Submitted by Диана Николаевна Александрова on Sat, 25/02/2012 - 11:09
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Какие знаете типы речи? (Индивидуальная работа)
- Какие виды текстов вам знакомы? (Индивидуальная работа)
– Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке)
(Дети говорят, что "улыбка")
– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет.
– Улыбнитесь друг другу.
– Улыбнитесь мне.
– Как стало на душе? (Радостно)
III. Постановка учебной задачи
– А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.
1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
2. Анализ стихотворения.
– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.
Ответы детей:
– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.
– Он всем грубил, так как был избалованным.
– Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.
– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.
Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.
IV. Открытие детьми нового знания
– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)
– Что такое вежливость? (Ответы детей.)
Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.
Учитель:(читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
– Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)
– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
V. Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.
первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый
вторая группа – подобрать антонимы
третья группа – составить из данных слов словосочетания
(На партах – карточки со словами из словаря синонимов.)
– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?
– А вот так дает объяснение толковый словарь.
В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.
3. Игра “Посмотри, подумай”.
– У меня затерялись 3 лепестка.
– Куда их прикрепить, может они лишние?
– Посмотрите и подумайте.
образованный знающий грамотный
(Ответы детей.)
Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.
Разыгрывание стихотворения.
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткой на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
4. Игра “Дары Вежливости”.
– Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.
– Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!
– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.
VII. Домашнее задание. Ваши родители по этому тесту оценят вашу вежливость
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Что нового узнали про себя или для себя?
– Как понимаете смысл этих слов?
Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
Самооценка собственной деятельности на уроке.
– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать.
«Словарь – синонимов», «Словарь русского языка АН СССР»
Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.