Submitted by Елена Ивановна Жильцова on Sat, 17/03/2012 - 13:05
Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии с использованием ИКТ
Тема:Различение заглавных букв З - Е на письме.
Учитель-логопед Жильцова Е.И.
МОУ «Основная общеобразовательная школа №17»
г. Старый Оскол
Цель: Различать письменные заглавные буквы З-Е.
Задачи:
Ø познакомить детей с буквами занятия;
Ø закрепить знания детей о написании букв Е - 3;
Ø научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения;
Ø закрепить знания детей о правописании имён собственных;
Ø развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие;
Ø упражнять детей в дифференциации понятия «правый» - «левый»;
Ø закрепить у детей навыки ориентировки в схеме тела.
Оборудование: предметные картинки;
синие и красные шнурки для выкладывания букв,
проектор (для демонстрации слайдов-заданий);
заглавные рукописные буквы 3-Е (запись на доске);
раздаточные карточки с изображением букв
презентация с заданиями;
рабочие листы с заданиями.
Ход занятия
Этапы урока
Содержание учебной деятельности
(Деятельность учителя и деятельность учеников)
№ слайдов
1. Орг. момент
Создание эмоционально-положительного фона урока.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2. Сообщение темы и цели урока
А). Предлагаю открыть лист, прочитать предложение и найти ошибки.
Б) Спросить, встречаются ли у них такие ошибки? Предлагаю поупражняться в различении букв Е – З.
Сегодня у нас урок по теме: “Различаем заглавные буквы Е-З”. Мы ещё раз вспомним и закрепим, как и когда пишутся заглавные буквы Е - З.
Написано на доске
Задание №1 на листах
(слайд 2)тема урока
3. Развитие слухо-моторных коорди-наций.
А) Слушание стихотворения про З.
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз…произнесём
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
-Какие слова на звук З вы запомнили? (дети перечисляют) после этого
(слайд 3)
На эту букву посмотри..
4.Развитие зритель-ного восприятия,
оптических и прост-ранственных пред-ставлений, навыков конструирования.
5.Дифференциация букв занятия изолированно.
А). Сравнение букв Е - З, сходных по начертанию.Выбор символов для обозначения.( Плакаты на доске З Е. Сравниваем)
Буквы имеют сходство и различия в начертании.
Сходство:состоят из одинаковых элементов.
Различия:буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква 3 - влево. Обозначает согласную.
Для обозначения букв занятия выбираем стрелки двух цветов: черная, направлена вправо - буква Е, красная, направлена влево - 3.
Рисуем буквы в воздухе одновременно со слайдом
Задания:
Выложить буквы из шнурка З, Е
(возмите определённого цвета шнурок и выложите букву Е. Почему взяли красный шнурок?).
(Д) Развитие оптических и пространственных представлений.
Логопед :Посмотрите на рисунки и назовите направления нарисованных стрелок.
Задание: Посмотрите на стрелочки..
Напишите под каждой стрелкой соответствующую букву. Следите за направлением и напишите буквы сами так.Дети пишут в тетради,
затем проверяют по образцу.
(слайд 4)Буква З
(слайд 5)Буква Е
(слайд 6)
стрелки
слайд 6)
Буквы
6.Зарядка для глаз.
А) Задание: посмотреть направо, налево, вверх, вниз, в даль
7.Работа со слого-вой таблицей
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие зрительного восприятия и зритель-ного внимания
А). Игра «Составьте имена». Задание: составьте слова, используя данные буквы, собрать имена из букв-кубиков. Запись полученных слов на доске. Взаимопроверка в парах. Сравнение с образцом на слайде.
Б) Чтение слогов на доске.(слоги появляются произвольно по всему полю).
Хором
(слайд 7)Кубики
(слайд 8)Слоги
8.Дифференциация букв занятия на уровне слов,закреп-ление правописания слов, обозначающих имена собственные
А) Задание: вставить пропущенные буквы.Работа на листе, определить лишнее слово (Егорова – это фамилия, остальное - имена).
(слайд 9)
9.Словообразование имен, употребляемых людьми в возрасте, отчеств.
10. Физкультминутка
А) Задание как будут звать детей, когда они вырастут? (устно)
Зоя………………………………
Лена…………………………….
Лиза…………………………….
Катя…………………………….
Женя……………………………
Ева……………………………...
Зина…………………………….
Егор…………………………….
Б) образовать отчество от мужских имён (Игра с мячом).
Егор – Емельян – Елисей – Евгений –
Захар – Ерёма – Ефим - Зиновий –
После каждого броска написать первую букву слово частью тела:
Носочком на полу Пяткой
Коленом левой ноги Носом
Локтем правой руки Пальцем на спине соседа
Логопед:Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Вывод:Когда пишется большая буква? (Имена, отчества пишутся с заглавной буквы.)
(слайд 10)имена
11. Развитие оптичес-ких представлений
Два взгляда на одну букву. Показ фокусов с буквой З. Предложить посмотреть детям на одну букву с разных сторон, что они увидят.(один ребёнок у доски)Перевернуть букву вверх ногами, что получится?
(после фокуса смотрим слайд)
(слайд 11 )
стаканы
12. Развитие логи-ческого мышления. Работа с кросс-свордом.
Закрепление правопи-сания слов в начале предложения.
А) Отгадывание кроссворда.
Б) Составление слова из рассыпавшихся букв (зимаенот).(самостоятельон на листах)
В) Составление предложения из слов, написанных по слогам.самостоятельон на листах)
Вывод: Заглавная буква необходима в начале предложения.
(слайд 12)
кроссворд
13.Дифференцирован-ное написание букв
З и Е. Чтение и письмо букв З и Е в словах
А) «Размытое письмо» Вставить буквы Е,З, в почтовое сообщение.
Конверт с размытыми буквами.(устно.)
Вывод:знание и умение писать заглавные буквы пригодится при написании писем.
(слайд 13)конверт
14. Итог урока
Рефлексия. Итог. Самооценка своего труда на уроке.
Выберите букву Е с цветочками, если, всё запомнил …………
Выберите букву Е с кружочками, если работал хорошо, но надо ещё повторить..
Выберите букву Е с пчёлками, если Не всё получилось, как хотелось бы ……