Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека".

Submitted by Наталья Викторовна Cафина on Sat, 03/03/2012 - 18:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафина Наталья Викторовна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ №128. Учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Образовательные:формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, пользоваться Интернет-ресурсами.
Развивающие: развивать творческие способности , совершенствовать монологическую речь учащихся, анализировать проблемную ситуацию.
Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к окружающему миру.
 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я Коровина. – М: Просвещение, 2010г. 

Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 7 класс/авт. сост. В.Я. Коровина– М: Просвещение, 2007 

  

Используемая методическая литература: 

 

1.Литература: 7 кл.: Метод. советы/ В.Я.Коровина – М.: Просвещение, 2003г.

2.Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.Е. Кутейникова.- М.: Просвещение,2009 г.

3. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/ Российская  академия наук. Институт русского языка им. В.В Виноградова.-М.: Азбуковник,1999.

Используемое оборудование: 

Компьютеры - 8

Мультимедийная установка

Интернет

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.Поэтому данный урок начинается с прослушивания притчи в музыкальном исполнении.После вступления переходим к изучению рассказа Л.Андреева "Кусака". В течение урока при помощи слова учителя и Интернета учащиеся определяют лексические значения слов,находят высказывания, картинки, стихи,пословицы, относящиеся к данной теме, и делают выводы.

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

-Добрый день. В начале нашего урока я предлагаю прослушать притчу в музыкальном исполнении  известной актрисы и исполнительницы песен из Иркутска Светланы Копыловой.

Я напомню, притча - это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Словарь В.И.Даля толкует притчу как "поучение в примере".

Текст притчи лежит у вас на столе.

       Про собаку.

Она передвигалась еле-еле,
И как ещё душа держалась в теле?
Хозяин, чтоб от мук освободить,
Решил свою собаку утопить.

С большим трудом старушка в лодку села
И преданно ему в глаза глядела.
Булыжник в сетке за бортом висел,
А он петлю на шею ей надел.

Хозяин помнил, как она, бывало,
За палкой в воду радостно ныряла,
И вот сейчас, как бы играя с ней,
Он бросил палку, дав команду ей.

На миг она о старости забыла,
И бросилась за борт, что было силы,
Но лодка неожиданно в тот миг
Перевернулась под истошный крик.

Хозяин стал тонуть в шуге весенней,
Хоть было и несильное теченье,
Но судорогой тело всё свело,
А тут ещё воронка, как назло.

Собака, чья петля в одну минуту
Каким-то соскользнула с шеи чудом,
Отважно тявкнув, ринулась нырять
И своего хозяина спасать.

На берегу вдвоём они лежали
И на ветру от холода дрожали,
А после, отдышавшись кое-как,
Он нёс свою собаку на руках.

С пословицей «Не рой другому яму…»
Ухаживал за ней до смерти самой.
И как-то раз нашёл её в кустах
С застывшей благодарностью в глазах…  

 Слайд 1

II. Аналитическая работа с текстом притчи.

-Понравилась песня? О чем она?

Беседа по тексту притчи ( тема, идея, сколько частей и т. д.)

-Да, эта притча о жестокости, предательстве человека и преданности собаки.

-Какие слова, выражающие ваши чувства, эмоции, пришли к вам, когда вы слушали притчу?

(Милосердие, доброта, сочувствие, сострадание, ответственность, бессердечие, гуманность, жалость, безразличие, предательство, равнодушие, жестокость, преступление.)          

-Конечно, это всем известные слова, и мы их часто произносим.

Слайд 2

- А как вы понимаете смысл этих слов? Чтобы узнать точное их значении, давайте разделим слова между 3 группами и найдем их лексическое значение в Интернете.

- Нашли, читаем. Некоторые слова  я записала в презентацию, в течение урока они нам будут необходимы. Запомните их значение.

Слайд 3

Ответственность—необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках.
Милосердие—готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание—жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманный- направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый и др.

-Итак, одним словом все эти качества можно назвать "содействие" или "сопричастность".Если человек обладает такими качествами, то о нем говорят: "Человек безупречной нравственности"

Нравственность - это внутренние. духовные качества. которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Об этих качествах мы продолжим разговор на уроке.

Слайд 4

-Тема нашего урока "Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека"

III. Аналитическая работа с текстом рассказа Л.Андреева «Кусака»

Проверка домашнего задания. Знание текста.

- Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева "Кусака"

Слайд 5

Рассказ-это малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

-Давайте вспомним содержание рассказа.

-Сколько частей в рассказе?

-О чем этот рассказ? И т.д.

-Что объединяет притчу и рассказ?(Тема)

- Чем отличаются заключительные части? (Судьба собаки)

- Что бы вы сказали о душевных качествах Лели и хозяина собаки?

-Действительно, есть люди добрые, а есть злые. Но иногда даже добрые  не задумываются над своими действиями, как это было с Лелей. Они не контролируют мысли, как было с хозяином собаки из притчи. В притче хозяину повезло, он мог погибнуть от своих страшных мыслей и жестоких действий, но он остался жить и всю оставшуюся жизнь старался вымолить прощение у собаки.

-А как исправить ошибку девочки, подумайте, что бы вы сделали, если бы оказались в такой ситуации.

IY.Д.З. Это и будет вашим домашним  заданием. Написать свое окончание рассказа.

Y. Обобщение

-Итак, мы выяснили, что люди делятся на милосердных, добрых, бессердечных и злых .

Давайте вспомним, какие слова характеризуют добрых людей, а какие – злых? (Ответы)

Посмотрите на слайд, что у нас получилось.

Слайд 6

 

Добро

Зло

Милосердие

Бессердечие

Жалость

Безразличие

Сострадание

Предательство

Сочувствие

Жестокость

Ответственность

Равнодушие

Гуманность

Преступление

Доброта

Жадность

В первом столбике у нас получилось семь слов Развивайте эти качества в себе и будете человеком безупречной нравственности, но это не просто, потому что есть второй столбик, и в нем тоже 7 слов, не допускайте их в душу к себе.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите слова в 1-м столбике, а какие – во втором?

Слайд 7

Ассоциация – от латинского слова «присоединять», это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений  вызывает другое, т.е. вы видите слово, и к нему присоединяются ваши мысли, чувства, представления о нем. Подумаем:

- Каким цветом «добро», а каким бы цветом вы нарисовали «зло», какие звуки вы слышите, представляя эти слова, какие картины предстают перед глазами?

-Чтобы вы смогли точнее выразить свои мысли, выполним следующие задания.

Задание: дифференцированное  

1 группа – в Интернете найти стихи о доброте. (Уверенные пользователи ПК)

 2 группа – в Интернете найти пословицы о добре и зле. (Уверенные пользователи ПК)

 3 группа – попытайтесь проиллюстрировать слова из таблицы, при помощи  Интернета. (Уверенные пользователи ПК) Найти картинки.

 4 группа – нарисуйте, как вы представляете «добро» и «зло», напишите свои пожелания человечеству и т.д.(Неуверенные  пользователи ПК)

YI. Заключительное слово учителя

Слайд 8

Леонид Андреев - один из талантливых и своеобразных писателей XIX - начала XX века. Он родился в Орле в семье землемера. Лучшие произведения писателя отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя.

Главным персонажем рассказа «Кусака» является бездомная собака, которая потеряла веру в людей. Но  в рассказе  есть еще один персонаж, который страдал от человеческой жестокости.

-Кто он? Да, это образ Илюши.

- Что сходного в их судьбе?

Да, у них есть общее: их благополучие зависит от  окружающих людей, их сострадания и милосердия. Сам Л. Андреев писал об этом так: «....  все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием».

YII. Рефлексия

А теперь посмотрим, что у нас получилось, как вы справились с заданием.

Проанализировать каждый рисунок. каждое высказывание, оценить.

Читаем стихи, пословицы и поговорки, смотрим картинки о добре, которые нашли учащиеся в Интернете (с  комментариями); пытаемся к картинкам подобрать подходящие стихи и пословицы. 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критери


Урок  интересный, своеобразный, эмоциональный. Очень понравилась притча "О собаке"в музыкальном исполнении С.Копыловой, которая подготовила детей к восприятию рассказа "Кусака".  Дифференцироанное задание, которое выполняют учащиеся на заключительном этапе урока, очень актуально на сегодняшний день. Такое задание и притчи можно включать в любой урок для развития интереса и любознатель-ности учащихся.

 




Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критери


Наталья Викторовна, если Вы встроите презентацию в конспект урока, он станет более "смотрибельным" - не будет необходимости "прыгать" между страницей презентации и текстом конспекта. Вот так:

кусака

О том, как это сделать, можно  прочитать здесь.

Все будет хорошо! Я узнавала!



Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн