Конспект урока с применением ЭОР
"Путешествие в мир симфонического оркестра"
Карточка плана-конспекта
Тема и номер урока в теме
|
«Путешествие в мир симфонического оркестра»
Урок № 5
|
Предмет
|
Музыка
|
Класс
|
4
|
Базовый учебник
|
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)
|
Цель урока (краткое описание)
|
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
|
Задачи урока
|
- Образовательная
Повторить материал о симфоническом оркестре.
Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
- Развивающая
Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
Способствовать формированию духовного мира детей.
Развитие чувства ритма, творческих способностей.
Развитие внимания, мышления, речи.
Способствовать формированию умения работать с ЭОР во время самостоятельной работы.
- Воспитательная
Воспитание интереса, любви к искусству.
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Создание ситуации успеха для каждого ученика.
|
Тип урока
|
- обобщение и систематизации знаний
|
Методы обучения
|
|
Формы работы
|
|
Оборудование
|
· Презентация;
· Карточки-раскраски (для дом. задания);
· Тексты песен;
· Буклет-подарок «Симфоническое братство муз. инструментов»;
· Аудиозаписи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
|
|
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие «Колокольчик»
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
2. Объявление темы и задач урока.
(Слайд № 1)
У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Путешествие в мир симфонического оркестра»
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.
(Слайд № 2)
У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации и ЭОР.
У. - Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … (ДИРИЖЕР)
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 3)
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. -(дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
(Слайд № 4)
У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Работа с Файлом OMS. «Виды оркестров» (П).
У. – Поздравляю, вы успешно справились с заданием. Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить все инструменты симфонического оркестра.
(Слайд № 5)
У. -Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.
(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)
1. Струнно-смычковые инструменты:
(Слайд № 6)
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянные духовые инструменты:
(Слайд № 7)
флейта, кларнет, гобой, фагот.
3. Медные духовые инструменты:
(Слайд № 8)
труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударные инструменты:
(Слайд № 9)
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
5. Клавишные и одиночные инструменты:
(Слайд № 10)
фортепиано, орган, арфа, челеста.
У.- А теперь я предлагаю вам поиграть в оркестр.
(Слайд № 11)
(Учащимся предлагаются шумовые инструменты. Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на экране).
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
(Слайд 12)
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
Работа с Файлом OMS. «Выразительные возможности различных групп инструментов симфонического оркестра» (П).
Задание № 1 «Помогите дирижеру».Помогите дирижеру найти и расположить инструменты в оркестре: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные, отдельные.
Задание № 3. «Я дирижирую оркестром»
Искусство дирижера основано на системе движения рук. Существуют четкие схемы движений, обозначающие метр и ритм музыки (двухдольный и трехдольный ритм).
Прослушайте музыкальные фрагменты. определите для каждого из них схему дирижирования и поставьте названия произведений в рамки.
Прослушайте музыкальные произведения
выбирая названия схемы или произведения.
(Слайд № 13)
(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
У. - Многие известные русские и зарубежные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Среди них два композитора, чья жизнь и творчество связаны с историей нашего края, с Псковщиной. Назовите их.
Д. – Модест Петрович Мусоргский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.
У. – А сейчас предлагаю вам еще несколько заданий по теме сегодняшнего урока. (Слайд № 14)
v«Третий лишний».
У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
· Труба, валторна, флейта
· Литавры, арфа, тарелки
· Скрипка, контрабас, саксофон
· Гобой, труба, кларнет
· Барабан, альт, тарелки
· Тромбон, фагот, валторна
(Слайд № 15)
v«Жанры симфонических произведений».
У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:
У. - Дома вам нужно будет найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.
У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре, выступили и в роли дирижёра, и в роли музыкантов. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.
У. - Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов».
У. - И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»