Автор:
Власенко Виктория Аркадьевна, Якушина Екатерина Викторовна
Место работы:
Власенко Виктория Аркадьевна зав. кафедрой информатизации образования, Владимирский ИПКРО, Якушина Екатерина Викторовна К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://mediaeducation.ru
Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы
Сегодня в условиях информатизации образования появляются новые современные инновационные технологии, открывающие новые возможности для организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Актуальность использования информационных технологий и возможностей сетей подтверждается стратегическими направлениями развития образования в России. Одна из основных задач, сформулированных в принятой Советом безопасности РФ Стратегии развития информационного общества, заключается в повышении качества образования на основе развития и использования информационных и коммуникационных технологий. Для обеспечения качественных, устойчивых изменений в образовании необходимо системное обновление трех взаимосвязанных элементов: образовательная среда (условия получения образования) – педагогические кадры - образовательные технологии (методы, инструменты).
Новые образовательные технологии включают:
- новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК (учебно-методические комплекты);
- новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров (штатное расписание);
- формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др.;
- новые формы обучения на основе технического оснащения школ (компьютеризация и интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений;
- развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
- новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие альтернативные подходы в организации учебного процесса, особенно на основе активного формирования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства.
Второй обязательный элемент, от которого зависит успешное протекание процесса модернизации формирование в школах информационно-образовательной среды (ИОС).
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.
Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство». С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (библиотека, школа) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду, к примеру с появлением Интернета библиотеки дополнились медиатеками и т.д.
Учитывая тенденции развития общества, перед образованием сегодня стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач образование должно искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Постепенно происходит сдвиг от централизованной модели к горизонтальным сетевым взаимодействиям. В рамках данного подхода всякое обучение мыслится как совместная деятельность, которая обязательно требует заинтересованного участия других людей, действующих в данной области знаний или сходных областях. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Для освоения современной информационной культуры ученики нуждаются не столько в инструкциях, которые приходят из центра, сколько в доступе к миру коммуникаций. Ученикам нужно дать возможность самостоятельно создавать цифровые объекты, обмениваться такими объектами и обсуждать эту деятельности с другими учениками и наставниками.
С приходом в школу ИКТ образовательная среда школы уже начала меняться, на настоящий момент критическая масса школ обеспечена и техникой, и возможностями коммуникаций, и электронными образовательными ресурсами. Целью создания образовательной информационной среды школы является как раз содействие возникновению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды, а также формированию активности субъектов, побуждению образовательных и социальных инициатив для развития компетентности как общественно и личностно значимой ценности. Создание и развитие такой информационной среды, является основной целью государственной политики в области информатизации образования на ближайшие годы. В числе приоритетных направлений государственной политики, отвечающих тенденциям развития образования, выделены такие направления, как:
- внедрение современных информационных образовательных технологий и программных средств, поддерживающих преимущества Интернета в образовательном процессе школы;
- создание и развитие социальных педагогических сетей и социальных сообществ с целью обеспечения взаимодействия социальных групп общества в интересах образования.
Под информационно-образовательной средой понимается системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Применительно к информатизации образовательного учреждения, в современных научных исследованиях даются определения понятиям “информационная среда”, а также “информационно-коммуникационная предметная среда”.
Информационно-коммуникационная предметная среда — это
- взаимосвязь условий,
- способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ;
- способствующих формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;
- обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ;
- информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью;
- интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).
Информационно-коммуникационная предметная среда включает:
- совокупность программно-аппаратных средств и систем,
- компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи,
- организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области (определенных предметных областях).
Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:
- осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов,влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.
ИОС школы существует во взаимосвязи с ее основными компонентами – средствами ИКТ и информационными системами, ресурсным и методическим обеспечением, инновационными педагогическими технологиями. Рассмотрение информационно-образовательной среды как целостности позволяет говорить об особом характере связи ее составляющих: изменение в содержании какой-либо выделенной составляющей ведет к изменению в содержании других, их связей между собой и среды в целом. Более того, устойчивость связей внутри ИОС и ее взаимодействие с информационно-образовательным процессом обеспечивается понятийным аппаратом, посредством которого связи приобретают системный, характер, что позволяет представить ИОС как школьную метасреду.
Схема 1. Компоненты ИОС
Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения включает средства и технологии сбора, накопления, хранения, обработки, передачи учебной информации; средства представления и извлечения знаний; компоненты системы средств обучения, обеспечивая при этом их взаимосвязь и функционирование организационных структур педагогического воздействия.
Говоря о взаимосвязи основных компонентов информационной среды, необходимо остановиться на таком немаловажном аспекте функционирования среды, как использование школами различных информационных систем.
Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. Так же в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Информационная система - это комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку и управление динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
В настоящее время в образовательный процесс учебных заведений активно внедряются новые средства, формы и методы обучения, связанные с информационными технологиями. Школы оборудуются компьютерной техникой и периферийными устройствами – оснащаются информационными системами различных типов. Компьютеры необходимы для воспроизведения обучающих систем, использования учебных видео и аудиозаписей, электронных учебников и словарей, для участия в сетевых сообществах по различным темам и направлениям, для внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, проведения тестирования и решения прочих образовательных задач. Идёт массовое подключение к Интернету и наполнение фондов библиотек и медиацентров цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) разных компаний-производителей.
Оснащение образовательных учреждений локальными сетями позволяет объединить в единую структуру отдельные рабочие места педагогов и учащихся и осуществить сетевое взаимодействие между ними в условиях новой информационной среды, а также применять новые средства и технологии обучения.
Информационно-контентные системы или ИКС, автоматизированные системы управления школой или АСУ, системы тестирования системы компьютерной поддержки цифрового оборудования представляя.ют собой по сути аппаратный компонент информационно-образовательной среды. Без этого компонента деятельность информационно-образовательной среды будет крайне затруднена.
Программа информатизации школы как документ, регламентирующий взаимосвязь компонентов ИОС
Создание единого информационно-образовательного пространства школы регламентируется, прежде всего, программой информатизации, в которой предусматриваются основные направления деятельности, а также подчеркивается взаимосвязь всех компонентов системы. Это ресурсное обеспечение информатизации школ, кадровое обеспечение информатизации образовательного процесса и методическое обеспечение информатизации образовательного процесса. В программе информатизации также отражаются перспективные направления развития школы. Результаты информатизации школы должны иметь подтверждаемое образовательное и воспитательное значение. Информационная среда должна помочь в реализации профильных, познавательных интересов учащихся, формировании медиаобразовательной грамотности информационной культуры. Таким образом, программа информатизации является по сути регламентным компонентом ИОС школы.
Здесь отражается основная тенденция процесса информатизации – быстрое технологическое развитие и обновление компьютерной базы и программного обеспечения, а также совершенствование материально-технической базы (МТБ).
Наличие необходимых ресурсов обеспечивают процесс информационного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с родителями, учителями и учащимися других школ и пр.).
Ресурсное обеспечение включает в себя оснащение учебного процесса школы новыми ИКТ-ресурсами – цифровым оборудованием и электронно-образовательными ресурсами, программным и методическим обеспечением.
Кадровое обеспечение информатизации образования
Как мы уже упоминали выше наличие соответствующего современным требованиям кадрового ресурса является одним из трех обязательных элементов, необходимых для реализации качественных устойчивых изменений в образовании (среда – кадры – технологии). Развитие кадрового потенциала учителей и управленцев, а также расширение технологических возможностей современного компьютерного и дополнительного цифрового оборудования позволило осуществить переход от компьютеризации школ к формированию единого информационного образовательного пространства школы. Выявились серьезные дефициты его оснащения – отсутствие модернизации рабочего места учителя-предметника и управленцев, отсутствие сетевой связности школ, отсутствие системных решений по обеспечению свободного доступа всех школ к образовательным ресурсам нового поколения. Эти дефициты устранимы, однако, их устранение требует обязательного обучения педагогов новой профессиональной компетенции – целевого и системного использования ИКТ в своей профессиональной деятельности и формирование единой коллекции ЭОР в стране.
В современной школе возникает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами (АРМ) учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора. АРМ включает в себя не только собственно компьютерное рабочее место, но и дополнительное цифровое оборудование, а также специальное программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия в сообществе, позволяющие педагогу наиболее полно реализовать профессиональные потребности в образовательном процессе.
В новых ФГОС предъявлены требования к условиям реализации основной образовательной программы. В качестве основных, рассматриваются материально-технические, информационно-технологические и кадровые ресурсы, прописаны новые компетентности педагогических работников, предусматривающие информационную компетентность (готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОРов, ведение школьной документации на электронных носителях), и коммуникативную (умение организовывать совместную деятельность для достижения социально-значимых целей).
Поэтому перед педагогическими коллективами в настоящее время ставятся задачи владения:
- типовыми схемами деятельности по решению профессиональных педагогических задач с помощью компонентов информационной образовательной среды (осуществление мониторинга учебных результатов, участие в электронном документообороте, информационное взаимодействие с административными подразделениями, коллегами, учениками, родителями и т.д.);
- базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами.
- основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).
Члены педагогического коллектива должны уметь:
- Осуществлять рефлексию уровня интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду и анализ возможностей ИОС своего образовательного учреждения. Осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности;
- Разрабатывать компоненты ЭОР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ.
Знать:
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН).
- Возможные компоненты информационной образовательной среды образовательного учреждения и их взаимосвязь.
- Основные современные инструменты управления информационной образовательной средой.
- Классы современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение), виды платформ.
В связи со всем вышесказанным, огромную роль играет повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе. Владение и умелое использование средств ИКТ, знание основ включения в процесс урока электронно-образовательных ресурсов и информационных систем, позволит обеспечить взаимосвязь всех компонентов информационно-образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения школьников. Следует помнить, что все средства являются лишь инструментом в умелых руках педагога, как бы хороши и качественны не были информационные ресурсы, программное и аппаратное обеспечение, без владения современными образовательными технологиями не обойтись. Это еще раз подтверждает тезис о взаимосвязи всех элементов системы.
Методическое обеспечение информатизации образования
Деятельность цифровых зон, как компонентов информационной среды школы, предполагает эффективное и систематическое использование новых средств ИКТ и информационных систем (ИС) для всех участников образовательного процесса. В связи с этим, цифровые зоны развития школы, которые требуют методического обеспечения, следующие:
- развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
- цифровая поддержка школьной библиотеки и электронных образовательных ресурсов;
- медиаподдержка воспитательной работы в школе;
- информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе - организация досуга и внеурочной деятельности школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах);
- организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе);
- дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся;
- автоматизация управленческой деятельности.
Следует отметить, что в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития информационной образовательной среды. Растёт потребность населения в продукции и услугах в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий. В рамках ПНПО все образовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, использование возможностей которой позволит, в конечном итоге, эффективно выстраивать образовательный процесс на принципах взаимной открытости через построение открытого информационного пространства образовательного учреждения и интеграцию его в единое виртуальное пространство города, района и т. д.
В рамках данного подхода становится возможным выстраивание образовательного процесса на основеследующих принципов:
- Ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире;
- Диалог и толерантность как ценности демократического сознания;
- Образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха;
- Ценностное равенство источников образования (уважение к личному опыту ученика как источнику образования);
- Проблемный и информационно-исследовательский подход в образовании как средство и цель;
- Образование как средство созидания и образование за счет созидательной активности;
- Ценность совместной деятельности и общения;
- Общественно-государственный характер формирования образовательной политики.
|