Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Путешествие в мир симфонического оркестра"

Фото пользователя Светлана Николаевна Дмитриева
Submitted by Светлана Николаевна Дмитриева on Wed, 07/03/2012 - 00:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитриева Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
учитель музыки МБОУ "Погранично-таможенно-правового лицея" г. Пскова
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)

Используемое оборудование: 

·        Презентация;

·        Карточки-раскраски (для дом. задания);

·        Тексты песен;

·        Буклет-подарок «Симфоническое братство муз. инструментов»;

·        Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Используемые ЦОР: 

Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

Краткое описание: 
План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся по теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. 6. Постановка домашнего задания. 7. Подведение итогов.

Конспект урока с применением ЭОР

"Путешествие в мир симфонического оркестра"

Карточка плана-конспекта

Тема и номер урока в теме

«Путешествие в мир симфонического оркестра»

Урок № 5

Предмет

Музыка

Класс

4

Базовый учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)

Цель урока (краткое описание)

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока

  • Образовательная
    Повторить материал о симфоническом оркестре.

    Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
  • Развивающая
    Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

    Способствовать формированию духовного мира детей.

    Развитие чувства ритма, творческих способностей.

    Развитие внимания, мышления, речи.

    Способствовать формированию умения работать с ЭОР во время самостоятельной работы.

  • Воспитательная
    Воспитание интереса, любви к искусству.

    Воспитание эмоциональной отзывчивости.

    Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Тип урока

  • обобщение и систематизации знаний

Методы обучения

  • иллюстративно-словесный

Формы работы

  • фронтальная работа

Оборудование

·        Презентация;

·        Карточки-раскраски (для дом. задания);

·        Тексты песен;

·        Буклет-подарок «Симфоническое братство муз. инструментов»;

·        Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

 

План урока:

1.     Орг. момент.  Музыкальное приветствие.

2.     Объявление темы и задач урока.

3.     Актуализация знаний учащихся по теме урока.

4.     Объяснение нового материала с использованием презентации.

5.     Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

6.     Постановка домашнего задания.

7.     Подведение итогов.

 

 

 

Ход урока:

1.     Орг. момент.  Музыкальное приветствие «Колокольчик»

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

2.     Объявление темы и задач урока.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Путешествие в мир симфонического оркестра»

3.     Актуализация знаний учащихся по теме урока.

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Сообщение учеников:

 Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

         Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.

(Слайд № 2)

 У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

4.     Объяснение нового материала с использованием презентации и ЭОР.

 У. -  Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                         

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … (ДИРИЖЕР)

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

У. -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

 (Слайд № 3)

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. -(дают свой ответ)

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

(Слайд № 4)

 У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».

Работа с Файлом OMS. «Виды оркестров» (П).

У. – Поздравляю, вы успешно справились с заданием. Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить все инструменты симфонического оркестра.

(Слайд № 5)

У. -Струнно-смычковая группа инструментов.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. –Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. – Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)

1.     Струнно-смычковые инструменты:

 (Слайд № 6)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2.     Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 7)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3.     Медные духовые инструменты:

 (Слайд № 8)

труба, тромбон, валторна, туба.

4.     Ударные инструменты:

 (Слайд № 9)

 треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5.     Клавишные и одиночные инструменты:

(Слайд № 10)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У.- А теперь я предлагаю вам поиграть в оркестр.

(Слайд № 11)

(Учащимся предлагаются шумовые инструменты.  Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.  Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на экране).

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

(Слайд 12)

5.     Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

Работа с Файлом OMS. «Выразительные возможности различных групп инструментов симфонического оркестра» (П).

Задание № 1 «Помогите дирижеру».Помогите дирижеру найти и расположить инструменты в оркестре: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные, отдельные.

Задание № 3. «Я дирижирую оркестром»

Искусство дирижера основано на системе движения рук. Существуют четкие схемы движений, обозначающие метр и ритм музыки (двухдольный и трехдольный ритм).

Прослушайте музыкальные фрагменты. определите для каждого из них схему дирижирования и поставьте названия произведений в рамки.

Прослушайте музыкальные произведения

выбирая названия схемы или произведения.

 

(Слайд № 13)

(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)

У. - Многие  известные русские и зарубежные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Среди них два композитора, чья жизнь и творчество связаны с историей нашего края, с Псковщиной. Назовите их.

Д. – Модест Петрович Мусоргский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У. – А сейчас  предлагаю вам еще несколько заданий по теме сегодняшнего урока. (Слайд № 14)

v«Третий лишний».                           

У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

·        Труба, валторна, флейта

·        Литавры, арфа, тарелки

·        Скрипка, контрабас, саксофон

·        Гобой, труба, кларнет

·        Барабан, альт, тарелки

·        Тромбон, фагот, валторна 

(Слайд № 15)

v«Жанры симфонических произведений».                       

У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:


·        Концерт;

·        Вокализ;

·        Песня;

·        Симфония;

·        Соната;

·        Пьеса;

·        Сюита;

·        Кантата;

·        Романс;

·        Музыка к опере;

·        Былина;

·        Музыка к балету;

·        Симфоническая сказка;

·        Увертюра музыка к кинофильму.

8.     Постановка домашнего задания.

 (Слайд № 15)

Дети получают листы – раскраски.

У. - Дома вам нужно будет найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

9.     Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре, выступили и в роли дирижёра, и в роли музыкантов. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

У. - Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам  в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов».

(Слайд № 16)

У. - И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

Прикрепленный файл Size
Урок музыки с ЭОР.pdf 1.52 MB
Путешествие в мир симфонического оркестра.ppt 4.86 MB
А4 -найди муз-е инструменты.doc 888.5 KB
Буклет.doc 74.5 KB
Буклет (продолж.).doc 62.5 KB
партитура.doc 1.12 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн