуть" его в этом направлении, необходимо вводить в школу систему использования в качестве примеров различных медиатекстов (текстов из средств массовой информации); кроме этого, необходимы специальные занятия или виды деятельности, которые помогали бы формированию системы восприятия и анализа информации - такие, как изучение языка и выразительных средств СМИ (спецкурсы по основам экранной культуры, детской журналистике, в том числе и телевизионной), как проектная деятельность - выполнение творческого проекта ставит подростков перед необходимостью освоения различных видов информационных умений - от отбора, накопления, переработки информации и изложения ее в другой форме до умений чисто технологических (видеомонтаж или компьютерная верстка).
Таким образом, современное телевидение выступает для подростка не только как источник информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для формирования системы взглядов на мир.
Поскольку телевидение относится к экранным искусствам, его воздействие на подростковую аудиторию связано с эстетическим восприятием экрана. Если же говорить о воспитании, о восприятии и освоении художественной информации, то здесь ситуация осложняется тем, что телевидение, как и другие искусства экрана (кинематограф, видео) изначально реализуются через каналы массовой коммуникации. Каждый уровень информации существует сам по себе, их пересечения и взаимовлияния случайны и непреднамеренны; у подростка может просто не возникать потребности складывать из этой мозаики единую, целостную картину мира. А между тем на примере экранных искусств мы можем наиболее ярко проследить, как происходит ”перевод” в художественно-образную форму всего многообразия форм бытия человеческой культуры. Становится своеобразной нормой знакомство с фольклором, музыкой, живописью, архитектурой через посредничество экрана; документальные теле-(видео) фильмы о музейных коллекциях воспринимаются как источник информации об искусстве, “виртуальные путешествия”, реализуемые через компьютерные технологии и Интернет, предоставляют вроде бы невиданные ранее возможности - перемещаться куда угодно, путешествовать по “виртуальным музеям” в регулируемом режиме просмотра, - но...
Обратим внимание на то, что восприятие информации через экран формировалось через кинематограф и телевидение, то есть в нашем восприятии любая экранная информация немыслима вне эстетических, художественно-образных аспектов. Тесно взаимосвязано с эстетическим восприятием и формирование общей информационной культуры подростка. Восприятие телевизионного образа наиболее связано с восприятием информации в привычном нам понимании этого слова (информации как каких-либо сведений и их качеств, которые могут быть представлены как в вербальной, так и невербальной форме). Пожалуй, можно воспользоваться и более общим определением: "информация - это то, что в той или иной форме можно воспроизвести". С различных сторон мы приходим к одной и той же идее - идее необходимости планомерной и целенаправленной работы по формированию информационной культуры подростка. И поскольку по данным опросов в московских школах 1996-1999 гг. телевидение стоит на первом месте в предпочтениях подростков 11-16 лет, именно работа с телевидением может дать возможность интеграции научного знания, в логике которого формируется процесс познания каждого учебного предмета, и собственного опыта общения с миром информации.
Наиболее популярными у подростков 13-14 лет, по результатам опросов, являются следующие жанры: телеигры; новости - музыка, кино, спорт; видеоклипы; телепередачи типа “познание с развлечением”; ток-шоу; особое место занимают телесериалы - в частности, каждый школьник из опрошенных в 1996 году смотрел не менее 4-5 сериалов в неделю (из них два-три ежедневных), а к 1998 году это число возросло до 7 (из них в среднем три ежедневных). В 1999 году количество просматриваемых сериалов уменьшилось (1-2 ежедневных, 4 еженедельных: возможно, это связано с насыщением телерынка сериалами и большим количеством повторов одних и тех же сериалов по разным каналам). Склонность к просмотру большого числа сериалов обычно характерна для той части подростков, восприятие которых не выходит за рамки “просто потребителя” видео- и телепродукции, без элементов активного сотворчества; для них характерны и определенные трудности в художественно-творческой деятельности - работа у них чаще всего замирает на стадии замысла, навык доводить начатое дело до конца практически отсутствует.
Следует отметить также повышение избирательности восприятия подростков по отношению к общей массе кино-, теле- и видеопродукции (что позволяет и отметить: на расширение разнообразия тем подросток реагирует сужением реальной “зоны интересов”).
Наблюдается также и бурный рост интереса к практическому освоению технологии телевидения как одного из экранных искусств - видеосъемка, монтаж, озвучание и т. п., к работе в сфере телевизионной журналистики.
Наблюдается и диспропорция образовательных и воспитательных возможностей телевидения и низкого уровня развития (в том числе и художественного) подавляющего большинства подростков, их возможностей воспринимать, понимать, интерпретировать аудиовизуальную - в том числе и экранную - информацию.
Один из вариантов разрешения этой проблемы - реализация спецкурса, который давал бы возможность научиться рассматривать телевидение двояко:
А) как источник информации;
Б) как особый способ мышления (мышления при помощи экранных образов, или интеллектуальной игры на основе всех присущих художественному образу качеств: эмоциональной окраски информации, способа ее изложения, а также таких факторов, как создание иной - экранной - реальности с помощью электронного монтажа, влияние личности диктора или комментатора на суть излагаемой информации и степень доверия к ней зрителей и т. п.)
Таким образом, проблема реализации в современной общеобразовательной школе специальных курсов, использующих изучение детской (в том числе и телевизионной) журналистики, становится все более острой.
Синтетический характер экранного образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции различных типов информации на учебных занятиях. Здесь мы имеем непосредственный выход на и реализацию основной цели медиаобразования - информационной подготовки школьников к жизни в современном обществе (по концепции д. пед. н. Л.С. Зазнобиной).
Изучение телевидения в школе может идти по следующим направлениям:
- иллюстративное использование телевизионных фрагментов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета;
- формирование критического мышления на основе изучения специфики телевизионного образа как особого способа представления информации;
- формирование собственной позиции по отношению к телевизионной информации через реализацию собственного творческого потенциала личности – изучение основ видеосъемки и монтажа.
Реализация второго направления в среднем и старшем школьном возрасте оптимальна при использовании деятельностных подходов, реализованных в игровых и моделирующих процессы исследования методиках на базе педагогики диалога и сотрудничества (для данного направления существует специальный термин - медиапедагогика). Для эффективности как эмоционального, так и интеллектуального развития личности, формирования индивидуальной системы взаимодействия с информацией необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным для данного учебного курса представляется сочетание таких типов деятельности, как восприятие, анализ и интерпретация результатов восприятия, освоение необходимого минимума специальных знаний (в том числе и по технологии видеосъемки и видеомонтажа) и художественно-творческая деятельность.
Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так, в ответ на реальные требования школы и практический интерес подростков, возникли методики практического освоения новых технологий - видеосъемки, видеомонтажа, изучения и использования мультимедийных компьютерных технологий в комплексных творческих проектах.
Турченко В. Н. “Научно-техническая революция и проблемы образования”— Вопросы философии, 1973, № 2, с.18.
|