Submitted by Наталья Павловна Нуждина on чт, 15/03/2012 - 19:12
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Образовательные цели:
обобщение и систематизация знаний о диких животных;
активизация словаря детей по теме «Дикие животные»;
совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-);
развивать ассоциативное и образное мышление детей;
упражнять в составлении предложений;
развивать внимание и память.
Воспитательные цели:
воспитывать у детей любовь к природе;
развивать коммуникативные умения и навыки.
I.Вводная часть
Организационный момент
Дети входят в зал, садятся полукругом напротив экрана.
Слайд 1. Ребята, посмотрите на экран, кто изображен на экране? Где животных нарисовал художник? (ответы детей). Все ли правильно нарисовал художник? Правильно, ребята, собака лишняя. А почему? Это домашнее животное, собака живет с человеком и он за ней ухаживает и кормит ее. Собаку отправили домой. Слайд 2.
II. Сообщение темы занятия
Ребята, а какие животные еще живут в лесу? (ответы детей) Как этих животных называют одним словом? А почему их называют дикими? Правильно, потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу и строят жилища. Сегодня мы с вами будем говорить о диких животных.
Давайте поиграем? Подойдите к столу и возьмите одну карточку. Посмотрите и найдите себе пару (дети находят себе пару). А теперь, давайте посмотрим, кто у вас изображен на картинке. А как вы узнали? (У нас волк, потому что у меня волчья морда, а у меня волчий хвост, выслушиваем все ответы). Молодцы! Все справились! Присаживайтесь на стульчики.
III. Основная часть
Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Что не хватает?», вы должны отвечать по цепочке полным ответом. Слайд 3-9. (ответы детей: у лисы нет хвоста или лиса без хвоста и т.д.)
Ребята дикие животные живут в лесу. У каждого животного есть свое жилище.
Слайд 10. Посмотрите, на экране изображены жилища животных. Вы узнали эти жилища? Скажите, что находится в центре экрана? (дупло) А теперь составьте предложение: кто живет в этом жилище с детенышами. Что находится в правом верхнем углу экрана? (берлога) Составьте предложение: кто живет в этом жилище с детенышами. Молодцы! Что находится в левом нижнем углу экрана? (елка) А кто живет под елкой с детенышами. Что находится в правом углу экрана? Кто может жить в этом жилище? (ответы детей) А как вы определили? Правильно, волк или лиса. Давайте сравним жилище в правом нижнем и в левом верхнем углах экрана. (ответы детей) У одного жилища вход больше, а у другого меньше, значит, кто где живет? Правильно, лиса живет, там, где вход в жилище меньше, т.к. она меньше размером, чем волк. Как называется это жилище? (нора) Составьте предложение: кто живет в этом жилище с детенышами. А где живет волк? Составьте предложение: кто живет в этом жилище с детенышами. Молодцы!
А теперь я приглашаю вас на ковер. Давайте встанем вокруг этих предметов. Ребята, а вы знаете, чем питаются животные? (ответы детей) А давайте проверим, как хорошо вы знаете, поиграем в игру «Найди любимое лакомство для животного». Возьмите у меня по одной карточке, на карточке изображено животное, вы должны найти пищу для своего животного. Детям предлагается взять из корзины любимые лакомства животных (ветки, листья, желуди и другое). Дети выполняют задание. Все справились, молодцы! А теперь, давайте назовем, кто, чем питается, полным предложением (ответы детей, если не правильно взял предмет, дети поправляют друг друга). Пример ответа детей: "У меня заяц, он ест листочки, веточки и кору деревьев".
Ребята, по способу питания животные делятся на две группы. Одни животные питаются, только растительной пищей (листья, ветки), как их называют? (травоядные) А вторая группа называется …(хищники), эти животные, чем питаются? (ответы детей) Молодцы, положите предметы в корзину.
Посмотрите, ребята, у нас есть два домика: красный обруч – домик хищником, а зеленый обруч – домик травоядных. Пока звучит музыка, животные бегают по полянке, как музыка закончилась, животные прячутся в свой домик. Молодцы, все справились! Теперь присаживайтесь на стульчики.
V. Заключительная часть.
Слайд 11. Посмотрите на экран. Кто изображен на экране? Подумайте, чем отличаются эти животные. Сравните и составьте предложение с маленьким словом а. Дети составляют предложения. Слайд 12. Тоже задание. Молодцы!
VI. Итог занятия.
О ком мы говорили на занятии? Какие задания показались вам наиболее интересными? Какие наиболее трудными, легкими?