Значение творчества А.С.Пушкина для русской культуры. Переводы А.С.Пушкина на казахский язык. Пушкин и Абай.
Submitted by Татьяна Викторовна Шекера on Tue, 28/02/2012 - 19:55
Ход урока:
Организационный момент
Мотивационное начало урока.
Вступительное слово учителя:
К Пушкину приходишь не однажды.
Как жизнь открывается человеку постепенно, так и творчество поэта.
1799г.-1811г. Москва.
... Дом Пушкиных дышал стихами. О стихах говорили, стихи читали, стихи сочиняли..., Александр сам не помнил, когда он начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте...(фрагмент главы книги А.Слонимского «Детство»)
Итоги познавательной деятельности учащихся.
Ученик:
1811г. 19 октября. Царское село.
Разве можно это забыть? Притихший зал, сверкающий золотом мундиров. День открытия Лицея.
1817г. Выпуск, скоро выпуск. Здесь в Лицее он был признан поэтом.
А много позже Анна Ахматова напишет:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Ученица:
Все мы знаем, что с именем Пушкина связано много мест, дорогих для каждого. Одно из них - Михайловское. К.Г.Паустовский свое произведение «Михайловские рощи» начинает
Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять её».
Было раннее утро, накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый
бор. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся
и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской.
Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочёл почти забытые слова: «В разные
годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
- Что это? - спросил я возницу.
- Михайловское, - улыбнулся он, - Отсюда начинается земля Александра Сергеевича.
Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а Пушкин как будто всё ближе. Основоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и чтимый поэт. Всё новые и новые поколения перечитывают его, бесконечно находя своих «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», «Медного всадника», «Пиковую даму».
Ученик:
Доказывается первое положение статьи учебника «Русская литература. 9 кл.» с.82(отрывок из книги М.Гершензона «Мудрость Пушкина»)
«Русская критика всегда твёрдо знала, что поэты не только услаждают, но и учат. И в поэзии Пушкина, помимо её формальных достоинств - необычайной художественности, правдивости, народности и пр. - критика никогда не забывала отмечать ещё иную ценность: её философский смысл. Было ясно, что в поэзии Пушкина выразилось его мировоззрение, что оно с помощью красоты глубоко внедряется в читателя и, следовательно, представляет могучую воспитательную силу...»
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Белинский писал:
«...Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности». Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его гуманность, и вместе с тем человечно, гуманно!.. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
«...Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
Философ, поэт Вл. Соловьёв утверждает, что Пушкин, более всего дорожа чистой поэзией, тем не менее признавал за собою и нравственное воздействие на общество. Вл. Соловьёв вкладывает в уста Пушкина такие слова, обращенные к толпе: «То добро, которое вы цените, - оно есть и моём поэтическом запасе», и под добром Соловьёв разумеет здесь пробуждение добрых чувств и проповедь милосердия к падшим.
«... Ежели мы, нынешнее поколение видим другое в поэзии Пушкина, не лучше ли прямо высказать наше новое понимание? Та оценка была, без сомнения, вполне добросовестна; но наше право и наша обязанность - прочитать Пушкина собственными глазами и в свете нашего опыта определить смысл и ценность его поэзии».
Утверждал Гершензон, и я согласен с его мнением.
Мне хочется обратиться к портрету Пушкина, выполненному
О.А.Кипренским (демонстрируется).
Орест Адамович Кипренский писал Пушкина в 1827г. По заказу барона А.А.Дельвига. Художника часто упрекали в приукрашивании модели. Сам Пушкин позднее скажет: «Себя как в зеркале я вижу: но это зеркало мне льстит». Суждения современников: «пушкинской простоты не видно»(Н. Кукольник), «это - живой Пушкин»(Ф.Булгарин), «похож безукоризненно»(М.Юзефович).
Ученица:
Доказательство к 6 разделу учебника «Русская литература. 9 кл.», с 83.
«Когда-то пушкинисты, исследователи пушкинского наследия, собираясь на обсуждения, предпочитали «медленное чтение»(так они называли этот метод), которое помогало увидеть и осмыслить гораздо больше в тексте, глубина и многозначность которого открывается лишь внимательному и просвещенному читателю. Вспомним, как говорит о творчестве Пушкина Н.Гоголь: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Отсюда происходит то, что эти сочинения перечитываешь несколько раз... »
Ученица:
Доказательство к 8 разделу учебника «Русская литература. 9 кл.», с 83.
С чувствами благоговейного трепета приступаю я к произнесению слова, посвященного бессмертной памяти Александра Сергеевича Пушкина...
Бесчисленные нити таинственно, но неразрывно соединяют нас с Пушкиным, Пушкин - с нами. В первую очередь, конечно, мы связаны с ним узами того чудесного языка, который он сам выплавил из бронзы, высек из дотоле бесформенной, но драгоценной мраморной глыбы красочной народной нашей речи. Россия не только прочитала Пушкина, не только перечитала его и задумалась над его произведениями, не только переложила его всего на музыку, но и горячо полюбила его...
...Не как высокомерный наставник шёл Пушкин к народу... Он шёл к нему с открытою душою, как равный к равному, с тем, чтобы черпать из неиссякаемого родника русского национального духа ту, как червонное золото, неподдельную самобытность, которой овеяны все его творения.
В 1832г. Гоголь писал: «Пушкин есть явление необычайное и, может быть, единственное явление русского духа, это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет... ».
Смерть великих людей кладет начало их бессмертию. Сбылось пророчество Пушкина: он не умер, к нему не заросла народная тропа и памятник его славы вознесся выше Александрийского столпа(по Б.Л.Бразалю).
Ученица:
Чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг...».
Ученик:
Действительно, велико влияние Пушкина на другие области искусства. Русская живопись. Художники: В.Тропинин, О.Кипренский, И.Репин и др. обращались к пушкинским темам.
И сегодня звучат музыкальные шедевры по мотивам пушкинских произведений:
Корсаков «Сказка о Царе Салтане», «Золотой петушок», «Моцарт и
Сальери»;
А. Даргомыжский. «Русалочка»;
Э. Направнин «Дубровский».
Сняты фильмы: «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Маленькие
трагедии», «Коллежский регистратор», «Сказка о Царе Салтане » и др.
Звучат фрагменты музыкальных произведений.
Выразительное чтение стихотворения. М. Дудин «Сонет Пушкину»
В чем пушкинского гения основа И чем его прозренья хороши? -В свободном изъяснении души, Естественной раскованностью слова.
И если воспринять его готова Твоя душа, не опоздай, спеши Поймать его и в творческой тиши Своей судьбой его наполнить снова.
Что из того, что лжепророки лживы?
Извечная поэзия с тобой
За жизнь и честь ведет смертельный бой
И мир живет, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы,
Оплаченные пушкинской строкой.
Учитель:
Переходя к следующей страничке урока, хочется произнести такие слова:
Ещё не раз в пути
Взлетит над вами пушкинское слово
И вновь на подвиг светлый позовёт.
Ученица:
Изучая творчество А.С.Пушкина, я обратила внимание на множество портретов и памятников поэту. Более других мне понравился памятник А.М.Опекушина (демонстрируется).
Опекушин А.М. - русский скульптор, сын крепостного, участвовал в создании памятников «Тысячелетие России» в Новгороде. На торжественном открытии памятника Пушкину выступали представители науки и культуры.
Но почему ни в одной из речей не говорится о значении поэта для других
народов.
Пушкин и Абай
Первым переводчиком Пушкина на казахский язык был Абай Кунанбаев. С огромным интересом и увлечением он работал над переводом отрывков из романа «Евгений Онегин».
Выразительное чтение. «Письмо Татьяны» на казахском языке (перевод Абая).
«Так в зиму 1887г. великий русский акын Пушкин впервые вступил на простор казахских степей... » (Мухтар Ауэзов «Путь Абая»).
Учитель:
Вступил, чтобы навсегда остаться на этой земле.
Пересказ статьи учебника.
Чтение стихотворения Олжаса Сулейменова: «На площади Пушкина».
Учитель:
Пушкин на семипалатинской земле.
Выразительное чтение стихотворения «Зимняя дорога» перевод семипалатинского поэта Сагидоллы Кожагельдинова (о нём). 2006г. Пушкина в Казахстане, год Абая в России.
Подведение итогов. Оценки.
Учитель:
Поэзия бывает исключительной страстью немногих, родившихся поэтами, она объёмней и поглощает все наблюдения и все впечатления их жизни: - эти слова Пушкина по праву можно отнести к нему самому. Все усилия, все впечатления бытия, все радости и горести жизни, нетленная красота человеческого чувства и «душ высокое стремление» бессмертно воплощены в его творчество.
В. Г. Белинский дал такое определение пушкинской лирики - «лелеющая душу гуманность». Можно по-разному понимать эти слова, но несомненно одно - велико значение творчества А. С. Пушкина и его влияния на современную литературу и другие виды искусства.