Submitted by Галина Валентиновна Шинкоренко on Fri, 02/03/2012 - 13:24
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Урок сопровождается презентацией «Потрясённый, выбитый из колеи герой»
Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем
Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского»
Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского
Страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы.
Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята.
Родион Раскольников. «Родя» – так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. Роман имеет двучастную композицию: преступление и наказание. Совсем немного глав посвящено преступлению. Основная часть романа отведена подготовке преступления и наказанию героя после преступления. Ф.М.Достоевский как глубокий психолог показывает борьбу, происходящую в сознании героя
В. Шкловский писал: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления ". Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а вопрос о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
-Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
II /Зачитать стр. 5 стр. 11/ Эпизод « Встреча с Мармеладовым»
- Зачем Раскольников вышел из каморки?
/ Ему свойственны колебания… Весы на доске. Ему нужно решить: убивать или не убивать старуху – процентщицу. Решения Раскольникова будем оформлять наглядно. –Да ( убивать) – Нет ( Не убивать)/
-Первая встреча – встреча с Мармеладовым.
Слайд 3Мармеладов.
-У вас на партах лежит путеводитель по тексту. Зачитайте цитаты, чтобы услышать голос Мармеладова.
-Что вы услышали в речи Мармеладова?
/В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищете никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за родных детей, оправдывать грубое отношение к себе , ценить самоотверженность жены и детей/
Слайд 4Вопросы для обсуждения.
Вопросы для осмысления и связного рассказа.
-Как относятся к Мармеладову люди из трактира? Чем Мармеладов отличается от посетителей распивочной?
- Почему Мармеладов рассказывает свою историю Раскольникову?
-Расскажите о семье чиновника.
– Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?
-Заканчивает Мармеладов свою исповедь обращением к Богу. Почему?
Встреча с Мармеладовым заканчивается мыслями Раскольникова о Соне. Почему?
« Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир»
Этот образ приобретает философское звучание. Сонечки – вечные жертвы в руках бездушных людей. Но их жертвы напрасны.
Учитель
Мармеладов стал как бы символом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений…Сонечки – вечные жертвы.
Мотив тупика в романе (Слайд, сделанный руками ребят)
-Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?
-Ко всему – то подлец – человек привыкает!
-НУ, а коли не соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род человеческий, то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, итак тому и следует быть!.../
-Начнём заполнение таблицы на доске.
Слайд 4 Эпизод « Письмо от матери»/ ч. 1., гл 3, стр. 29/
-К какому выводу приходит Раскольников?
/ « Не хочу я вашей жертвы! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!
А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать
Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что – то, или… Или отказаться от жизни совсем…»/
Слайд 5 Эпизод « Встреча с пьяной девочкой на бульваре » (ч. 1, гл 4, стр.45)
- Чем вызваны противорения в поведении Раскольникова?
-Как характеризует Раскольникова история с пьяной девочкой?
IIIЭпизод Сон Раскольникова(ч1, гл.5) - Защита проектов.
Группа 1
Найдите и охарактеризуйте цветообразы в эпизоде «Сон Раскольникова».
Перечитывая эпизод, отметьте слова, которые несут в себе цветовое значение( это могут и слова, напрямую называющие цвет, и слова, ассоциирующиеся с определённым цветом)
Пронаблюдайте, в какой момент появляется каждый цветообраз, с каким героем связан. Попытайтесь выйти на уровень понимания символики цвета.
Попробуйте систематизировать свои выводы, представить их в виде цвета.
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
Группа 2
Охарактеризуйте образ лошадёнки в эпизоде «Сон Раскольникова».
Какие эпитеты автор использует для создания этого образа? На какие ещё детали можно обратить особое внимание?
Какое место этот образ занимает этот образ среди других образов в этом сне( Маленький Раскольников, отец, толпа, Миколка и др.)
Попытайтесь выйти на уровень понимания символического значения этого образа, провести параллели между этим образом и другими образами романа.
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
Группа3
Охарактеризуйте образы людей в эпизоде «Сон Раскольникова».
Каким символическим содержанием наполнен образ Миколки? Какие детали помогают нам охарактеризовать этот образ?
Каким вырисовывается образ толпы? Однородная это масса или нет?
Каким вы видите Раскольникова в этом эпизоде? Какие детали свидетельствуют о его состоянии? Почему, как вы думаете, автор возвращает его именно в детство?
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
- Определите значение сна Раскольникова.
Нравственное значение
Протест против убийства
Он не такой, как Миколка. В Раскольникове живёт чувство сострадания. Это тонкая натура. Значит убить он не может.
- Предложен вариант отступления. Ужасная картина могла бы оттолкнуть Раскольникова от решения убить старуху.
Социальное значение
Сон – символ существующего порядка
В образе клячи заключены образы замученных, униженных и оскорблённых людей.
Миколка – маленький наполеон, им можно издеваться над несчастными безнаказанно.
Философское значение.
Раскольников должен бороться за счастье людей. Старуха – процентщица для него -олицетворение злого начала в человеке.
- Так появляется образ Наполеона в романе.
IIчасть урока « Преступление и наказание – роман - предупреждение»
- А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!
Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. Об этом предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание».
Проверка знания романа
Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».
Беседа:
Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем?(Наполеон)
Оправданно ли его появление среди героев романа?
Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Как вы понимаете эту фразу?
-Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что наполеонов, оказывается, много и он (Раскольников) тоже « имеет право встать над всем людским муравейником»?
- Верно, это эпизод, когда Родион Раскольников подслушивает в трактире разговор студента и офицера. ( ч. 1, гл. 6, стр. 62 -65)
Каково же идейно-художественное содержание этого эпизода? Что скрывается за фразами героев? Что должен был услышать Раскольников? Ответить на эти вопросы непросто. Давайте вспомним текст и постараемся сначала ответить на простые вопросы.
2.Индивидуальные выступления
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Слайд с вопросами Активизация имеющихся знаний.
Обсуждение ответов. Как вы думаете, какие мысли вызывают ответы на вопросы теста?
1.Почему именно студента, а не офицера автор заставляет излагать идеи о праве на кровь? Казалось бы, офицер по роду профессии больше связан с проявлениями насилия, смерти… (В ходе диалога приходим к мысли, что студенты – это еще не доучившиеся специалисты, они поверхностно знакомы с идеями, бродящими в обществе. А брожение идей бывает во все времена и в каждом обществе).
2. Почему старуха, по замыслу автора, деньги завещает не сестре, а монастырю? (Оказывается, злая и вредная, она все-таки печется о своей душе. Помнит о душе!)
3. Почему Лизавета во всем противопоставлена Алене Ивановне? (Эта героиня из мира обездоленных, бесправных. Ради таких, как она, выстрадал свою теорию Раскольников, но именно Лизавета и станет жертвой этой теории).
4. Почему так важен вопрос о том, чем измеряется человеческая жизнь? (Автор предупреждает: жизнь бесценна!) Раскольников как умный человек должен был проанализировать содержание разговора, ответить на эти вопросы, почувствовать предупреждение. Что же поняли мы, перечитав эпизод и задумавшись над замыслом автора?
О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива?
4.Усвоение новых знаний.
Заполнение ответов на вопросы таблицы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие ответы вы записали?
На экране высвечивается таблица, идет обсуждение вариантов ответов.
Ответы
1. В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные…
Идеи
2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …
О собственной душе
3. Какова цена человеческой жизни?
Жизнь бесценна
4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…
Бесправных, обездоленных
5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам …
Законы совести, заповеди
Как видим, содержание данного эпизода автор продумал так, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу, услышать предупреждение о том, что никакая теория не должна приводить к насилию. Почему же Раскольников не услышал этого? (Ребята отвечают, что Раскольников услышал только то, что хотел, а не то, что должен был. Им овладела чудовищнаяидея. Ради нее он отказался от законов совести, заповедей Бога).
Определим для этой идеи формулу –« Разрешение крови по совести»
5 Просмотр презентации. Предупреждение человечеству
Выводы
Истоки бунта. 1.Внешние: идеи, витающие в воздухе:
- взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость
окружающего мира;
- идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);
- тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;
- судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);
2. Внутренние:
- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
- характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
Записать
Нравственные истоки теории Раскольникова. Теория порождена состраданием, но странно, " бредово " понятым героем (Наполеон - сострадание);
Кофликт героя с миром, где страдают униженные и оскорблённые, можно разрешить, осуществив теорию. Теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.