Submitted by Лариса Борисовна Титаренко on вс, 26/02/2012 - 12:26
Ход урока.
Организационный момент.
Попросить учащихся поздороваться сначала стоя на правой ноге, а затем стоя на левой ноге.
1. Изучение нового материала.
СЛАЙД 2
Вопрос ученикам:Что это за сооружение? Почему такое высокое сооружение как Останкинская телебашня стоит несколько десятилетий и не падает?
Если тело покоится относительно инерциальной системы отсчета, то говорят, что оно находится в равновесии.
Объявляется тема урока (СЛАЙД 3)
Практическое значениеизучения условий равновесия тел: строительство зданий, мостов, туннелей, скульптур, монументов и других построек, конструирование машин и механизмов невозможно без знаний об условиях равновесия тел.
СЛАЙД 4. Определение «статики». Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 64 учебника и записывают в тетрадь.
Вопрос ученикам:Какой закон динамики говорит о том, при каких условиях тело покоится или движется равномерно и прямолинейно?
СЛАЙД 5. Вспомнить с учащимися понятие «рычага» и условий равновесия рычага, т.е. вращающегося тела.
СЛАЙД 6. Виды равновесия.
СЛАЙД 7. Равновесие называется устойчивым, если при небольших внешних воздействиях тело возвращается в исходное состояние равновесия.
СЛАЙД 8. Равновесия называется неустойчивым, если при небольшом смещении тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил отлична от нуля и направлена от положения равновесия.
СЛАЙД 9. Если при небольших смещениях тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил равняется нулю, тело находится в состоянии безразличного равновесия.
Для дальнейшего изучения условий равновесия тел необходимо ввести еще одно понятие – центр тяжести.
СЛАЙД 10. Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 68 учебника и одно из определений записывают в тетрадь.
ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА
Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то тело находится в устойчивом равновесии.
Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, не пересекает площадь опоры, то телоопрокидывается.
Демонстрация 1: наклонная призма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на расслабление позвоночника и снятие напряжения глаз.
Демонстрация 2: неваляшка. Учащиеся читают стихотворение С. Я. Маршака на с.72 учебникаи отвечают на вопрос № 7.
Задание ученикам:сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90°. Не наклоняя корпус вперед и не двигая ноги под стул, попробовать встать.
Вопрос ученикам: почему не удается встать? (потому что центр тяжести человеческого тела, который располагается в районе пупка, не пересекает площадь опоры, т.е. стоп).
Вернуть внимание учеников к началу урока.
Вопрос ученикам: что вам пришлось сделать, чтобы постоять сначала на одной ноге, потом на другой и не упасть? В каких видах спорта и видах искусства необходимо умение держать равновесие?
СЛАЙД 11. Определение центра тяжести плоских фигур.
ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА.
ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА«Определение центра тяжести плоской фигуры неправильной формы».
Оборудование:штатив с муфтой и лапкой, кусочек пробки (или ластика), иголка (или декоративная кнопка), самодельный отвес (например, пуговица на двойной нити), вырезанная из бумаги фигура неправильной формы.
Ход работы:
Закрепить пробку в лапке штатива.
На иголку повесить отвес и приколоть фигуру за край к пробке.
Вдоль отвеса провести карандашом линию.
Снять фигуру с пробки, повернуть на некоторый угол, снова прикрепить к пробке за другой край и провести еще одну линию вдоль отвеса.
Проделать опыт третий раз.
Точка пересечения трех линий и есть центр тяжести.
Чтобы проверить правильность определения центра тяжести фигуры, необходимо взять стержень авторучки и на торцевую часть положить фигуру точкой пересечения линий. Если центр тяжести определен правильно, то фигура должна находиться в равновесии.
СЛАЙД 12. Пизанская башня (историческая справка о данном памятнике архитектуры). Вопрос ученикам: почему знаменитая «падающая» башня до сих пор не упала?
СЛАЙД 13. Скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». (историческая справка об истории создания данной скульптуры). Обычно для женщины шарф является украшением. Его можно повязать на голову, накинуть на плечи, надеть на шею. Но автор вложила шарф в руку женщине и заставила его «лететь» по воздуху.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:§ 20-22; используя источники литературы или интернет-ресурсы, ответить на вопрос: какое смысловое значение имеет шарф в руке женщины с точки зрения физики?