Ход урока: 1. Организационный момент:нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит песня «Гаудеамус» (студенческий гимн). Приветствие!
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача - ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы обучающихся) Вы незнакомы с этой песней? В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус» на латинском языке, которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном. Цель нашего урока - ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет нашим сердцам.
3. Беседа с обучающимися. Знакомство с творчеством вагантов. Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
(ответы обучающихся) Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы обучающихся) Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите мимо.
Авторская или бардовская песня. Само слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нашего уха. Но не все, наверно, вы знаете, что так называли народных певцов древних кельтских племен. В дальнейшем они стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. Такие песни чаще всего называли студенческими и туристскими.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов эпохи Средневековья. Поэзия вагантов – часть средневековой церковной литературы, и вместе с тем она тесно связана народной смеховой культурой, ярко проявляющейся в карнавальных празднествах, балаганах, ярмарочных представлениях. Само братство вагантов – своеобразный орден, живущий по уставу, пародирующему уставы традиционной монастырской жизни, обличающий жадность, обман, лицемерие, воспевающий достоинства своих возлюбленных. Ребята, послушайте начальные строки одного из стихотворений вагантов (в переводе Л. Гинзбурга «Любовь к филологии»). К кому относятся эти строки? (- к возлюбленной поэта)
Учитель: Кто же она? (читается стихотворение до конца; ответы обучающихся) В чем смысл стихотворения? (ответы обучающихся) Правильно! Написано оно, казалось бы в жанре любовной лирики (лирического стихотворения) и тоже время имеет нравоучительный (поучительный) вывод, как это бывает в баснях. По этому стихотворению можно представить, какими были ваганты и их песни.
4. Разучивание – студенческий гимн «Гаудеамус», «Из вагантов» Д. Тухманова.
Учитель:Ребята, скажите, что объединяет эти две песни? ( ответы обучающихся) В подтверждение ваших слов я хочу привести отрывки подстрочного перевода песни «Гаудеамус» ( чтение строк). А что отличает их друг от друга? (ответы обучающихся) Молодцы! Если «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, то песня Тухманова – скорее сольная, что подчеркивается развитым и прихотливым мелодико – ритмическим рисунком. Поэтому по – разному нужно петь эти две песни.
5. Авторская песня сегодня.
Учитель: Ребята, назовите, кого вы знаете из современных бардов? (ответы обучающихся) Какие произведения этих авторов вы знаете, может исполняли когда – либо? (ответы обучающихся)
Слушание – М. Светлов «Глобус крутится, вертится» .
Учитель: История становления авторской песни во многом связана с появлением песни М. Светлова «Глобус крутится, вертится». Послушайте, пожалуйста, ребята, как она звучит. О чем эта песня? (слушание; ответы обучающихся)
Беседа с обучающимися о содержании репродукции картины М. Шагала «Прогулка» первоначальном тексте песни «Глобус крутится, вертится».
Учитель: Перед вами репродукция картины М. Шагала «Прогулка». Что изображено на ней? (ответы обучающихся) Теперь сравните репродукцию картины М. Шагала «Прогулка» с текстом песни по содержанию (ответы обучающихся)
Разучивание –«Белорусский вокзал» и «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.
Учитель: Ребята, вспомните песни известного барда Б. Окуджавы. О чем в них рассказывается? (слушание; ответы обучающихся) Почему эти песни были очень популярными в последние десятилетия XXвека? Почему именно на Арбате в Москве поставили памятник Б. Окуджаве? (ответы обучающихся)
Бардовская песня в музыкальной культуре конца прошлого века.
Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Окуджавы, Визбора и других от общепринятого песенного творчества композиторов. Скажите сейчас об этом (ответы обучающихся).
6. Итог урока. Оценка работы класса и отдельных обучающихся.
Звучит песня «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.