Гласные звуки и согласные [н-н'], [м-м'] и их буквы.
Submitted by Наталья Сергеевна Гадельшина on чт, 22/03/2012 - 16:34
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Цель :закрепить навыки различения и четкого произношения гласных звуков[А,У,О,Ы,И,Э] и согласных[М-М',Н-Н'] в слогах и словах ;развивать фонематический слух; формировать умение дифференцировать звуки по твердости-мягкости; закрепить умение выделять 1-й и последний звуки в словах; учить называть соседей звука; развивать восприятие ,внимание.
Ход занятия
Ребята, сегодня у меня грустное настроение. Я прошу вас поиграть со мной и может быть мое настроение изменится. Согласны? (дети садятся)
Скажите, что мы слышим ушами? (Разные звуки).
Давайте все вместе произнесем правило: «Что такое звуки?» (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).
Какие бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
Почему мы звуки речи называем гласными? (Эти звуки можно пропеть и воздух не встречает преграду).
Посмотрите на экран и послушайте какой гласный звук поет девочка (слайд 1).
Ребята, что-то случилось. Мы не слышим звук, который произносит девочка. Вы догадались, что она произносит? (девочка поет звук А, потому что рот широкий).
Посмотрите на экран, какой еще гласный звук поет девочка (слайд 2).
Вы догадались, что она произносит? (девочка поет звук И, губы в улыбке) .
Посмотрите на экран, какой еще гласный звук поет девочка (слайд 3).
Вы догадались, что она произносит? (девочка поет звук У, губы трубочкой).
Я загадала звук, он гласный и губы бубликом (Звук О).
Какой звук обозначаем красным квадратом (Звук Э).
Какой звук обозначаем красным полукругом (Звук Ы).
Придумайте слова со звуком А в конце слова, со звуком И в середине слова, со звуком У в конце слова.
Какие согласные звуки знаете? (М, М’, Н, Н’). Почему мы их называем согласными? (Они не тянутся и воздух встречает преграду).
Звук М какой? (Согласный, звонкий, твердый) (слайд 4).
А сейчас кто-нибудь из вас выставит характеристику звука М на панно (ребенок выставляет карточки).
Как звучит младший братец звука М (М’).
Звук М’ какой? (Согласный, звонкий, мягкий).
А сейчас кто-нибудь из вас выставит характеристику звука М’ на панно (ребенок выставляет карточки).
Чем похожи звуки М и М’ (они согласные и звонкие).
Чем отличаются звуки М и М’( Звук М - твердый, а звук М’ - мягкий).
Давайте прочитаем цепочки (Дети читают слоговые цепочки со звуком М и М’).
Ребята, посмотрите на экран (слайд 5).
Вы узнали звук? Посчитайте сколько раз мы его произнесем? На каждый раз мы прохлопаем, а на ударный еще и топнем.
Предлагаю сыграть в игру «Наоборот» с мячом (МА-МЯ, ОН-ОНЬ, НЫ-НИ и т.д.)
Ребята, отгадайте предмет? (слайд 6).
Назовите соседей звука М (слайд 7) (В слове ДОМ сосед звука М - это звук О).
Ребята, что это? (слайд 8) (Это мяч).
Назовите соседа звука М’ (В слове МЯЧ сосед звука М’ – это звук А).
Как назвать эти предметы одним словом? (Слайд 8 щелчок 1) (Мебель).
Назовите соседа звука М’? (В слове МЕБЕЛЬ сосед звука М’ – это звук Э).
Что это? (Слайд 8 щелчок 2)(Это Мишка).
Назовите соседа звука М’? (В слове МИШКА сосед звука М’ – это звук И).
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть – тихо сесть.
Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний» (Слайд 9).
Что лишнее? Почему? (Лишняя матрешка, т.к. во всех словах первый звук А, а слове Матрешка звук М).
Что лишнее? Почему? (Слайд 9 щелчок 1) (Лишний носок, т.к. во всех словах первый звук М, а в слове Носок звук Н).
Что лишнее? Почему? (Слайд 9 щелчок 2) (Лишняя неваляшка, т.к. во всех словах первый звук Н, а в слове Неваляшка звук Н’).
А что такое буква? (Буква-это то, что мы видим и пишем).
Сыграем в игру «Волшебный мешочек». Узнайте букву на ощупь (Дети угадывают буквы).
Игра «Живые буквы».Сейчас я включу музыку и вы с буквами начнете двигаться по группе. Как только музыка прекратится вы найдете себе пару (Дети прочитывают составленный слог).
Итог занятия. Посмотрите, какое сейчас у нас настроение? Как вы думаете, кто изменил мне настроение? А у вас какое настроение? (Дети оценивают свою деятельность символами).