Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Потрясённый, выбитый из колеи герой

Submitted by Галина Валентиновна Шинкоренко on Fri, 02/03/2012 - 13:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шинкоренко Галина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОБУ "ООШ №1" г. Ясный Оренбургской области учитель русского языка и литературы
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

  • Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.
  •  Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях.
Используемое оборудование: 
1 компьютер на столе учителя для ведения урока,экран, видеопроектор, колонки.
Краткое описание: 
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

 

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Урок сопровождается презентацией «Потрясённый, выбитый из колеи герой»
  • Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем
  • Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского»
  • Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского
  • Страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы.

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята.

Родион Раскольников.  «Родя» – так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. Роман  имеет двучастную композицию: преступление и наказание. Совсем немного глав  посвящено преступлению. Основная часть романа отведена  подготовке преступления и  наказанию героя после преступления. Ф.М.Достоевский как глубокий психолог показывает борьбу, происходящую в сознании героя

   В. Шкловский писал: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления ".  Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а вопрос о том,  почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

    -Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

II /Зачитать стр. 5  стр. 11/ Эпизод « Встреча с Мармеладовым»

 - Зачем Раскольников вышел из каморки?

/ Ему свойственны колебания… Весы на доске. Ему нужно решить: убивать или не убивать старуху – процентщицу. Решения Раскольникова будем оформлять наглядно.  –Да ( убивать) – Нет ( Не убивать)/

 -Первая встреча – встреча с Мармеладовым.

Слайд 3Мармеладов.

 -У вас на партах лежит путеводитель по тексту. Зачитайте цитаты, чтобы услышать голос Мармеладова.

   -Что вы услышали в речи Мармеладова?

/В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищете никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за родных детей, оправдывать грубое отношение к себе , ценить самоотверженность жены и детей/

Слайд 4Вопросы для обсуждения.

Вопросы для осмысления и связного рассказа.

 -Как относятся к Мармеладову люди из трактира? Чем Мармеладов отличается от посетителей распивочной?

 - Почему Мармеладов рассказывает свою историю Раскольникову?

 -Расскажите о семье чиновника.

 – Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

 -Заканчивает Мармеладов свою исповедь обращением к Богу. Почему?

Встреча с Мармеладовым заканчивается мыслями Раскольникова о Соне. Почему?

« Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир»

Этот образ приобретает философское звучание. Сонечки – вечные жертвы в руках бездушных людей. Но  их жертвы напрасны.

Учитель

Мармеладов стал как бы символом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений…Сонечки – вечные жертвы.

Мотив тупика в романе (Слайд, сделанный руками ребят)

 -Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

 -Ко всему – то подлец – человек привыкает!

 -НУ, а коли не соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно  не подлец человек, весь вообще, весь род человеческий, то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, итак тому и следует быть!.../

 

 -Начнём заполнение таблицы на доске.

Слайд 4 Эпизод « Письмо  от матери»/ ч. 1., гл 3, стр. 29/

 

 -К какому выводу приходит  Раскольников?

/ « Не хочу я вашей жертвы! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!

А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать

Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что – то, или… Или отказаться от жизни совсем…»/

 

Слайд 5 Эпизод « Встреча с пьяной девочкой на бульваре » (ч. 1, гл 4, стр.45)

 

 - Чем вызваны противорения в поведении Раскольникова?

 -Как характеризует Раскольникова история с пьяной девочкой?

IIIЭпизод  Сон Раскольникова(ч1, гл.5) - Защита проектов.

 Группа  1

Найдите  и  охарактеризуйте  цветообразы  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

 

  • Перечитывая  эпизод,  отметьте  слова,  которые  несут  в  себе  цветовое  значение(  это  могут  и  слова,  напрямую  называющие  цвет,  и  слова,  ассоциирующиеся  с  определённым  цветом)
  • Пронаблюдайте,  в  какой  момент  появляется  каждый  цветообраз, с  каким  героем  связан.  Попытайтесь  выйти  на   уровень понимания  символики  цвета.
  • Попробуйте  систематизировать  свои  выводы,  представить  их  в  виде  цвета.

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

Группа 2

Охарактеризуйте  образ  лошадёнки  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

 

  • Какие  эпитеты  автор  использует  для  создания  этого  образа?  На  какие  ещё   детали    можно  обратить  особое  внимание?
  • Какое  место  этот  образ  занимает  этот  образ  среди  других  образов  в  этом  сне( Маленький  Раскольников, отец,  толпа, Миколка  и  др.)
  • Попытайтесь  выйти  на  уровень  понимания  символического  значения  этого  образа,  провести  параллели  между  этим  образом  и  другими  образами  романа.

 

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

 

Группа3

Охарактеризуйте  образы  людей  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

  • Каким  символическим  содержанием  наполнен  образ  Миколки? Какие  детали  помогают  нам  охарактеризовать  этот  образ?

 

  • Каким  вырисовывается  образ  толпы?  Однородная  это  масса  или  нет?

 

  • Каким  вы  видите  Раскольникова  в  этом  эпизоде?    Какие  детали  свидетельствуют  о  его  состоянии?  Почему,  как  вы  думаете,  автор  возвращает  его  именно в  детство?

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

 - Определите значение сна Раскольникова.

 Нравственное значение

Протест против убийства

Он не такой, как Миколка. В Раскольникове живёт чувство сострадания. Это тонкая натура. Значит убить он не может.

 - Предложен вариант отступления. Ужасная картина могла бы оттолкнуть Раскольникова от решения убить старуху.

Социальное значение

Сон – символ существующего порядка

В образе клячи заключены образы замученных, униженных и оскорблённых людей.

Миколка – маленький наполеон, им можно издеваться над несчастными безнаказанно.

Философское значение.

Раскольников должен бороться за  счастье людей. Старуха – процентщица для него  -олицетворение злого начала в человеке.

 

 - Так появляется образ Наполеона в романе.

 

IIчасть урока « Преступление и наказание – роман - предупреждение»

 

   - А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!
Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. Об этом предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание».

  1.  Проверка знания романа

Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».

Беседа:

  1. Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем?(Наполеон)
  2. Оправданно ли его появление среди героев романа?
  3. Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
  4. Как вы понимаете эту фразу?

  -Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что  наполеонов, оказывается, много и он (Раскольников) тоже « имеет право встать над всем людским муравейником»?

 - Верно, это эпизод, когда Родион Раскольников  подслушивает в трактире разговор студента и офицера.  ( ч. 1, гл. 6, стр. 62 -65)

  Каково же идейно-художественное содержание этого эпизода? Что скрывается за фразами героев? Что должен был услышать Раскольников? Ответить на эти вопросы непросто. Давайте вспомним текст и постараемся сначала ответить на простые вопросы.

2.Индивидуальные выступления

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.  Слайд с вопросами  Активизация имеющихся знаний.

Обсуждение ответов. Как вы думаете, какие  мысли вызывают ответы на вопросы теста?

1.Почему именно студента, а не офицера  автор заставляет излагать идеи о праве на кровь? Казалось бы, офицер по роду профессии больше связан с проявлениями насилия, смерти… (В ходе диалога приходим к мысли, что студенты – это еще не доучившиеся специалисты, они поверхностно знакомы с идеями, бродящими в обществе. А брожение  идей бывает во все времена и в каждом обществе).

2. Почему старуха, по замыслу автора, деньги завещает не сестре, а монастырю? (Оказывается,  злая и вредная,  она все-таки печется о своей душе. Помнит о душе!)
3. Почему Лизавета во всем противопоставлена Алене  Ивановне? (Эта героиня из мира обездоленных, бесправных.  Ради таких, как она, выстрадал свою теорию Раскольников, но именно Лизавета  и станет жертвой этой теории).
4. Почему так важен вопрос о том, чем измеряется человеческая жизнь? (Автор предупреждает: жизнь бесценна!)  Раскольников  как  умный человек должен был проанализировать содержание  разговора, ответить на эти вопросы, почувствовать предупреждение. Что же поняли мы, перечитав эпизод и задумавшись над замыслом автора?

О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива?

 

4.Усвоение новых знаний.

Заполнение ответов на вопросы таблицы.  Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие ответы вы записали?
На экране высвечивается таблица, идет обсуждение вариантов ответов.

 

Ответы

1. В умах людей в разные эпохи  всегда будут бродить самые разные…

Идеи

2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …

О собственной душе

3. Какова цена человеческой жизни?

Жизнь бесценна

4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…

Бесправных, обездоленных

5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам …

Законы совести, заповеди

 


Как видим, содержание данного эпизода автор продумал так, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу, услышать  предупреждение о том, что никакая теория не должна приводить к насилию. Почему же Раскольников не услышал этого? (Ребята отвечают, что Раскольников услышал только то, что хотел, а не то, что должен был. Им овладела чудовищнаяидея. Ради нее он отказался от законов совести, заповедей Бога).

Определим для  этой идеи формулу –« Разрешение крови по совести»

5 Просмотр презентации. Предупреждение человечеству

 

 Выводы

  Истоки бунта.
1.Внешние: идеи, витающие в воздухе:
- взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость

окружающего мира;
- идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);
- тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;
- судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);


2. Внутренние:
- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
- характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Записать

Нравственные истоки теории Раскольникова. Теория порождена состраданием, но странно, " бредово " понятым героем (Наполеон - сострадание);

Кофликт героя с миром, где страдают униженные и оскорблённые, можно разрешить, осуществив теорию. Теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
конспект урока.docx 28.65 KB
презентация к уроку.pptx 1.03 MB
презентация.ppt 1.17 MB
презентация учащегося.pptx 621.33 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн