Автор:
Фаткуллина Рузалия Музагитовна
Место работы:
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГБОУ Самарской области СОШ с. Новое Мансуркино
Использование сервисов WEB 2.0 на уроках русского языка
Тема педагогического опыта
|
1.1.Использование сервисов WEB 2.0 на уроках русского языка в 10 -11 классах с целью формирования метапредметных компетенций.
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые средства образовательной деятельности и др.)
|
2.1 Разная степень мотивации обучения учащихся на разных возрастных ступенях развития требует внедрения новых технологий, позволяющих повысить интерес к образовательной деятельности, повысить эффективность образовательного процесса учащихся.
2.2 Необходимость снижения конфликтности в разных ситуациях взаимодействия через использование сервисов WEB 2.0, направленных на развитие эффективных форм взаимодействия и повышение общей психологической культуры.
2.3 Необходимость развития у учащихся умения ориентироваться в большом информационном потоке, осознано относиться к ситуации выбора, принятия решения и постановки целей.
|
Идея изменений (в чём сущность ПО)
|
3.1 Сущность идеи лежит в изменении старых форм на новые и инновации в содержании, согласно современному взгляду на мир. Активно внедряю сервисы WEB 2.0 в изучение русского языка в 10-11 классах с целью формирования метапредметных компетенций.
|
Концепция изменений
|
4.1 Переход на ФГОС предполагает иные, отличные от традиционных, требования к результатам освоения основных образовательных программ. Особое внимание обращается на метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
4.2 В ходе применения WEB сервисов и получения определенного опыта используемые приемы мобильны, имеют практическую направленность и применимы в разных сферах жизни.
4.3 WEB сервисы, используемые в обучении, ориентированы на организацию интерактивной педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности учащегося, ее раскрытию, развитию и самореализации в процессе обучения, реализацию многоуровневой структуры общения, предполагающей диалогическое взаимодействие, гуманитарное мышление и применение осознанно познанного.
|
Условия реализации изменений
|
5.1 Умение комбинировать элементы традиционных методик с сервисами WEB 2.0. Создание учебного блога (http://nmansur.blogspot.com/), освоение и использование в работе новых сервисов.
Основным условием реализации изменений является анализ проделанной работы.
|
Результат изменений
|
Показатели за последние три учебных года
6.1 За последние три года отмечается 100% уровень обученности учащихся по русскому языку, качество обученности по результатам ГИА 2010 года составило 45%, средний балл-33,6. .
6.2 Проводимые в 10-11 классах административные срезы показывают 100% уровень обученности и 42% качество обученности.
6.3 Результатом организованной деятельности является повышение показателя активности и успешности учащихся, раскрытие ресурсов психики и личности, формирование метапредметных компетенций.
|
Публикации, участие в конкурсах.
|
7.1 1 место в интернет-конкурсе « Творческая мастерская 2.0» http://pedsovet.su/news/2011-04-10-522
7.2. Сертификат участника Федерального конкурса проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в своей учебной работе
http://euro-ief.ru/works/detail.php?ID=337
7.3 3 место в Окружном марафоне компьютерных знаний. Номинация « Методическая копилка». 2011 год.
7.4. Мастер-класс в рамках Окружного единого методического дня « Новые технологии новой школе».
7.5.Публикация на Всероссийском педагогическом портале « Методкабинет. РФ»
http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/infotehnology.html
|
Сегодня в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. «Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста».1 На наш взгляд, использование сервисов WEB 2.0 в учебном процессе позволяет решать проблему развития у учащихся метапредметных компетенций. Так как Web2.0 - второе поколение Web-сервисов, ориентированных на коллективное создание и использование ресурсов. Причем коллектив участников является открытым и неограничен практически никакими границами. Использование Web2.0 является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
http://www.ug.ru/article/64
Нина ГРОМЫКО, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук:
1.Одним из распространенных и применимых в образовательном процессе сервисов являются блоги. Блоги – это запись своих мыслей и выставление их на всеобщее обозрение, с возможностью добавления комментариев другими пользователям. В 2010 году результатом моего участия в дистанционном семинаре IT-активити, организованном МОУДПОС Центр информационных технологий г. Тольятти, стал учебный блог
«Подготовка к ЕГЭ/ГИА. Русский язык на «5» http://nmansur.blogspot.com/. Данный блог стал не только площадкой для размещения разработанного мною методического материала к урокам русского языка в 9-11 классах, он стал площадкой сетевого взаимодействия с учащимися во внеурочное время и площадкой для совместного освоения сервисов Web 2.0 . В данное время блог пополняется новыми материалами и, по признанию учащихся, является хорошим подспорьем в самостоятельной подготовке к процедуре итоговой аттестации по русскому языку.
- Для повторительно-обобщающих уроков мною разработан и размещён в блоге цикл презентаций по наиболее сложным темам для 8-9 классов. Данные презентации не только содержат теоретический материал, но и являются тренажёрами, помогают учащимся отработать навыки выполнения заданий по алгоритму связь с математикой).
обособленные члены предложения
вводные слова
грамматическая основа
задания по орфографии
СПП и ССП
СПП с несколькими придаточными
словосочетание, виды связи
однородные члены предложения
средства связи предложений
одна и две Н в словах разных частей речи
3. Для организации контроля усвоения темы использую интерактивные тесты, созданные мною в Google. Такие тесты позволяют учащимся познакомиться с результатами тестирования и провести анализ допущенных ошибок. Выполнив тест несколько раз, проанализировав свои ошибки и ошибки своих одноклассников, ученик просто будет это знать! А с таблицей самопроверки ребята работали достаточно долго: вписывали и меняли свои ответы, следили за другими, отслеживали комментарии учителя, потом обсуждали на уроке. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Образцы тестов и таблиц самоанализа:
Обособленные члены предложения
Страница для самопроверки
Итоговый тест за курс 10 класса
Страница для самопроверки
Причастие как часть речи
Таблица самопроверки
4. В 2011 году заинтересовалась методом интеллект-карт и стала использовать в работе сервис http://www.mindmeister.comИнтеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
- мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. Первое знакомство учащихся с интеллект-картами – специальным видом диаграмм, созданным для представления информации, идей, заданий вокруг ключевого слова или мысли, произошло в 10 классе на уроке по теме « Причастие как часть речи». Интеллект – карта была создана мною специально к уроку повторения: Причастие как часть речи. Возможность создавать карты в онлайн-режиме, концентрировать весь учебный материал по теме в одном месте заинтересовала учащихся. И они стали включаться в процесс создания Интеллект-карт, подойдя к процессу их создания с максимальной долей креативности.
Банк интеллект-карт:
Причастие как часть речи
Деепричастие как часть речи
Предлог как часть речи
Синтаксис
Предложение
Обособленные обстоятельства
Предлог
Обособленные приложения
Обособленные члены предложения
Данные интеллект карты были созданы учащимися после уроков, как домашнее задание. Это позволило им ещё раз закрепить изученный материал, работать над развитием своей креативности, работать над формированием общеучебных умений, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией, улучшить все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) . При наличии времени на уроке и достаточной степени освоения данного сервиса учащимися целесообразно организовать сетевое взаимодействие по созданию интеллект-карт на уроке. Это позволит формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению и защите интеллект-карт.
5. Использование интерактивной онлайн доски http://www.dabbleboard.com/ на уроке даёт хорошие результаты, если необходимо организовать совместную деятельность учащихся, их взаимодействие в онлайн-режиме.
СервисDabbleboard это:
-создание документа с рисунками, схемами, текстом и картинками;
- совместная работа в одном документе;
-общение в документе посредством чата (есть возможность использовать голосовой и видео чат);
-возможность опубликовать созданный документ в блоге в виде ссылки, гаджета или сообщения.
В сервисе Dabbleboard работаем также как с обыкновенной доской в классе: ученик решает, учитель исправляет. При этом у учащихся развиваются навыки конструирования схем, необходимые и для успешного освоения других учебных предметов.
Пример работы учащихся во внеурочное время (выполнение домашнего задания)
Образование причастий.
Предлог
6. В данный момент веду работу по организации и проведению блог – уроков. Блог-урок относится к одной из форм организации деятельности в дистанционном режиме. Посредством блог-урока возможна организация обмена текстовыми сообщения, аудиальной и визуальной информацией Как показал опыт организации урока в блоге, в сравнении с традиционными формами урока, у блог-урока есть ряд существенных преимуществ:
- Работа школьников в индивидуальном темпе, соответствующему их возрастным и психологическим особенностям.
- Возможность оперативного получения обратной связи от обучающихся и учителя благодаря функции размещения комментариев.
- Совершенствование навыков письменной речи в процессе публикации собственных рассуждений.
- Возможность развития у обучающихся критического мышления, самостоятельности и инициативности.
- Выполнение творческих заданий с использованием аудио- и видеоматериалов, рисунков.
Регулярное использование блогов для проведения учебного занятия позволяет обогатить знания обучающихся по определенным темам, за счет новизны технологии повысить мотивацию к учению. Деятельность в блоге позволяет каждому школьнику принять участие в обсуждении учебной проблемы, что не всегда удается при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов.
Примеры блог-уроков:
Обособленные члены предложения
Вводные слова и предложения.
Выводы:
1.Итак, из всего сказанного выше, очевидна эффективность использования существующих возможностей сервисов Web2.0 для формирования метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся:
- создают, применяют и преобразовывают модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
- разрабатывают, проводят сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
- учатся приемам самоорганизации;
- осуществляют самоконтроль своих знаний и умений;
- планируют и организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
- овладевают способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
- самостоятельно планируют пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
- получают навыки работы в группе, навыки самопрезентации.
2.Применение сервисов Web2.0 в учебном процессе по русскому станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
3. Применение сервисов Web2.0 в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Сервисы Web2.0 являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
|