Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека".
Submitted by Наталья Викторовна Cафина on Sat, 03/03/2012 - 18:04
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
-Добрый день. В начале нашего урока я предлагаю прослушать притчу в музыкальном исполнении известной актрисы и исполнительницы песен из Иркутска Светланы Копыловой.
Я напомню, притча - это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Словарь В.И.Даля толкует притчу как "поучение в примере".
Текст притчи лежит у вас на столе.
Про собаку.
Она передвигалась еле-еле,
И как ещё душа держалась в теле?
Хозяин, чтоб от мук освободить,
Решил свою собаку утопить.
С большим трудом старушка в лодку села
И преданно ему в глаза глядела.
Булыжник в сетке за бортом висел,
А он петлю на шею ей надел.
Хозяин помнил, как она, бывало,
За палкой в воду радостно ныряла,
И вот сейчас, как бы играя с ней,
Он бросил палку, дав команду ей.
На миг она о старости забыла,
И бросилась за борт, что было силы,
Но лодка неожиданно в тот миг
Перевернулась под истошный крик.
Хозяин стал тонуть в шуге весенней,
Хоть было и несильное теченье,
Но судорогой тело всё свело,
А тут ещё воронка, как назло.
Собака, чья петля в одну минуту
Каким-то соскользнула с шеи чудом,
Отважно тявкнув, ринулась нырять
И своего хозяина спасать.
На берегу вдвоём они лежали
И на ветру от холода дрожали,
А после, отдышавшись кое-как,
Он нёс свою собаку на руках.
С пословицей «Не рой другому яму…»
Ухаживал за ней до смерти самой.
И как-то раз нашёл её в кустах
С застывшей благодарностью в глазах…
Слайд 1
II. Аналитическая работа с текстом притчи.
-Понравилась песня? О чем она?
Беседа по тексту притчи ( тема, идея, сколько частей и т. д.)
-Да, эта притча о жестокости, предательстве человека и преданности собаки.
-Какие слова, выражающие ваши чувства, эмоции, пришли к вам, когда вы слушали притчу?
-Конечно, это всем известные слова, и мы их часто произносим.
Слайд 2
- А как вы понимаете смысл этих слов? Чтобы узнать точное их значении, давайте разделим слова между 3 группами и найдем их лексическое значение в Интернете.
- Нашли, читаем. Некоторые слова я записала в презентацию, в течение урока они нам будут необходимы. Запомните их значение.
Слайд 3
Ответственность—необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках.
Милосердие—готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание—жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманный- направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый и др.
-Итак, одним словом все эти качества можно назвать "содействие" или "сопричастность".Если человек обладает такими качествами, то о нем говорят: "Человек безупречной нравственности"
Нравственность - это внутренние. духовные качества. которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Об этих качествах мы продолжим разговор на уроке.
Слайд 4
-Тема нашего урока "Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека"
III. Аналитическая работа с текстом рассказа Л.Андреева «Кусака»
Проверка домашнего задания. Знание текста.
- Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева "Кусака"
Слайд 5
Рассказ-это малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
-Давайте вспомним содержание рассказа.
-Сколько частей в рассказе?
-О чем этот рассказ? И т.д.
-Что объединяет притчу и рассказ?(Тема)
- Чем отличаются заключительные части? (Судьба собаки)
- Что бы вы сказали о душевных качествах Лели и хозяина собаки?
-Действительно, есть люди добрые, а есть злые. Но иногда даже добрые не задумываются над своими действиями, как это было с Лелей. Они не контролируют мысли, как было с хозяином собаки из притчи. В притче хозяину повезло, он мог погибнуть от своих страшных мыслей и жестоких действий, но он остался жить и всю оставшуюся жизнь старался вымолить прощение у собаки.
-А как исправить ошибку девочки, подумайте, что бы вы сделали, если бы оказались в такой ситуации.
IY.Д.З. Это и будет вашим домашним заданием. Написать свое окончание рассказа.
Y. Обобщение
-Итак, мы выяснили, что люди делятся на милосердных, добрых, бессердечных и злых .
Давайте вспомним, какие слова характеризуют добрых людей, а какие – злых? (Ответы)
Посмотрите на слайд, что у нас получилось.
Слайд 6
Добро
Зло
Милосердие
Бессердечие
Жалость
Безразличие
Сострадание
Предательство
Сочувствие
Жестокость
Ответственность
Равнодушие
Гуманность
Преступление
Доброта
Жадность
В первом столбике у нас получилось семь слов Развивайте эти качества в себе и будете человеком безупречной нравственности, но это не просто, потому что есть второй столбик, и в нем тоже 7 слов, не допускайте их в душу к себе.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите слова в 1-м столбике, а какие – во втором?
Слайд 7
Ассоциация – от латинского слова «присоединять», это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое, т.е. вы видите слово, и к нему присоединяются ваши мысли, чувства, представления о нем. Подумаем:
- Каким цветом «добро», а каким бы цветом вы нарисовали «зло», какие звуки вы слышите, представляя эти слова, какие картины предстают перед глазами?
-Чтобы вы смогли точнее выразить свои мысли, выполним следующие задания.
Задание: дифференцированное
1 группа – в Интернете найти стихи о доброте. (Уверенные пользователи ПК)
2 группа – в Интернете найти пословицы о добре и зле. (Уверенные пользователи ПК)
3 группа – попытайтесь проиллюстрировать слова из таблицы, при помощи Интернета. (Уверенные пользователи ПК) Найти картинки.
4 группа – нарисуйте, как вы представляете «добро» и «зло», напишите свои пожелания человечеству и т.д.(Неуверенные пользователи ПК)
YI. Заключительное слово учителя
Слайд 8
Леонид Андреев - один из талантливых и своеобразных писателей XIX - начала XX века. Он родился в Орле в семье землемера. Лучшие произведения писателя отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя.
Главным персонажем рассказа «Кусака» является бездомная собака, которая потеряла веру в людей. Но в рассказе есть еще один персонаж, который страдал от человеческой жестокости.
-Кто он? Да, это образ Илюши.
- Что сходного в их судьбе?
Да, у них есть общее: их благополучие зависит от окружающих людей, их сострадания и милосердия. Сам Л. Андреев писал об этом так: «.... все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием».
YII. Рефлексия
А теперь посмотрим, что у нас получилось, как вы справились с заданием.
Проанализировать каждый рисунок. каждое высказывание, оценить.
Читаем стихи, пословицы и поговорки, смотрим картинки о добре, которые нашли учащиеся в Интернете (с комментариями); пытаемся к картинкам подобрать подходящие стихи и пословицы.
Размещено Sat, 24/03/2012 - 17:13 пользователем Евгения Валерьевна Пашкова.
Урок интересный, своеобразный, эмоциональный. Очень понравилась притча "О собаке"в музыкальном исполнении С.Копыловой, которая подготовила детей к восприятию рассказа "Кусака". Дифференцироанное задание, которое выполняют учащиеся на заключительном этапе урока, очень актуально на сегодняшний день. Такое задание и притчи можно включать в любой урок для развития интереса и любознатель-ности учащихся.
Размещено Sat, 24/03/2012 - 21:36 пользователем Мария Николаевна Сонина.
Наталья Викторовна, если Вы встроите презентацию в конспект урока, он станет более "смотрибельным" - не будет необходимости "прыгать" между страницей презентации и текстом конспекта. Вот так:
На: Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критери
Урок интересный, своеобразный, эмоциональный. Очень понравилась притча "О собаке"в музыкальном исполнении С.Копыловой, которая подготовила детей к восприятию рассказа "Кусака". Дифференцироанное задание, которое выполняют учащиеся на заключительном этапе урока, очень актуально на сегодняшний день. Такое задание и притчи можно включать в любой урок для развития интереса и любознатель-ности учащихся.
На: Тема занятия ОУ №128 "Сострадание и бессердечие как критери
Наталья Викторовна, если Вы встроите презентацию в конспект урока, он станет более "смотрибельным" - не будет необходимости "прыгать" между страницей презентации и текстом конспекта. Вот так:
кусака
О том, как это сделать, можно прочитать здесь.
Все будет хорошо! Я узнавала!